«Луна-25» и чиновники
Станция «Луна-25», по предварительным данным, столкнулась с поверхностью Луны и прекратила своё существование, сообщили в «Роскосмосе». 19 августа связь с ней прервалась, попытки найти аппарат и установить с ним связь результатов не дали.
Теперь вместо созидательного импульса выйдет очередной повод блогерам для уныния. Тем более если Индия на днях впервые прилунит свой аппарат. Однако лунная авария – не повод отчаиваться или сворачивать космическую программу. Это повод для давно назревшего повышения ответственности за качество работы – причём не только в космической отрасли, но и во всём госуправлении.
Ведь все чиновники при Путине давно привыкли, что максимальным наказанием за неисполнение задачи станет перевод на другую должность. А так можно всегда сослаться на недостаток финансирования или предыдущее руководство, а лучше “сдвинуть вправо” срок задачи (удобный эфвемизм, прикрывющий срыв задачи). Надо сильно провороваться и оборзеть, чтобы посадили в тюрьму, как Улюкаева.
Речь не о том, чтобы посадить Борисова за крах Луны-25. Речь о том, чтобы на каждом уровне госуправления ввести высокую личную ответственность за результат, тем более в делах государственной важности. Именно в этом, кстати, заключается причина уважения в народе к Сталину, желание тогдашнего уровня требований к ответственным чиновникам.
PS. А между тем конспирологи пишут вот такое:
Достаточно немного подумать, чтобы понять: никакой катастрофы Луны-25 не было. Совершенно очевидно, что Луна-25 штатно села на Южный полюс. И обнаружила ТАМ НЕЧТО ТАКОЕ, что было ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ объявить ее разбившейся, а полет засекретить. Это совершенно тривиально вытекает из всех предшествующих событий и не нуждается в доказательствах. А немного подумав, любой, кто не полный осел, поймет, ЧТО ИМЕННО там было найдено. И даже не трудитесь предлагать в комментах всякие дурацкие “опровержения”.
Да не, не может быть. Ерунда какая-то.
Космос – штука непредсказуемая. За попытку – спасибо. Попытка получилась славная, и в самом обозримом будущем обязательно добьемся успеха.
Кое-что «Луна-25» успела, между прочим. А “Роскосмос” успел выложить вот это фото.
Космос — это дорого.
Советский опыт показывает, что пускать нужно много и часто. С 1958 по 1976 году к Луне было запущено 45 советских АМС, 31 пуск закончился неудачей по разным причинам – от аварии ракеты-носителя, до ошибок уже на орбите Луны. Те из них, что упали на старте из-за аварии ракеты-носителя, так и остались в списке под именами «Е-# номер #», вышедшие на околоземную орбиту получили обозначение «Космос-###» как искусственные спутники Земли, те, что смогли улететь к Луне, получали уже лунную нумерацию – «Луна-##», но и на этом этапе не все добивались успеха – аварии происходили и из-за дефектов тормозных двигателей, и из-за ошибок в управлении.
Причем процент неудач оставался высоким и на поздних этапах. Если брать третье поколение советских лунных АМС, Е-8, то с 1969 по 1975 годы было запущено 16 станций. Удачных попыток было шесть, одна оказалась частично удачной, девять завершились потерей аппаратов.
Три Е-8 – носителей «Луноходов», в 1969, 70, 73 году. Первый пуск неудачный – потеря «Протона» на 52-й секунде полета, два стали миссиями «Луна-17» и «Луна-21», доставив на поверхность Луны «Луноход-1» и «Луноход-2» соответственно.
Два Е-8ЛС – тяжелые спутники Луны в 1971 и 1974 году. Оба пуска успешны, «Луна-19» и «Луна-22» вышли на окололунную орбиту. Но орбита «Луны-19» оказалась нерасчетной, отчего миссию можно считать лишь частично успешной, а «Луна-22» отработала свое, прислав серию телевизионных панорам Луны, что сильно помогло уже в решении задач «луночерпалок».
А «луночерпалок» было 11 штук. Е-8-5 и Е-8-5М – станции для доставки лунного грунта. Они запускались с 1969 по 1976 год, успешными были три – «Луна-16», «Луна-20», «Луна-24».
Еще три – «Луна-15», «Луна-18», «Луна-23» – потерпели неудачу при посадке, но получили номера, поскольку в СМИ успели сообщить о пуске.
Две потерпели неудачу на стадии работы разгонного блока и вышли на околоземную орбиту как «Космос-300» и «Космос-305».
И три остались под индексами Е-8-5 N 402, 405, 412 – не выйдя на орбиту.
Космос – это дорого. А если прекратить «потому, что не получается», то будет еще дороже – вероятность аварии после длительного перерыва всегда выше.
3 комментария
P.S. Но вот руководство Роскосмоса, всяких чиновничков, которые непосредственно к производству отношения не имеют, я бы проверил на предмет коррупции и нецелевого расходования средств, мегапремий для «мегаруководителей» и пр.