Йоханнесбург: центр для чёрных и трущобы для белых



В этом году Африка меня не отпускает… Египет, Уганда, Южный Судан, Сенегал, Марокко – и вот теперь ЮАР. Вообще, мне очень повезло, что попал сюда. Когда покупал билеты несколько недель назад, думал лететь через Турцию, но в последний момент поменял билеты на KLM с пересадкой в Амстердаме. Уже после этого Турцию закрыли, а я спокойно прилетел в ЮАР.

Кстати, по ощущениям половину самолёта занимали дорогие соотечественники. Если что, в ЮАР не нужна виза, нет вообще никаких ограничений. Нужен только тест свеженький, и всё. В самой стране всё открыто, маски требуют в помещениях, но не строго.

В ЮАР я был много раз, и, как по мне, это лучшая страна Африки. Тут вкусно, красиво, весело и контрастно.
01. Если что, у нас тут осень!


02. На хайвеях рекламу размещают почти на каждом фонарном столбе.


03. Центр Йоханнесбурга выглядит как-то так. Если что, это крупнейший город страны.


04. Телекоммуникационная башня Хиллброу в одноименном районе, одна из двух в городе.


05. Когда в 1994 году в ЮАР рухнул режим апартеида, многие белые, которые раньше проживали в центре крупных городов, стали уезжать и просто бросать свои дома. Это явление получило название «бегство белых», из-за которого многие центральные районы Йоханнесбурга превратились в настоящие гетто. На место белых пришли чёрные из пригородов (тут их называют словом «тауншип»). Некоторые дома захватили сквоттеры, целые кварталы попали под власть уличных банд. Но многие здания до сих пор пустуют. Как этот дом, который за эти годы превратили в свалку.


06. Каждый сам за себя!


07. Забавно выглядят крыши, поросшие тарелками.


08. Вообще, с точки зрения архитектуры и городской среды делать в Йоханнесбурге абсолютно нечего, но это не значит, что здесь совсем нет ничего интересного.


09. Одна из городских достопримечательностей – Понте Сити.


Это самое высокое жилое здание Йоханнесбурга, 54-этажный дом цилиндрической формы с открытым центром для дополнительного освещения апартаментов, который был построен в 70-х годах прошлого века и на тот момент являлся одним из самых престижных в городе. Здесь были самые дорогие квартиры.

Фото: «Ponte – The tallest residential building in Africa» / Geoarchitecture


Фото: «Ponte – The tallest residential building in Africa» / Geoarchitecture

Но уже в 80-х годах рост преступности в районе Хиллброу изменил эту ситуацию: состоятельные жильцы разъехались, Понте Сити захватили бандиты и сквотеры. К 1990-м башня уже была известна как притон наркоманов и проституток. Здание оставили на произвол судьбы: его не поддерживали, со временем и окна оказались разбиты.

Фото: Mikhael Subotzky, Patrick Waterhouse


Фото: Mikhael Subotzky, Patrick Waterhouse


Фото: line.17qq.com

Дело дошло до того, что пять первых этажей (по некоторым сведениям даже четырнадцать) были попросту завалены мусором, где найти можно было абсолютно всё – от использованных шприцов и оружия до человеческих останков!

Фото: Wikimapia.org

Со временем здание стали пытаться привести в порядок. Были представлены проекты по обустройству прилегающей территории, но все они так и не были воплощены в жизнь.

Фото: Mikhael Subotzky, Patrick Waterhouse

10. Несмотря на то, что в нулевые дом всё же решили вернуть к законопослушной жизни, здание и сегодня выглядит очень мрачно.


11. Окна, конечно, всё же вставили, но всё равно жить здесь готовы немногие. Зато небоскрёб облюбовали киношники, которые снимают здесь фильмы про жизнь после апокалипсиса.


12. Раньше тут был заезд в дом. Напомню, что здание возводилось для состоятельных людей во времена апартеида, и здесь должны были быть все удобства для жизни белого человека. Предполагалось, что люди будут с радостью сюда переезжать, чтобы наслаждаться красивыми видами из окна. В итоге же получились вертикальные трущобы с дешёвым жильём, высоким бетонным забором и валяющимся вокруг мусором.


13. С центром Йоханнесбурга вообще всё очень сложно. Владельцы большинства зданий до сих пор неизвестны, что создаёт властям определённые трудности при попытке ликвидировать тот или иной сквот. В захваченных зданиях часто нет электричества и канализации, но местным на это плевать. Они довольны тем, что есть крыша над головой и надёжный источник дохода в виде различных видов преступности или уличной торговли.


14. Очень печальный феномен: поскольку действующих унитазов в центре города осталось не так много, жители сквотов гадят в полиэтиленовые пакеты и выбрасывают их из окон. Всегда есть риск, что такая бомба может быть сброшена прямо вам на голову.


15. Вообще Йоханнесбург порой чем-то напоминает окраины российских городов. Правда, с преступностью у нас всё же получше, да и говно под ногами не валяется.


16. Местные наряды и забор с колючей проволокой.


17. Власти Йоханнесбурга всё ещё надеются вернуть центр под свой контроль. В 2008-м году им удалось внедрить систему видеонаблюдения: теперь в центре на перекрёстках есть камеры, с помощью которых можно не только отслеживать лица преступников, но и сканировать номера автомобилей и мгновенно пробивать их по базе. Поскольку угон автомобиля – одно из самых популярных преступлений в Йоханнесбурге, мера была признана успешной.


18. В целом в нулевых уровень преступности в городе начал постепенно снижаться, что во многом было связано с подготовкой ЮАР к чемпионату мира по футболу 2010 года. После его проведения, правда, число убийств в стране вновь начало непрерывно расти. С 2010-го по 2019-й год число убийств выросло на четверть.


