Русские игры для смартфонов

Россия является одним из мировых лидеров в разработке игр для смартфонов. Маленькая проблема заключается в том, что Гугл и Эппл, пользуясь невежеством законодателей Запада, сумели кардинально испортить рынок мобильных игр.

Фактически они заставили мобильных разработчиков сосредоточиться на играх категории Б, оставив выскую категорию для приставок и ПК-бояр.

В общем случае, чтобы игра для смартфона приносила ощутимый доход, она должна вписываться в прокрустово ложе требований крупных площадок:

1. Быть «бесплатной», так как иначе основная масса «клиентов» не скачает.
2. Постоянно выпрашивать деньги у игрока, так как иначе “маркетинг” не окупится.
3. Быть стандартной, так как в противном случае она проиграет конкуренцию другим играм.

Со стороны разработчика выглядит это безумие так. Вы делаете игру, размещаете на Гугл.Плей и АппСтор, потом вливаете в рекламу, допустим, 10 тысяч долларов. Если вы сделали всё по стандарту, то есть сделали идеальную игру категории Б, вы получаете 12 тысяч долларов дохода от донатов игроков.

То есть, следите за руками – вы из 12K$ дохода 10K$ отдали на рекламу, которая в основном пошла в карман тех же Google и Apple, да еще не менее трети сумм игровых покупок тоже отдали этим же Google и Apple. Фактически, вы получаете бульон с яиц – а почти всю вашу прибыль загребают Гугл и Эппл.

Если вы где-то отступили от стандартов — например, у вас на иконке игры человечек орёт влево, а не вправо — выхлоп немного снижается, и вы получаете с 10 тысяч долларов рекламы доход в 9500 долларов, то есть уже работаете в минус. При этом доход Гугл и Эппл почти не меняется, ахахаха.

Если же вы просто сделали хорошую игру, но не по стандартам, вы со свистом вылетаете из главной лиги и грызётесь за оставшиеся три копейки с такими же «неудачниками». А Гугл и Эппл продолжают вас доить.

Проведу аналогию. Представьте себе карикатурную «практичную девушку» из мемов: спортивная фигура, накачанные губы, модная одежда, модная стрижка и модный макияж. Обеспеченный мужчина заходит в бар, а там сидит сразу с десяток таких красавиц, и отличить одну от другой сходу не так-то просто, так как каждая стремится максимально соответствовать актуальным в текущем сезоне стандартам «красоты». Бизнес-модель у них также одинаковая: выпрашивать у мужчины деньги и подарки, то есть быть, как это сейчас говорят, «милыми попросёнышами».

Теперь представьте, что в неком городе обычных девушек (без накачанных губ и так далее) мужчины вообще не замечают, вот как будто это вообще не девушка, а Петрович из магазина автозапчастей. Поэтому у девушки в этом городе есть выбор: или тщательно подогнать свой облик и манеру поведения под формат дам из эскорта, или перебирать неликвид брачного рынка: похотливых пенсионеров, запойных абузеров, законченных инфантилов и желающих получить гражданство через брак мигрантов.

Представили? Вот это — рынок мобильных игр в 2024 году. Если вы сделаете шедевр или просто нормальную игру, вы с гарантией на этом рынке провалитесь. Без больших вложений в рекламу вашу игру не будут покупать, а если вы потратитесь на рекламу, то отобьёте в лучшем случае 10-20% от потраченных средств. Закинули 10 тысяч долларов Гуглу и Эпплу, получили 500 долларов дохода от продаж.

Исключения есть, особо везучие или упорные зелёные ростки пробиваются даже через бетонные плиты злых корпораций, но эти исключения надо искать чуть ли не с металлоискателем. Копаться в огромной навозной куче ради пары жемчужин подавляющему большинству игроков лень.

Теперь вы понимаете, почему я не так уж часто хвастаю тем, что Россия является одним из лидеров на этом извращённом рынке.

