Ацтекский свисток смерти оказывает особое воздействие на мозг
Свистки смерти — древние ацтекские артефакты, издающие пугающие звуки, напоминающие пронзительные крики тысячи мертвецов. Эти предметы в форме черепа давно завораживают археологов и историков, а новаторское исследование ученых из Цюрихского университета впервые раскрывает сложную психоакустическую роль свистка смерти.
Это передовое исследование показывает, что эти странные устройства могут вызывать глубоко тревожные эффекты на человеческий мозг.
Свисток смерти: пугающий предмет неоспоримого исторического значения
Смертельный свисток, обнаруженный в XIX веке, предположительно возник в постклассический мезоамериканский период, с 1250 по 1521 год. Эти небольшие глиняные инструменты в форме черепа размером от трех до пяти сантиметров имеют удивительно сложную внутреннюю структуру, которая искусно направляет поток воздуха, выпускаемого ртом, чтобы создать высокочастотный, леденящий душу звук, напоминающий человеческий крик.
«Свистки имеют очень уникальную конструкцию, и мы не знаем ни одного сопоставимого музыкального инструмента из других доколумбовых культур или из других исторических и современных контекстов», — говорит доктор Саша Фрюхольц, ведущий автор исследования и профессор когнитивной и аффективной нейронауки в Цюрихском университете.
Его характерная форма заставила исследователей связать его с Миктлантекухтли, ацтекским повелителем подземного мира. Другие же предполагают, что его завывающие, похожие на ветер тона могут символизировать Эхекатля, ацтекского бога ветра, который, согласно мезоамериканской мифологии, отправился в подземный мир, чтобы извлечь кости предыдущей эпохи и создать человечество.
Интенсивное психоэффективное воздействие свистка смерти
Несмотря на то, что этот инструмент завладел воображением людей, в частности, благодаря появлению в фильме 2021 года «Охотники за привидениями: Наследники», немногие ученые изучали его точную функцию и значение в обществе ацтеков. Чтобы лучше понять физические механизмы, связанные с этим загадочным звуковым инструментом, и его воздействие на слушателей, исследователи из Цюрихского университета под руководством доктора Фрюхольца провели одно из самых глубоких исследований этого объекта на сегодняшний день. Для этого команда использовала компьютерную томографию (КТ) и 3D-моделирование для воссоздания оригинальных свистков смерти ацтеков, хранящихся в Берлинском этнологическом музее.
Проигрывая эти реконструкции под разным давлением воздуха, исследователи создали более 270 аудиозаписей, чтобы выявить ключевые акустические характеристики инструмента, звук которого описывается как пронзительный, а потому очень эффективный для захвата внимания и одновременно вызывающий страх. Спектральный анализ выявил грубые, турбулентные звуки, напоминающие биологические сигналы бедствия, высокочастотные элементы, имитирующие пронзительный крик, и внезапные, нерегулярные всплески звука, усиливающие пугающий эффект.
Испытание на человеческих слушателях
Выяснив акустические свойства свистка смерти, исследователи изучили его психологическое воздействие на слушателей, набрав 70 добровольцев, которых подвергли случайной выборке звуков, включая тона, издаваемые этими свистками, а также шумы людей и животных, звуки природы (дождь, ветер и т.д.), музыкальные звуки и звуки инструментов. Добровольцы не были заранее проинформированы о том, что среди них будут звуки свистков. Затем участники систематически описывали звуки свистка смерти как «отталкивающие», «пугающие» и «неестественные», при этом наиболее часто использовался термин «крик».
Звуки вызывали резко негативные эмоции, включая страх и дискомфорт, а слушатели испытывали сильное чувство тревоги, схожее с реакцией, вызываемой сигналом опасности. Исследование также показало, что нейронные реакции были схожи с реакциями, вызываемыми аверсивными стимулами, такими как человеческие крики, что подчеркивает способность свистка вызывать страх и чувство тревоги. Тридцать два участника также прошли фМРТ (функциональную магнитно-резонансную томографию) мозга, слушая эту звуковую смесь. Это показало, что свист особенно активировал нижнюю лобную кору и медиальную лобную кору — области мозга, связанные со слуховой обработкой, а также с интерпретацией эмоционального и символического значения.
Вопрос о роли этих инструментов
Целью данного исследования не было определить точную роль аверсивного звука «свистка смерти» в мезоамериканской культуре. Однако популярная теория предполагает, что эти археологические диковинки использовались как инструменты психологической войны, создавая оглушительную какофонию во время сражения, чтобы посеять страх и замешательство среди вражеских сил и дать ацтекам тактическое преимущество.
Однако исследователи считают, что сильная связь между звуками свистка и высокоуровневыми когнитивными процессами предполагает, что их использование во время военных действий «довольно маловероятно». Вместо этого, согласно исследованию, доказательства указывают на церемониальную роль, что подтверждается тем фактом, что свистки в основном были обнаружены в ритуальных захоронениях, связанных с человеческими жертвоприношениями, в частности, в таких храмах, как храм Эхекатля-Куэцалькоатля в Мехико.
Универсальный эффект смертельного свиста
«Свистки из черепа могли использоваться для устрашения жертвы человеческого жертвоприношения или церемониальной аудитории, но для этого необходимы дальнейшие исследования», — говорят исследователи. И хотя очевидно, что невозможно провести психологические или неврологические эксперименты на людях эпохи ацтеков, подобное современное исследование показывает, что основные эмоциональные реакции на пугающие звуки универсальны для людей, и что реакции того времени были бы похожи на те, которые мы испытываем сегодня.
Это междисциплинарное исследование, устанавливающее захватывающую связь между археологией, нейронаукой и акустикой, предлагает ценные сведения о том, как звук влияет на человеческое познание и эмоции, и может вдохновить на новые исследования того, как древние культуры использовали сенсорный опыт.
4 комментария
А вувузелы как же?
И ещё: чем затыкал уши древний мезоамериканец-ацтек, когда дудел в эту свою «дуду» или он на минуточку был йог и умел абстрагироваться от страхозаражающего звука?
Проблема оказалась в одной единственной вертикальной трубе алюминиевой конструкции для обслуживания авиатехники, в которой по всей длине насверлены отверстия для регулировки высоты установки площадки, и в «удачном» расположении этой трубы к направлению ветра. Флейта дьявола, лять!
На вид — фигня какая-то, но я такой «мелодии» больше никогда и нигде не слышал, даже в самых жутких ужастиках-триллерах.