Картины, где всё зависит от взгляда ненадёжного повествователя

Ненадёжный рассказчик — это литературный или кинематографический приём, который ставит под сомнение достоверность истории, рассказанной от лица одного из персонажей. Иными словами, нас просто водят за нос, а мы даже не замечаем подвоха. В кино ненадёжные рассказчики становятся не только инструментом драматургии, но и формой диалога с аудиторией. Они вынуждают зрителя критически относиться к происходящему на экране и пытаться самостоятельно разгадывать истину за пределами слов и действий героя. Держите классную подборку фильмов, в которых наглядно продемонстрирован данный прием.

Подозрительные лица (1995)

Ненадёжный рассказчик: Болтун

Вся история о Кайзере Созе создавалась прямо во время допроса на столе и за спиной у агента Куйана. Но вообще как можно было верить герою Кевина Спейси после фильма «Семь», который на тот момент вышел год назад?


Жизнь Пи (2012)
 

Картины, где всё зависит от взгляда ненадёжного повествователя


Ненадёжный рассказчик: Пи Патель

Кто же был с героем на лодке? Нам бы очень хотелось, чтобы там и вправду оказался тигр, но, к сожалению, тут есть варианты.


Счастливое число Слевина (2006)


Ненадёжный рассказчик: Слевин Келевра

«Все смотрят направо, а ты идёшь налево». Такой ли прям простачок этот вечно влипающий в передряги Слевин? Если его послушать, что делает героиня Люси Лью, то как будто бы да. Но третий акт фильма готовит зрителям множество сюрпризов.


Джокер (2019)


Ненадёжный рассказчик: Артур Флек

Что из того, что мы увидели в фильме, произошло исключительно в голове Артура Флека? Вероятность того, что в процентном соотношении перевес далеко не в пользу реальности, подчёркивает финальная сцена, где нам намекают на то, что Артур просто рассказал эту историю психиатру, выдумав в ней примерно всё.

А вот жестоко обруганный сиквел «Джокер: Безумие на двоих» говорит нам о том, что все преступления Артура действительно были совершены. И в этом ещё одна проблема самого существования второй части — она уничтожает интригующую недосказанность оригинала.


Мементо (2000)


Ненадёжный рассказчик: Леонард Шелби

Ненадёжный для самого себя. Герой с антероградной амнезией каждые 5 минут придумывает себе новую историю своей жизни, разными способами интерпретируя оставленные для самого себя подсказки в виде татуировок и фотографий. В конце фильма даже зрители (особо внимательные) уже понимают, кто есть кто в истории Леонарда, но не он сам.


Большая рыба (2003)


Ненадёжный рассказчик: Эдвард Блум

Тот случай, когда нас точно поводили за нос, но где именно сказать сложно. Эдвард Блум рассказывает своему сыну удивительные, полные фантазии истории о своей молодости. Они кажутся вымышленными и вздорными, однако в финале выясняется, что Эдвард, конечно, преувеличил, но как будто не слишком-то.


Исчезнувшая (2014)


Ненадёжный рассказчик: дневник Эми Эллиотт-Данн

Главная героиня буквально рассказывает первую половину истории через записи в своем дневнике, на которые ссылаются полицейские, ведя расследование её исчезновения. И эти записи отнюдь не с пользу героя Бена Аффлека, мужа Эми. А вот со второй половины фильма рассказ героини, уже не через дневник, становится куда надёжнее.


Бойцовский клуб (1999)


Ненадёжный рассказчик: Рассказчик (или Джек), ну то есть тот, чью роль исполнил Эдвард Нортон (на фото)

Рассказчик говорит нам о некоем Тайлере Дёрдене, который вынуждает его заниматься всякими опасными вещами, и только в конце фильма мы понимаем, в чём здесь подвох.


Последняя дуэль (2021)


Ненадёжный рассказчик: Жан де Карруж / Жак Ле Гри / Маргарита де Карруж

Чья «правда», показанная методом демонстрации одной и той же историй глазами трёх героев, самая правдивая, вопрос. Но в 14 веке всё было просто, и самый правый был выявлен с помощью судебного поединка.


Амадей (1984)


Ненадёжный рассказчик: Антонио Сальери / авторы фильма

Таким уж прям бестолковым смутьяном был Вольфганг Амадей Моцарт, каким его описывает престарелый Антонио Сальери, явно бесконечно завидовавший его таланту? Мы можем, как минимум, заподозрить его в ненадёжности, ведь он на старости лет начал утверждать, что и вовсе убил Моцарта.

Вторым слоем вождения за нос является сам этот фильм (основанный на «маленькой трагедии» Александра Пушкина «Моцарт и Сальери»), ведь исторические факты говорят нам о том, что музыканты были в хороших отношениях, кроме того последний не имел особого повода для зависти, ведь был, как и Моцарт, одним из успешнейших композиторов своего времени.

  • avatar
  • .

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.