Удивительное стекло, секрет которого утрачен
Какая смертельная опасность была заключена в его составе
На Антикварном Салоне мне повезло увидеть, и даже подержать в руках редкую и очень красивую вещь — тарелку из опалесцентного стекла. За несколько часов, проведенных на Салоне, я заметила всего лишь несколько подобных изделий. Впечатление они производили незабываемое. Так почему изделия из этого волшебного стекла сейчас можно встретить лишь на Антикварном рынке или в частных коллекциях?
Изделия из опалесцентного стекла были чрезвычайно популярны в 1920- 1930-е годы. Основное производство их было сосредоточено во Франции.
Именно тогда в мире художественного стекла стали появляться новые материалы и технологии.
Одной из самых узнаваемых работ того времени стало блюдо с ласточками работы Пьера Д’Авена (Pierre D‘Avesn)
Одним из самых известных мастеров художественного опалесцентного стекла был французский скульптор Мариус Сабино. На Антикварном Салоне была представлена его знаменитая ваза.
Сделать её оказалось настолько сложно, что ваза была изготовлена всего в нескольких экземплярах. Затем мастер изменил её дизайн — он перевернул форму, упростив таким образом её производство. В таком виде её и увидел свет. Однако из-за своей красоты все образцы были раскуплены в частные коллекции. Так что сейчас это огромная редкость
Опалесцентное стекло уникально. Оно способно менять цвет от молочно-белого до светло-янтарного и голубого в зависимости от освещения.
Эти удивительные свойства стекла обусловлены его очень сложным химическим составом
Волшебное стекло было крайне капризно в производстве. При вынимании из печи и охлаждении до 80% шло в брак. Стекло попросту трескалось.
Отсюда была и очень немаленькая стоимость на изделия из художественного опалесцентного стекла по сравнению с обычным цветным или белым
Кроме того производство опалесцентного стекла было еще и опасным.
Чтобы придать стеклу его чарующие цветные переливы, в него добавляли чрезвычайно ядовитый оксид мышьяка. По такому рецепту стекло делали еще в 17-м веке
С красивейшим стеклом работали Рене Лалик и Пьер Д’Авен — оно на глазах неуловимо меняло цвет с молочно-голубого на фиолетово-розовый. А подсвеченное сзади становилось и вовсе золотым
Художественное опалесцентное стекло производилось маленькими тиражами. И сразу же попадало в частные коллекции тех, кто мог позволить себе подобное чудо.
Связано это было с тем, что производить изделия из такого стекла было чрезвычайно трудоемко и дорого
Для изделий из художественного стекла заказывались деревянные пресс-формы для литья. Известно, что такие мастера, как Рене Лалик, Андре Юнебель, Эрнест Мариус Сабино, Пьер Д’Авен заказывали такие формы у одного мастера.
Формы эти изготовлялись из особых пород дерева — груши, осины, бука. Древесина у них плотная. Она обладала особенностью равномерно выгорать под массой стекла. И изделия в результате получались очень качественными.
Проблема была только в том, что хватало таких форм ненадолго. Отсюда малые тиражи, которыми изготавливались изделия из опалесцентного стекла
Одним из многих секретов мастеров было делать слои стекла разной глубины. И при этом сочетать прозрачность с непрозрачностью
Производство опалесцентного стекла просуществовало до 1939-го года. А после войны никто не стал восстанавливать утраченные технологии. Слишком дорого и трудно это было.
А то, что мы встречаем сейчас в широкой продаже, лишь бледные отголоски прежнего волшебства
0 комментариев