Колымский историк выяснил, как и когда на карте появился Тауйск
В сентябре этого года старейшее поселение Магаданской области отпраздновало свое 370-летие
Фото: sevvostlag.ru
В сентябре 2023 года колымское село Тауйск отпраздновало свое 370-летие. Магаданский историк Александр Навасардов проанализировал исторические документы и факты, относящиеся к определению времени и места основания старейшего населенного пункта Колымы.
Кто основатель?
На территории северного побережья Охотского моря в середине XVII века проживали коряки и эвены. В описываемый период эти народы враждовали между собой.
Первыми европейцами, которые посетили эти места, были русские первопроходцы-казаки. Весной 1651 года казак Михаил Стадухин в устье р. Пенжины построил два коча (морское парусно-гребное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, однопалубное, промысловое, размерами меньше ладьи), на которых и отправился на юг вдоль северного побережья Охотского моря.
В первый год плавания он смог дойти только до устья р. Гижига. Острожек на Гижиге поставлен 20 сентября 1651 года. В том районе казаки зимовали и пытались объясачить коряков. После зимовки М. Стадухин продолжил свое плавание на юг. В сентябре 1652-го казак обосновался на р. Тауй, где основал острог. Из этого острога он не раз совершал походы «с реки на реку» в Тауйской губе, прожив в зимовье до 1657-го, и в отписке якутскому воеводе от 1 марта 1658 года сообщал, что им отправлены «книги и чертеж земли и рекам». Речь идет о многих землях и реках того района.
Попытки проникнуть в этот район делались и со стороны Охотска. 23 июня 1648 года якутский казачий десятникСемен Шелковник послал из Охотска отряд из 26 казаков во главе с Алексеем Глубоким. В августе этого же года отряд добрался до Тауйской губы. В Мотыклейском заливе в устье реки Мотыклейка казаки срубили зимовье. Однако из-за враждебного отношения аборигенов в 1651-м оно было оставлено.
По официальной версии Тауйское ясачное зимовье было основано М. Стадухиным 10 сентября 1652 года, а так как XVII веке новый год начинался 1 сентября, казаки прибыли на Тауй в начале 1653-го по старому летоисчислению.
В статье «Михаил Стадухин — первооткрыватель Охотского побережья: судьба землепроходца и история его открытия» исследователь А. А. Бурыкин замечал, что есть некоторые, хотя и довольно поздние по времени появления, материалы, позволяющие усомнится в том, что Стадухин был основателем Тауйского ясачного зимовья. В 1908 году в журнале «Православный благовестник», издаваемом Казанской духовной академией, было опубликовано сочинение протоиерея Прокопия Громова «Материалы по истории камчатских церквей». В работе отмечается, что датой основания Тауйска считается 1650 год. Очевидно, что автор использовал источники XVIII — XIX веков, хранившиеся в его семейном архиве.
В третьем томе «Исторической энциклопедии Сибири» историк А. С. Зуев указывал, что Тауйский острог основан казаками-первопроходцами около 1650 года как укрепленное зимовье, в 1652-м перестроено М. Стадухиным.
Таким образом, два маститых ученых высказали альтернативную точку зрения о дате основания Тауйского зимовья.
С Тауя на Яну
Фото: sevvostlag.ru
В 1740-х годах Я. И. Линденау отмечал, что Тауйский острог стоит на р. Амунка в устье р. Тауй. У С. П. Крашенинникова Амунка обозначена как протока в устье Тауя. Сейчас это название относят к озеру, расположенному у п. Балаганное, и к реке между устьями Тауя и Яны. М. Стадухин пробыл в острожке до 1657 года. Что произошло с зимовьем после ухода казаков, неизвестно. Очевидно, в нем отсутствовал постоянный гарнизон, хотя в списках ясачных зимовий оно числилось вплоть до 1667-го, т. е. русские появлялись в нем периодически в целях сбора ясака с окрестного населения.
В последней трети XVII века упоминания о Тауйском зимовье исчезают из документов. Оно или полностью прекратило функционировать, или же изредка посещалось случайными партиями казаков и промышленных людей.
Спустя некоторое время Тауйское зимовье вновь восстанавливается как центр сбора ясака и становится опорным пунктом походов русских казаков еще дальше на восток. Из грамоты Сибирского приказа якутскому воеводе от 22 ноября 1709-го следует, что оно функционировало в 1708 году. Упоминается Тауйское зимовье и в 1710 — 1720-е годы.
К 1731 году Тауйское поселение официально считалось острогом, было расположено на правом берегу устья р. Тауй, почти у самого моря, имело ясачную избу, аманатскую казенку, поварню и амбары для хранения «государевой казны». Но при этом вокруг строений совершенно отсутствовали какие-либо укрепления. Очевидно, что перенос острога на новое место произошел во второй половине XVIII века (по мнению Л. Н. Хаховской, перенос острога на правый берег устья р. Яна состоялся в конце XVIII века).
Его причиной, как отмечал Р. С. Васильевский, явилась эрозия берега Охотского моря в данном районе. Обследование устья Тауя, Амунки и прилегающей к ним части морского побережья показало, что берег здесь сильно размыт, высота его не превышает метра, часть побережья заболочена. Как видно, разрушительное действие моря, угроза затопления и заставили русских казаков перенести Тауйский острог в другое, более удобное место. Так Тауйск оказался на Яне.