Мало того — братья Бухманы, создатели одной из крупнейших в мире компаний по штамповке донатых игр для смартфонов, из России несколько лет назад уехали. Недавно они перебрались из какой-то другой европейской страны в Британию, где сразу же возглавили рейтинг самых богатых разработчиков игр. У них 16 млрд долларов (как я понимаю, на двоих). У следующего в списке британца в 16 раз меньше денег, всего лишь один жалкий миллиард.

С одной стороны, братьев Бухманов можно понять. Бизнес-климат в России не идеален, над головами бизнесменов всегда висят несколько дамокловых топоров. Каких-то особенных ужасов у нас нет, работать можно, однако государство до 2023 года относилось к бизнесменам как к маловажной группе, интересами которой следует при необходимости пренебрегать. Понятно, что “сделавшие-себя-сами” братья Бухманы, которые начали с нуля, остро чувствовали всё это даже не на деловом, а на эмоциональном уровне.

Опять-таки, наша айтишная среда по историческим причинам кишит фанатичными пособниками США, так что реальные проблемы делового климата в России вовсю раздуваются на условном Хабре и подсвечиваются с самых неприятных для нас сторон. Подозреваю, что окружение братьев Бухманов было в политическом смысле нездоровым. Собственно, и уехали-то братья на эмоциях — они вляпались в мелкий земельный спор, после чего сделали вывод, что в России справедливости нет, и надо срочно уезжать в «нормальную» страну.

Вторая очевидная причина для переезда братьев Бухманов — вышеупомянутые Гугл и Эппл. Донатные игры, которые, как метко заметил когда-то Антон Волков, «тырят деньги по карманам школьников», собирают свою жатву со всего мира. Таким образом, главный офис братьев Бухманов в любом случае вынужден был бы в 2022 году искать себе место вне России. Другой вопрос, что многие наши разработчики просто открыли конкретно под работу с Западом филиал в каком-нибудь Дубае, оставив остальные мощности в России, тогда как братья Бухманы перебираются за рубеж целиком, явно рассчитывая войти в британскую элиту потомственных лордов и пэров.

Надежда тщетная — мигрантов такого рода британцы традиционно как ровню не воспринимают.

Забавная часть истории заключается в том, что Британия именно сейчас окончательно сошла с ума: она собирается пустить под нож богатых людей с британским паспортом, обложив их несуразно высокими налогами. Лондонский Сити — последнее системообразующее предприятие Британии — кровоточит деньгами, так как миллионеры и миллиардеры вынужденно бегут из страны.

Фактически власти Британии сейчас проводят раскулачивание, рискуя тем самым скатить страну в социалистическую нищету. И вот именно в такой момент братья Бухманы гордо показывают на камеру новенькие паспорта со львами и короной, предполагая, вероятно, что уж теперь-то они оказались в настоящем правовом государстве.

Примерно так, наверное, переезжала восторженная публика в 1920-х и 1930-х годах в сталинский СССР. Будем надеяться, что у братьев Бухманов дела сложатся удачнее, чем у репрессированных той эпохи, и что британцы ограничатся обычным ограблением дураков — может быть, оставив даже этим разработчикам немного денег на следующий переезд, куда-нибудь в Шри-Ланку.

Подведу промежуточный итог. Россия — один из лидеров в области разработки мобильных игр, но есть два нюанса. Первый — современные мобильные игры портятся ещё на этапе проектирования. Второй — значительная часть крупных разработчиков мобильных игр покинула в итоге нашу страну.

Теперь о РуСторе. Теоретически Гугл.Плей в России ещё работает, однако он не принимает платежи от русских, и там многое забанено — приложения русских банков, например. Поэтому РуСтор за прошедшие два года забрал брошенный Гуглом рынок, серьёзно окреп технически, создал вокруг себя небольшую экосистему и, главное, добавил платные игры.

