Что не так с рейтингом фильмов «Кинопоиска»
Пролог
Списки лучших фильмов всех времен и народов — это то, с чего начинает расширять кругозор каждый устремленный зритель. Когда молодость уходит, то приходит зрелость, опыт, а вместе с ними крамольная мысль: вдруг на свете существуют кинофильмы лучше «Звездного десанта»? Вы начинаете поглощать все, что рекомендует вам Интернет (иногда убеждаетесь, что лучше «Звездного десанта» так ничего и не сняли).
Первый интернетный народный рейтинг появился с четверть века назад на сайте IMDB.com. Оценки и расположение победителей вычисляют не нанятые всезнайки-кинокритики, а сами зрители. Всезнайки-кинокритики ворчат, что с годами список слишком активно трансформируется и тупеет одновременно с Интернетом.
Отчасти это правда: в начале XXI века на IMDB в лидерах были сплошь фестивальные лауреаты и древняя киноклассика. В 2005 году триллер «Побег из Шоушенка» сместил с первого места «Крестного отца», из списка стали исчезать работы Бунюэлей, Тарковских, Хичкоков, Феллини, на их место набежали комиксы, аниме и актуальные оскароносные произведения. Тем не менее многие монументальные работы удержались в топе IMDB, а первую десятку со времен «Темного рыцаря» (2008 год) уже никто всерьез не тревожил.
«Кинопоиск» завел свой рейтинг в ответ на буржуазный хит-парад. Само собой, отечественного продукта там на порядки больше. К слову, в мировом рейтинге IMDB в настоящий момент лишь одно кино нашего производства — «Иди и смотри» на 91-й позиции.
У всех глобальных авторитетных топов есть очень существенный изъян: они обладают свойством положительной обратной связи. Говоря простым языком, фильм, который оценен высоко и торчит в лидерах, принимаются смотреть все поголовно. И почти каждый смотревший подсознательно завышает ему оценку, чтобы не выбиваться из тренда и не казаться идиотом.
«Побег из Шоушенка» Дарабонта — отличная иллюстрация именно такого случая. Перед нами идеально снятый трагичный и развлекательный фильм, который, однако, не сломал никаких барьеров и не совершил революций. Он даже не вызвал волну подражателей, как «Криминальное чтиво» или «Гарри Поттер». Уверены, что 99% зрителей не смогут ответить на вопрос, в чем авторский почерк и узнаваемость режиссера Фрэнка Дарабонта. Это просто крепкий фильм девяностых.
Тем не менее вышвырнуть его с первого места IMDB на данный момент невозможно. А главное, по причине той же инерции «Побег из Шоушенка» попал на второе место в топ-250 «Кинопоиска». Зрители отмечают для себя, что в этих списках на самой вершине, и смотрят в первую очередь, ставя максимальную оценку. И всё. Многие даже не идут вниз по списку.
«Побег из Шоушенка» — очень универсальный и комфортный фильм, он угождает всем и каждому. Антисемиты наверняка тайком занижают оценки «Списку Шиндлера», кого тошнит от супергероев — минусуют «Темного рыцаря», у части зрителей — аллергия на хоббитский мех. А за что можно обидеться на «Побег из Шоушенка»? Если придумаете, получите Нобелевскую премию.
Первая десятка «Кинопоиска»
На первом месте в российском параде «Зеленая миля» от того же тандема — Фрэнк Дарабонт и Стивен Кинг, что и «Побег из Шоушенка». Далее — «Побег из Шоушенка», «Форрест Гамп», «1+1», «Список Шиндлера», «Властелин колец: Возвращение короля», «Интерстеллар», «Бойцовский клуб», «Тайна Коко», «Унесенные призраками», «Криминальное чтиво». Отечественное кино стартует с 12-й позиции — «Иван Васильевич меняет профессию».
Нормально, перечисленное не противоречит мировым трендам. А вот отсутствие в десятке фильмов «Крестный отец», «12 разгневанных мужчин» и «Хороший, плохой, злой» — противоречит. Они есть на «Кинопоиске», но глубоко внизу, ближе к концу.
Потрясают не только значения оценок, но и количество проголосовавших. Пример: «Зеленую милю» на «Кинопоиске» оценили 930 тысяч человек, а третий «Властелин колец» — почти в два раза меньше, 568 тысяч. Это как? Один из суперлидеров мирового и российского проката, фильм, который бесконечно крутили по ТВ, который разошелся на мемасики, усыпан наградами и пересматривается целыми семьями, вдруг собирает голосов в два раза меньше тюремной драмы?
Возможных причин мы видим две или даже четыре. «Властелин колец» на сайте «Кинопоиска» посмотреть никак нельзя, а для «Зеленой мили» есть партнерские ссылки. Фильмы, которые можно поглядеть на «Кинопоиске», по факту должны собирать больше голосов. Во-вторых, «Властелин колец» миллионы зрителей увидели еще сто лет назад, до того как зарегистрировались на «Кинопоиске», им и в голову не приходило сюда возвращаться и ставить ему оценку. Еще можно добавить, что база «Кинопоиска» уже меняла хозяев раньше. Плюс все тот же эффект снежного кома у лидера.
Одним словом, очень спорный случай. Тем более что на IMDB с голосами порядок: третьего «Властелина колец» оценили 1,9 миллиона пользователей, «Зеленую милю» — на полмиллиона меньше, он только на 28-й позиции. Логичные объяснения для аномалии мы перечислили, однако они не отменяют сам факт наличия аномалии.
Остальные 250 лент «Кинопоиска»
Несмотря на крики, что всемирный топ-250 на IMDB измельчал, он все еще остается репрезентативным и по-своему цельным. Успешно показывает и вкусовщину зрителей, и вековую историю кинематографа (с центром внимания на Голливудские холмы, само собой). Да и откровенной дребедени там практически нет, а если затесалась, то скоро будет вымыта новинками.
Но вот топ-250 «Кинопоиска» напоминает салат оливье, в который бабушка бросила капусту, мама — пельмени, папа — шашлык, а дети — мороженое. Получившийся оливье перемешали и залили коньяком. А есть — вам.
Советские и российские киноленты попадают туда просто потому, что они советские и российские. Что вам известно о таких величественных столпах кинематографа, как «Приходи на меня посмотреть», «Доктор», «Подольские курсанты», «Счастье в конверте» и «Максим Перепелица»? Они там есть. А Хичкока нет. Не шутим, проверьте сами.
Впрочем, и заграничное кино туда проникает метафизическими путями, прямиком из космоса на крыльях хаоса. Иначе никак не объяснить наличие следующих вех: «Приключения Паддингтона — 2», «Расправь крылья», «Собачья жизнь», «Восточный ветер», «Лекарь: Ученик Авиценны» и, как вишенка на торте, ромком «Отпуск по обмену». У нас в редакции кот методом случайного тыка выдает списки поинтереснее (кстати, мы с ним консультировались при написании).
Вердикт
Патологическое доминирование ромкомов, мультфильмов и картин с понурыми детишками на афишах вызывает подозрение, что генерацией оценок на «Кинопоиске» в основном заняты домохозяйки. Мужского кино и впрямь маловато, только Гай Ричи в изобилии (что плюс в сравнении со списком IMDB). Да и за него, подозреваем, опять заступились домохозяйки, только отчаянные.
Мы очень любим домохозяек и ничего не имеем против них. Но когда они составляют костяк культурного электората и продвигают то, что им нашептала микроволновка, это чревато самыми чреватыми чреватостями.
0 комментариев