Homo Terribilis



Приятно чувствовать себя особенным. Нет, правда.Это может звучать нескромно, хвастливо, самонадеянно, да как угодно. Но всё равно прятно. И каждый из нас, пусть в самой-самой глубине своей сущности, ощущает себя особенным. Ну признайтесь. Про себя. Без свидетелей. Вот и молодцы.

Вот то же самое и с человечеством. Испокон веков, с момента осознания себя, человечество чувствует свою особость. “Человек — мера всех вещей”. Звучит? Звучит. А не слишком ли хвастливо? Во всяком случае лучше, чем “Человек — венец природы”. Ну хорошо, немного лучше. Однако есть ли под этим реальные основания?

Строго говоря, трудно рассчитывать на объективность, когда сам объект рассуждает о себе. Но так как кроме нас, людей, никто в ближайшем окружении так и не сумел подняться до уровня саморефлексии, приходится довольствоваться и этим. В любом случае что-то лучше, чем ничего.



Однако с самого начала у человека теплилась надежда найти себе подобных. Других, но таких же. И взглянуть на них, как в зеркало. И познать как их, так и себя.
Одна проблема. “Где все?!”



Действительно. На Земле мы одни такие. В какой-то степени и сами в этом виноваты — последние ближайшие родственники — неандертальцы — исчезли сравнительно недавно и, по последним научным находкам, не без активного участия нас, людей, причём, даже включая гастрономические мотивы.



Нет, конечно, время было другое и вообще. А сейчас мы другие. Доросли до контакта. А контактов нету.

Причём чем больше мы узнаём о Вселенной, тем больше вероятность наличия иной мыслящей жизни.



Вероятность увеличивается, а количество контактов — нет. Как не было ни одного, так и нет.

Да где же все, в самом деле?!

Вселенная в ответ продолжает молчать.

Ну хорошо. А если подойти с другой стороны? Со стороны желания идти на контакт.

“Это как это?”, — спросит любой человек. “Мы же все испокон веков хотим такого контакта!” Да мы и не спорим. Мы — о другой стороне. А хочет ли другая сторона этого контакта? Хочет ли этот гипотетический инопланетный разум контакта с нами?

“Да Вы вообще серьёзно?”, — ещё раз спросит любой человек. И мы ответим: “Ага!” И предложим посмотреть в зеркало. На себя. Без иллюзий. Объективным взглядом.

“Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй” © Радищев

Ну вот, положа себе руку на сердце, признайтесь — о чём Вы, лично Вы, постоянно думаете? О высоком назначении Человека? Не-а. О счастье всего Человечества? Не-а. О мироздании? Не-а. Вы думаете о том, чего бы вкусненького сожрать!



И думаете об этом практически непрерывно.



Даже иногда вскакиваете посреди самых увлекательных сновидений и крадётесь, яко тать в нощи, к холодильнику.

Ну да, подловили, подловили. Может быть у человека маааленький недостаток? Может!

Ладно, продолжим. А что за мысли заводятся на сытый желудок? Ой, да ладно. И не пытайтесь обмануть. В том числе и себя. Так как на сытый желудок приходят исключительно мечты о плотских утехах.



И не надо комплексовать. Будучи смертными организмами, первоочередные задачи у нас — выжить и продолжить род. Да-да, познание мира и самого себя — не первоочередная задача. Так как на голодный желудок можно и ноги протянуть, а в таком раскладе познавать будет некому. Биологическая природа имеет свои ограничения. Увы.

И вот настал момент остановиться и взглянуть на себя под этим углом зрения. Взглянули? И появилось желание общаться с неким типом, мысли которого заняты жратвой, а потом — сексом?

Вот именно. Как выясняется, не очень то мы и привлекательны для инопланетного разума. Но, как говорится в рекламе “There is more!” Да кудв уж дальше то?! Вы не поверите!