Напомню, на старте в РуСторе были только бесплатные игры, то есть или игры с рекламой, для совсем уж непритязательной публики, или игры, заточенные под донат, то есть специфический и скучный для меня тип игр. Недавно, однако, стало возможным купить в РуСторе и платную игру.

Тем самым РуСтор прорубил небольшое окно возможностей для разработчиков хороших мобильных игр. Если в том же Гугл.Плей или АппСторе нестандартную игру просто никто не увидит, по перечисленным мной выше причинам, то в РуСторе пока что конкуренция менее жёсткая, так что там остаётся место и для творчества.

Лично я, потратив много времени на раскопки, нашёл в платном разделе РуСтора три достойных скачивания игры.

1. За Закатом Неминуем Рассвет, 200 рублей. Русский вестерн, как намекают в описании, а по сути — визуальная новелла с элементами ролевой игры, то есть с прокачкой, деньгами и инвентарём. Дело происходит в России — где-то в районе 2001 года. Прошёл с большим удовольствием. Взгляды разработчиков на жизнь и на мораль мне не близки, однако это, наверное, нормально. Совсем уж нездоровых сюжетных ходов, как в условном Бесконечном Лете, там нет.

2. Сапёр 206, 120 рублей. Гениальная в своей простоте задумка — взять механику классического Сапёра от Микрософт, добавить сбоку ещё пару стандартных головоломок, и обернуть всё это в классический ролевой формат, с сюжетом и ачивками. Если обычная игра в Сапёра вызывает в итоге смутное ощущение бессмысленной траты времени, то тут игра демонстрирует нам иллюзию прогресса, задаёт промежуточные цели. На мой взгляд, концепция очень хороша — причём не только для игр, которые включают исключительно в очередях.

3. HackEm, 100 рублей. Смесь Варкрафта, Кингдом Раш и мини-симуляторов современных профессий типа Repair this!, в которых ты читаешь электронную почту и общаешься с клиентами. Качественно и свежо — классика хорошей, крепкой инди-игры.

Обратите внимание на цены. За стоимость чашки кофе вы получаете полноценную игру, с той только разницей, что кофе пьётся 15 минут, а хорошая игра занимает вас на 3-20 часов, иногда дольше, и иногда со значительно большим влиянием на организм, чем просто кофе. Это к вопросу, как же больна и искажена индустрия мобильных игр, если даже взрослые люди со взрослыми зарплатами выбирают «бесплатное» настолько часто, что платные игры пришлось выносить в отдельный загончик, как будто это какая-то экзотика для знающих толк в необычных удовольствиях месье…

(“За Закатом Неминуем Рассвет” в русторе имеется и бесплатный. С рекламой, естественно. Бесплатная версия получила 80 оценок, платная (которая у них называется Премиум и отличается только отсутствием встроенной рекламы) — 10 оценок. Ну и количество скачиваний отличается НА ПОРЯДОК. Не понимать этого и дрочить на платные игры — это как ссать против ветра. Платные игры на мобильных платформах — МЕРТВЫ. У них нет и уже не будет массовой аудитории. Да, их можно выпускать — но только как ДОПОЛНЕНИЕ к условно-бесплатной версии. Как самостоятельный продукт на мобилах они уже не выживают. – прим.ред.)

По большому счёту, я доволен и этими тремя находками. «Рассвет» я уже прошёл, потому что там только одна глава (планируют больше), однако две другие игры в процессе и, так как дальние поездки я совершаю очень редко, хватит мне их надолго.

Вместе с тем, сейчас РуСтор представляет собой огромную свалку, в которой сложно найти что-то стоящее, не зная точного названия игры.

К примеру, я считаю самым подходящим для смартфонов жанров текстовые новеллы типа вышеупомянутого «Рассвета». Раньше, пока неверные американцы не перешли к очередной фазе прокси-войны, я покупал в Гугл.Плее игры от Hosted Games — Life of a Mobster и тому подобное. Для сравнения, это как русские «Страдания сэра Бранте», только без стильной графики, менее хардкорные и на английском языке. На РуСторе я хотел бы прямо списком выбрать игры такого типа: отфильтровать в поиске платные текстовые новеллы с высоким рейтингом.