Многонациональное село
Фото: sevvostlag.ru
В Тауйском ясачном зимовье, а затем в остроге находился постоянный казачий гарнизон, количество служивых в котором менялось в зависимости от времени и надобности. Около половины контингента русских казаков, обитавших в остроге, жили здесь постоянно и являлись, по существу, местными жителями, так как были связаны браками с представительницами коренного населения. Другую часть гарнизона присылали из Якутска. Во главе гарнизона находился казачий сотник.
К середине XVII века коряки заселяли приустьевые районы рек Ола, Армань и др. Южной границей расселения коряков, отмечал И. С. Вдовин, была р. Тауй. В описываемый период эвены, опираясь на военную силу казаков, упорно продвигались на побережье к устьям рек и в примыкавшие к ним районы, занимаемые ранее коряками.
Во второй половине XVII — начале ХVIII века в Тауйске и его окрестностях проживали пешие или оседлые тунгусы. Другой социальной группой, которая находилась при остроге, были аманаты. Это пленники, которых брали в поручительство уплаты ясака сородичами. К ним относились оленные тунгусы и коряки.
Формирование оседлого населения в районе устья р. Яна (Тауйский острог. — А. Н.) относится к концу XVIII века. Здесь селились казаки, вышедшие в отставку, ссыльные якуты, высланные по приговорам на поселение, промышленники, церковнослужители, купцы, крестьяне-переселенцы. Крестьян перевозили с некоторым количеством скота, закупленного за счет казны в центральных якутских улусах.
Согласно сведениям И. И. Редовского, в 1806 году в Тауйске проживало 42 военнослужащих (направлялись из Якутска. — А. Н.), 6 казаков, 16 пеших тунгусов, 46 якутов, 7 коряков.
Государство снабжало переселенцев семенами ржи, пшеницы, ячменя и овса. Однако в Охотском крае некоторые успехи имело лишь огородничество. В отчете по управлению Охотским округом за 1844 год писалось: «Огородные овощи разводятся с недавнего времени довольно успешно. Картофель и некоторые виды овощей выращивали не только в крестьянских селениях, но и в других селениях: в Тауйском, Арманском, Ольском, Ямском, Тахтоямском и в Гижигинске». Огородничество в Охотском крае было второстепенным делом. Основными занятиями мещан, крестьян, казаков являлись рыболовство и охота.
Снабжение огромного края различными товарами зимой осуществлялось по Охотско-Петропавловскому почтовому тракту. Перевозку грузов производили во вьюках гужевым транспортом. В летнее время товары из Охотска в Петропавловск доставлялись морем. Грузы были как казенными, так и купеческими.
В первой половине ХIХ века для обслуживания тракта в Тауйск и другие поселения, которые располагались на побережье Охотского моря, царская администрация активно переселяла семьи ссыльных якутов, владевших лошадьми и другим скотом.
Начиная со второй половины ХIХ века тунгусы и коряки, которые населяли Тауйск и его предместья, ассимилировали и утратили свою идентичность. Основное ядро тауйцев составляли якуты-переселенцы. Менее значительными по численности были представители так называемых русских сословий — казаков и духовенства. Находясь в отрыве от основной массы этноса, со временем тауйские якуты превратились в обрусевшее этнически смешанное население.
В конце ХIХ — начале ХХ века из-за наплыва большого количества сезонных рабочих, ввозимых частными предпринимателями для освоения рыбных запасов края, происходит некоторое увеличение численности тауйцев. Часть этих людей оседали здесь на постоянное жительство.
Исследователь Б. П. Полевой отмечал, что в 1743 году в Тауйском остроге находилась часовня. Тогда же жители Тауйска обратились в Святейший синод с просьбой о назначении священника. Святейший синод выбрал священника из Тобольской епархии, но, кем был этот человек, неизвестно.
31 августа 1834-го издан указ Святейшего синода об устройстве в Тауйском остроге церкви в память Покрова Божией Матери. Через 5 лет определены служители, в числе которых были священник Стефан Попов и дьячок Михаил Протопопов. К 23 декабря 1839 года завершились работы по переоборудованию часовни в церковь.
Она быстро пришла в негодность, поэтому в 1847-м в Тауйске возводится новая церковь, которая сгорела через 10 лет. Третье здание Тауйской Покровской церкви построили в 1864 году на прежнем месте.
При Тауйской Покровской церкви в 1847 году открылась первая в этом районе школа. Первоначально в ней обучалось четыре ученика, в спустя 9 лет — шесть.
Только к концу ХIХ века населенный пункт Тауйск приобрел черты русского поселения, в котором находился военный гарнизон, стояла церковь, был свой священник, работала сельская школа, располагалась почтовая станция, находились казенные и коммерческие заведения. К концу 1910-х годов в Тауйске проживало 200 — 210 человек.
Таким образом, если рассматривать населенный пункт в устье р. Яна как русскоязычное оседлое поселение, где проживали казаки, мещане, купцы, а также обрусевшие потомки эвенов, коряков, якутов, то возраст села Тауйск около 150 лет. Однако необходимы дальнейшие исторические исследования, которые конкретизируют дату основания населенного пункта в устье Яны.
Подготовил к. и. н., главный научный сотрудник МОКМ А. С. Навасардов
0 комментариев