А дело в том, что мы вовсе не одиноки. Нет-нет, не в том смысле, что мы уже нашли собратьев по разуму. А в том смысле, что наша биологическая оболочка — это своего рода микрокосм, в котором живут мириады иных существ. Микроорганизмов. Каждый организм — часть экосистемы, которая включает в себя как внешние связи (ну как охотник-добыча), так и симбиотические (ты — мне, я — тебе). Множество необходимых для жизни соединений мы получаем от микроорганизмов, живущих в нашем теле, большей частью, в кишечнике. Количество микрооргазимов там вполне сравнимо с количеством нейронов у нас в голове. Поэтому иногда с некоторой натяжкой кишечник называют вторым головным мозгом. А нарушение микрофлоры кишечника оказывается весьма серьёзным заболеванием. Кстати, не следует также забывать и о микроскопических “неорганизмах” — вирусах, которые, строго говоря, не отнсятся в полной мере ни к живым, ни к мёртвым “созданиям”, оказываясь ровно между двумя мирами.



Итак, картина начинает проясняться. Ещё до того, как инопланетный пришелец-интеллектуал познакомится со всей бездной примитивизма похотливого обжоры, он почует запах. Нет, можно сказать, амбрэ! Мы ведь принюхиваемся к себе. Мозг эффективно отфильтровывает “помехи”, “белый шум”, которые постоянно присутствуют. Как, например, мы не замечаем собственного носа, так как мозг его просто “убирает”. Так же и в отношении нашего собственного запаха. Между прочим, запах пота — это продукты переработки нашего пота живущими на нашей коже микроорганизмами-сапрофитами. А теперь попробуйте представить себе, как в действительности мы выглядим в глазах (и обонянии) наших гипотетических собратьев по разуму. Не мывшийся годами бомж — это очень отдалённая аналогия.



Вопрос о желании близкого знакомства с подобным представителем нашего собственного вида, очевидно, можно и не задавать. И запах не очень, и подхватить какую заразу запросто можно. Не-не, и не уговаривайте. Даже с позиций воинствующего гуманизма.

Ну и в качестве вишенки на торте. А предпринимаем ли мы сами усилия для контакта с иным разумом? “Ха!”, — облегчённо воскликнет обрадованный читатель — “Конечно! И очень много!”. Нет-нет, не программа SETI и аналогичные, по пассивному прослушиванию Вселенной на предмет просочившийся сигналов от иной цивилизации. А реальная попытка найти общий язык с иным разумом. Тскзть, “на кошках потренироваться”. Как это нету такого?! Буквально, буквально на кошках. Наши с вами “братья меньшие”?! Да-да, животные, с которыми мы живём бок о бок тысячелетия и так и не научились с ними полноценно общаться.



Лишь последние век-другой зародилась идея, что они тоже мыслят и вполне осознанно общаются друг с другом и пытаются общаться с нами.

Оставь надежду всяк сюда входящий?

Если считать, что происходящее на Земле — штука типичная, основанная на единстве законов нашей Вселенной, то дело оказывается не таким уж и безнадёжным для нас. Ну да, если посмотреть на себя без розовых очков, то можно считать, что в “приличное общество” вход нам заказан. Однако, также получается, что мы — не одиноки. Где-то так же барахтаются в “пустой” Вселенной такие же бедолаги с примитивными сугубо биологическими стремлениями, разящими жуткими “ароматами”, оставляющими после себя шлейф микробов, требующий немедленной дезинфекции и привычками отъявленных лодырей.



Чтож, за неимением гербовой, пишем на простой. Ау, собратья по разуму! Здеся мы, здеся!

Впрочем, если никто так и не отзовётся, не надо расстраиваться. Ведь это означает, что мы — действительно особенные. Что нет больше никого, подобных нам. Мы — уникумы! Остальные же могут собираться вместе и обсуждать нас. С завистью.



Алла (Алка) Зельцер (Alla (Alka) Seltzer)
Перевод с иностранного Шестопалов К
  • avatar
  • .
  • +8

Больше в разделе

1 комментарий

avatar
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.