19. Йоханнесбург продолжает считаться одним из самых опасных городов в мире, хоть он и уступает другим городам ЮАР по числу убийств.


20. На некоторых улицах центра вместо тротуаров горы мусора.


21. Местный ЦИАН. Люди на стенах размещают объявления о поиске или сдачи жилья.


22. Косички.


23. В одном из самых опасных районов зачем-то решили сделать велодорожку, где теперь паркуются машины… Не удивительно, что здесь нет ни одного велосипедиста.


24. На велодорожке валяются наркоманы.


25. Зато здесь есть мандаринки.


26. Кислые, правда.


27. Рядом какая-то стихийная торговля.


28. Местное кафе.


29. Народ отдыхает.


30. Горячая кукуруза.


31. Из машин продают одежду.


32. Рядом навесы, где можно купить фрукты и овощи.


33. На тротуарах бумажки, пробки, огрызки, банановые шкурки и куриные кости. При этом, если в центре мусор хоть немного убирают, то ближе к окраинам всё становится совсем печально.


34. Попрошайка на перекрестке.


35. Здесь могла бы быть уютная улочка, но вместо неё обшарпанный вонючий переулок, где лежит мусор и течет под ногами непонятная жижа. И это еще достаточно приличный район – есть места и похуже.


36. На юго-западной окраине Йоханнесбурга можно найти трущобы, куда во времена апартеида принудительно выселяли чёрных. Сейчас же здесь в отдельных районах в гнилых бараках среди мусора и говна живут белые, что не так часто можно увидеть в Африке. Трущобы для белых во многом похожи на те, что для черных – здесь грязь, бедность, болезни и отсутствие надежды на лучшую жизнь.


37. На протяжении почти всего прошлого века белые в ЮАР активно делили людей по цвету кожи, ущемляя права коренного населения и переселяя чёрных в своего рода резервации, откуда в «белые» районы можно было вернуться только при наличии специального пропуска. У белых было преимущество при приёме на работу, у них был доступ к более качественному образованию и медицине. У чёрных образование и медицина, конечно, тоже были, вот только их качество было гораздо хуже. Сегрегация проводилась в транспорте и других общественных местах. Продолжался весь этот ад до 1994 года, когда пал режим белого меньшинства.

Но и в условно свободной от расовых предрассудков Африке никуда не делись проблемы с безработицей, с преступностью и бедностью, хоть в этом направлении и ведётся постоянная работа. Белым в стране стало жить сложнее, периодически стали происходить убийства уже из-за белого цвета кожи. В общем, случаи «расизма наоборот» встречались и продолжают встречаться в ЮАР по сей день.


38. Многие белые уехали жить в Австралию, Великобританию и Новую Зеландию. За первые 10 лет после окончания апартеида – в период с 1995 по 2005 год – более миллиона жителей ЮАР эмигрировали из страны, назвав в качестве основной причины насилие по расовым мотивам, а также отсутствие возможностей трудоустройства для белых. Оставшимся же стало сложнее найти работу, несмотря на то, что в среднем белые по-прежнему зарабатывают гораздо больше чёрных.


39. Но не стоит думать, что белых здесь совсем не осталось или что все они влачат жалкое существование в трущобах. В то же время нужно признать и то, что проблема белых трущоб в ЮАР существует.


40. В эпоху апартеида многие малообразованные белые имели неплохо оплачиваемую работу, например в структуре полиции или в армии. Но после реформ новую работу смогли найти далеко не все. Некоторые были вынуждены переехать туда, куда раньше отправляли чёрных.


41. Сейчас здесь в среднем живут люди на пособие в 120 долларов в месяц. Чтобы экономить на продуктах, многие сами выращивают фрукты и овощи. Есть разные благотворительные организации, которые помогают продуктами людям, которые оказались за чертой бедности, без их помощи жизнь в таких районах была бы ещё более суровой.


42. В 2016 году западные СМИ сообщали, что около 400 тысяч белых южноафриканцев из почти 4,5 миллионов жили в лачугах из-за того, что чёрные забрали их работу.


43. Однако по сведениям Africa Check, в реальности белых, живущих за чертой бедности, гораздо меньше – порядка 42 тысяч человек, что составляет менее одного процента белого населения страны.


44. Здесь важно понимать, что черных, живущих за чертой бедности, в ЮАР больше. По данным Департамента статистики ЮАР, порядка 49,2% населения старше 18 лет живут за чертой бедности. Учитывая, что в целом белых в ЮАР меньше 9% населения, подавляющее большинство нищих – это всё же чёрные.


45. Многие в трущобах уже успели привыкнуть к такому образу жизни и вряд ли собираются что-то менять в своей жизни. С будущим детей же есть определенные сложности. Да, здесь есть некоторые развлечения, да и жизнь выглядит лучше, чем в соседних африканских странах, но сложно себе представить, что подрастающее поколение сможет в будущем получить высокооплачиваемую работу и выкарабкаться из нищеты.


46. Чтобы нагреть воду, люди сжигают пластик… Около этого же костра вечером сидят дети.


47. Лачуги в основном из дерева, многие обшиты металлическими листами. Повсюду какая-то вонь.


48. Вместо рек – грязные ручьи, куда сливают отходы и выбрасывают мусор.


49. В трущобах живут и чёрные. Впрочем, образ их жизни мало чем отличается от живущих по соседству белых.


50. Те же дома, те же развлечения для детей, та же грязь под ногами.


51. И та же перспектива остаться здесь на всю жизнь.
  • avatar
  • .
  • +18

1 комментарий

avatar
Несчастные дикари.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.