Создатели РуСтора, однако, не разделяют моего взгляда на индустрию игр. По факту, приходится заходить в каталог и просто перебирать игры одну за одной. К примеру, я вижу иконку мужика с ружьём и описание: «Безумный Череп, выживите в ужасных опасностях за…». Чтобы понять, что это такое, и стоит ли это дать этому «Безумному Черепу» шанс, надо зайти внутрь, изучить скриншоты, прочесть описание и отзывы. Минут пять на просмотр игры, причём без гарантий, что даже эти пять минут помогут отличить мусор от шедевра. Три игры я с большим трудом нашёл, но копать дальше у меня нет ни времени, ни душевных сил.

Мало того: все три игры, пусть простят меня авторы, не выдерживают сравнения с играми на больших компьютерах. Разница как между студенческой самодеятельностью и профессиональным театром из мегаполиса. Студенческая самодеятельность — тоже неплохо, особенно в местах, в которые я не могу захватить с собой домашний монитор в 43″. Однако я достоверно знаю, что есть и настоящие игры для смартфонов, ничем не уступающие играм для ПК. Навскидку назову Геймдев Тайкун и Панч Клаб, я уже рассказывал про них пару лет назад.

Теоретически исследовательскую работу должны делать за меня игровые журналисты: читать форумы, перебирать названия, отфильтровывать для читателей самое лучшее из того, что появилось за последний год. Но нет: если вы наберёте в поиске «Лучшие игры для RuStore», вам покажут предельно странные подборки из, цитирую типичный комментарий, «азартных, около-казиношных, безыдейных деньгососов». Причин отсутствия нормальных подборок, полагаю, три:

1. Наша журналистика и раньше-то была не особо сильна, а в последние 15 лет она и вовсе скатилась на уровень пишущих рефераты школьников. Игрожур тут не исключение.

2. Поиск хороших игр — это работа. Работа, которую, кажется, никто не хочет оплачивать.

3. Крупные издания не особо заинтересованы в качественной аналитике по мобильным играм. Редакторы не отличают реальных экспертов от халтурщиков, которые генерят бессмысленный текст при помощи нейросетей.

Пожалуй, осталось указать на ещё один важный фактор. Так как разработчики игр не умеют есть воздух, им нужны деньги. У русских игр теоретически должны быть сильные позиции именно в России, однако РуСтор пока что маленький, он способен обеспечить только небольшую долю от общемировых продаж. Возможно, в РуСторе мало хороших игр в том числе потому, что денежный поток с этой площадки идёт небольшой, и для разработчиков она не имеет сколько-нибудь существенного значения. Если так, то хорошая игра может появиться в РуСторе разве что случайно — к примеру, когда разработчики выпускают игру для настольных компьютеров, надеясь заработать на продажах в Стиме, а под мобильники портируют её до кучи, «чтоб было».

(Забавно, что Фрицморген не понимает – в России исторически за игры почти никто не хочет платить, тем более за мобильные игры. Бизнес-идея “продавать игры русским” – идиотская уже на старте. Деньги на играх можно поднимать либо на аудитории США, либо на Азии – но там таких умников своих полно – прим.ред.)

В общем, всё плохо, хотя и не безнадёжно. Если знаете хорошие игры под смартфоны, пожалуйста, пишите в комментариях, с удовольствием посмотрю. Если же вы сами разработчик мобильных игр — примите от меня искренние пожелания удачи. Ваша авантюра опасна, но очень полезна как для любителей игр, так и для общества в целом, и для страны.

 
Материал: olegmakarenko.ru/3064653.html
  • avatar
  • .
  • +7

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.