Как в довоенном СССР строили самый быстрый поезд в мире

Он должен был разгоняться до 300 км/час.

Как в довоенном СССР строили самый быстрый поезд в мире

В 1929 году талантливый инженер Николай Ярмольчук получил занятное авторское свидетельство. Его суть:

Дорожное полотно выполнено в виде вогнутого цилиндрического лотка, а подвижной состав представляет собою конструкцию, опирающуюся на две расположенные по концам вагона опоры в форме полых тел вращения, со сферической поверхностью и с двигателем, помещенных внутри указанных тел вращения.

Как в довоенном СССР строили самый быстрый поезд в мире

Николай Ярмольчук

Это был проект ШЭЛТ — шаропоезда, который стал настоящей революцией в области железнодорожного транспорта.

Как в довоенном СССР строили самый быстрый поезд в мире

В 1931 году нарком путей сообщения Николай Куйбышев распорядился построить опытный образец шаропоезда и монорельсового пути. Над проектом трудилось 90 человек, он получил мощную информационную поддержку в прессе, а государство выделило на него 1 миллион рублей.

Как в довоенном СССР строили самый быстрый поезд в мире

Спустя три года электропоезд был готов. Вместо привычных колёсных пар у него были усечёные шары (по 2 колеса-шара на каждый вагон). В каждом колесе располагался электродвигатель, ток к нему шёл через контактную линию, собранную из стальных труб. Экспериментальное дорожное полотно сделали из дерева.

Модель составляла ⅕ от натуральной величины, развивала скорость до 70 км/час, пассажиры в вагонах могли размещаться только лёжа. И уже была запланирована постройка модели 100% величины, со скоростью до 300 км/час.

Как в довоенном СССР строили самый быстрый поезд в мире

Опытный образец электропоезда

И тут начались проблемы.

Выяснилось, что деревянное покрытие очевидно не выдерживает длительных нагрузок. Делать лоток из бетона было слишком дорого и трудоёмко. К тому же электроколёса-шары оказались очень хрупкими и постоянно выходили из строя.

Как в довоенном СССР строили самый быстрый поезд в мире

Так что проект убрали на дальнюю полку, а потом о нём и вовсе забыли. Его создатель, Николай Ярмольчук позже участвовал в Великой Отечественной войне и получил орден “Красной Звезды”. И до конца жизни не оставлял работу над своим чудо-поездом. Делал расчёты, готовил чертежи, даже пытался пробиться на приём к Косыгину. Но его не приняли и в конце 1970-х он ушёл из жизни.

А скоростной шаропоезд так и остался лишь красивым и амбициозным проектом.

  • avatar
  • .
  • +19

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.