Как потратить 2,3 млрд рублей на конкурсной основе без конкурса
С интересом прочитал о том, как Федеральное государственное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба» освоила часть выделенного на 2021 год бюджета.
Для проведения строительных работ: сооружения причалов, инженерных сооружений, подземных коммуникаций и далее везде требуются анкерные сваи и трубошпунты — первые представляют из себя сложные стержни, вертикально и горизонтально заглубляемые в грунт. Вторые — конструкция из труб с замками, которая выдерживает положительную и отрицательную нагрузку — важный элемент стабилизации грунта во время проведения строительных и земельных работ.
Производят эти изделия десятки трубопрокатных производств по всей стране, но 30,5 млн долларов по текущему курсу достались лишь одной из них — ООО «Московский трубопрокатный завод» (МТЗ).
С одной стороны, победитель на конкурсных процедурах как правило один — тот, кто предложил лучшую цену и прочие условия. Они и прописываются в техзаданиях и другой конкурсной документации.
Из своих источников я знаю, что сделка госучреждения с победителем конкурса вызвала у конкурентов МТЗ множество вопросов. Во-первых, никакого конкурса при столь серьёзной сделке просто не было. Заказчик решил произвести закупку у единственного поставщика. Да, такая практика есть, и под каждую сделку, отсекающую иных исполнителей, пишется обоснование — почему выбран именно этот производитель и в чем заключается его неоспоримое конкурентное преимущество? В конкурсной документации по этой сделке такого обоснования нет.
Во-вторых, когда цена определяется не на торгах, должны быть железобетонные гарантии её рыночности. Опуская уже тот факт, что торги в любом случае сделали бы цену ниже. Те же источники, проанализировав объем, условия и цены конкурентов, указывают, что, как минимум, на треть цену можно было бы снизить. Это, на секунду, 600-650 млн рублей.
Заказчик указал, что сделал ценовые запросы для определения рыночной цены контракта. Только вот ни запросов ни ответов в конкурсной документации нет. Видимо, заказчик очень тонко чувствует рыночную конъюнктуру. Ничем другим их действия не объяснить.
В-третьих, конкурсная комиссия, оценивающая претендента, обычно состоит из пяти человек, но здесь — деньги-то небольшие — хватило и трех. И в заключение надо отметить, что вся процедура заняла ровно один день.
Теперь давайте посмотрим, как отличалась бы сделка, будь она совершена с открытыми торгами. Помимо очевидного снижения цены, заказчик был бы вынужден писать техническое задание. В нем были бы требования к сертификации продукции, к срокам поставки и к качеству оказания услуг. Это позволило бы собрать пул наиболее квалифицированных контрагентов, каждый из которых стал бы аудитором конкурсной документации. Любое нарушение могло стать поводом для жалобы в ФАС — т.е. появилась бы и еще одна, на этот раз незаинтересованная сторона. Больше сторон — тщательнее аудит и больше прозрачности в процедуре. Разумеется, в этом заинтересовано и государство, и добросовестный заказчик.
Размер потенциальной экономии в случае открытых торгов — около 30% — коррелируется с другой экспертной оценкой. На днях Высшая школа экономики опубликовала результаты исследования откатов в системе госзакупок. Были опрошены сотни подрядчиков, аккуратно проанализировано большое количество сделок. В результате самым большим откатом в системе назвали 65%, а усредненная цифра на весь рынок составила 22,5%. К слову, это более 2 трлн рублей каждый год, которые делают счастливее коррумпированных распорядителей госсредств.
В ближайшее время станет понятно, инициирует ли Федеральная антимонопольная служба расследование порядка осуществления этой госзакупки. Её возможная отмена не будет решением в пользу одного из участников рынка. Это будет решение в интересах всего рынка, дающее сигнал — закупка у единственного поставщика в таких объемах должна быть безупречно аргументирована. Иначе зачем писались и дорабатывались 44-ФЗ и 223-ФЗ? К ним, как и к добросовестности субъектов госзакупок, меньше вопросов не становится.
1 комментарий
предложения цен не выкладываются на площадку. что в контракте по требованиям к сертификатам, качеству и прочему — надо смотреть в контракте на площадке. человек его не выложил но поливает грязью. комиссия из 5 человек. кворум из 3, решение могут принять. по закону все ок, что еще надо.
процедура заняла один день. так она так и занимает один день. площадка регулирует сроки, ускорить нереально.
что в остатке? заключение контракта без конкурсных процедур.
окей. переносимся в город М.
в нем на дороги выделяется минимум 2 лярда рублей в год. контракты от лярда на сайте закупки идут как сверхдорогие и должны быть под процедурой общественного обсуждения.
можете зайти и поискать там наши дороги. не найдете (кроме целевых федеральных программ). а вдруг разбили на более дешевые? и более дешевые не найдете.
заключают прямым с асфальто бетонным (аля ГЭЛУД), чтобы не кормить москвичей и не простаивали наши предприятия. нарушение — да. штраф 30 т.р. сами и идут в надзорный орган ( а он у них в соседнем кабинете) и просят выписать штраф на нарушителя. штраф есть. второй раз за одно и тоже не наказывают поэтому больше ничего не сделают.
хорошо или плохо? для города М наверное хорошо, но и мутно по превышению цены.