Карманные атомные бомбы
В самые жаркие периоды ядерного противостояние страны-противники хотели научиться делать максимально компактное ядерное оружие, уменьшив его до размера небольших бомб, артиллерийских снарядов и даже патронов для огнестрельного оружия.
Портативное ядерное оружие, способное поместиться в небольшом чемоданчике или рюкзаке, долгие годы оставалось крайне популярным штампом остросюжетных боевиков и политических детективов. Сочетание компактности, незаметности и огромной разрушительной мощи могло превратить одного-единственного человека в ходячую бомбу, способную поставить на колени целое государство.
Что из этого получилось?
Попытки создать «карманную ядерную бомбу» по обе стороны океана с самого начала были обречены на крах. Почти сразу физики поняли, что у такого оружия просто не хватит критической массы. В то время оружие делалось из 235 изотопа урана. При его использовании заряд должен весить не менее 52 кг для того, чтобы вообще пошла цепная реакция. Поместить половину центнера урана в артиллерийский снаряд еще было можно, однако создать взрывающуюся ядерную пулю уже не представлялось возможным.
В мире есть само собой более легкие и насыщенные металлы, однако они оказались слишком редкими, а добыча их была невероятно затратной и сложной, что делало невозможным использования всех этих материалов в оружейном деле.
Несмотря на все перечисленное, попытка создания ядерных пуль в СССР все-таки была предпринята. Для экспериментального боеприпаса использовали редкий и дорогой радиоактивный металл Калифорний. Вот только на первых же испытаниях стало понятно, что у металла есть одно неприятное свойство – постоянное выделение тепла. Из-за нее снаряд мог в любое время детонировать. Хранить их приходилось в специальной холодильной капсуле. Использовать ядерные патроны можно было всего в течении 30 минут после извлечения из морозилки.
Наконец, боеприпасы из калифорния были опасны для самого стрелка. Кроме того, материал этот весьма хрупкий и далеко не всегда ведет себя предсказуемо. Иногда такие патроны пробивали танковую броню и кирпичные стены, а иногда взрывались не достигая цели. Все перечисленное заставило советских и американских ученых поставить крест на подобных разработках.
Впрочем, в реальности миниатюрные ядерные боеприпасы хоть и существовали, но значимой роли так и не сыграли. При наличии баллистических ракет, способных забросить боевую нагрузку куда угодно, «мини-бомбы» оказались попросту бесполезными.
«Гранатомет самоубийц»
Одним из самых небольших и маломощных ядерных зарядов стал американский боеприпас М-388 для безоткатного гладкоствольного орудия M-29 Davy Crockett, отдаленно напоминающего советские и российские станковые гранатометы СПГ-9. Это оружие, названное в честь американского путешественника и политика XIX века, создали в 1950-х годах для борьбы с танковыми армадами СССР в Западной Германии или на Корейском полуострове. Конструктивно боеприпас состоял из головного обтекателя, корпуса, четырех стабилизаторов и боевой части субкилотонной мощности — от 20 до 40 тонн в тротиловом эквиваленте. Масса снаряда составляла всего 34,5 килограмма, длина — 787 миллиметров.
Безоткатное орудие могло выстреливать боеприпас на дальность до четырех километров. Расчет установки — три человека. Огонь предполагалось вести с треножника или со специальной турели на армейском джипе. Главным недостатком оружия была крайняя уязвимость расчета для поражающих факторов ядерного взрыва — главным образом ионизирующей радиации. Минимальное расстояние от эпицентра до орудия должно было составлять 700-800 метров. Понятно, что расчет сразу же после выстрела грузил все оборудование на машины и старался убраться как можно дальше с этой крайне неуютной позиции.
Кроме того, стрелки оставались уязвимыми для обычных средств поражения противника. Все-таки четыре километра — дистанция небольшая. Советские танки того времени могли уверенно поразить расчет осколочно-фугасным боеприпасом. Поэтому массовое распространение «Дэйви Крокетт» не получил. С 1956 года было изготовлено 2100 комплексов. В бою они ни разу не использовались и были сняты с вооружения в 1970-х годах.
Пушка массового поражения
Из всех ядерных артиллерийских боеприпасов в СССР самым миниатюрным стал 152-миллиметровый снаряд 3БВ3, принятый на вооружение в 1981 году. Научным руководителем проекта стал знаменитый советский физик-ядерщик с «говорящей» фамилией Евгений Забабахин. Его группе удалось создать уникальный по мощности и массогабаритным характеристикам боеприпас, выдерживающий перегрузки артиллерийского выстрела без разрушений и снижения эффективности. Он был разработан в обводах штатного осколочно-фугасного снаряда для пушек Д-20, МЛ-20, самоходных гаубиц 2С3 «Акация», 2С5 «Гиацинт-С», буксируемых «Гиацинт-Б». Таким образом, устроить вероятному противнику ядерный «привет» могла вся советская артиллерия калибра 152 миллиметра. Специальной доводки орудий для стрельбы спецбоеприпасами не требовалось.
3БВ3 весил 53 килограмма, имел длину 774 миллиметра и диаметр 152,4 миллиметра. Мощность ядерного заряда составляла 2,5 килотонны в тротиловом эквиваленте, а дальность прицельного выстрела — около 17,4 километра. Несложно представить, какие разрушения мог нанести одним-единственным залпом артиллерийский дивизион, вооруженный такими снарядами. Впрочем, в начале 1990-х годов артиллерийские ядерные боеприпасы были ликвидированы как СССР, так и США.
Рюкзак с «сюрпризом»
И США, и СССР в годы холодной войны занимались разработкой переносных маломощных ядерных фугасов. Обе стороны готовились к резкому обострению военно-политической обстановки в Западной Европе и рассматривали все варианты, как замедлить продвижение противника в случае его нападения. Переносными ядерными боеприпасами планировалось вооружить специальные диверсионно-разведывательные группы, которым предписывалось скрытно доставлять эти фугасы на вражескую территорию и подрывать пункты управления, мосты, ракетные шахты, аэродромы. Это оружие могло использоваться для создания зон разрушения, завалов, пожаров, затопления и радиоактивного заражения местности.
Первые американские переносные заряды весили от 159 до 770 килограммов, что затрудняло их переноску вручную. Тем не менее этот вопрос удалось решить: с 1964 по 1967 год были разработаны четыре разновидности боеприпаса SADM. Он представлял собой цилиндр диаметром 40 сантиметров, высотой 60 сантиметров и весом 68 килограммов. Мощность варьировалась от 10 тонн до килотонны. Для переноски заряда использовался специальный рюкзак-контейнер. Такой вес подготовленный спецназовец вполне мог тащить на себе длительное время, а когда уставал, «эстафету» перехватывал его сослуживец. Действовать диверсанты должны были парами. Предполагалось забрасывать группу в район минирования парашютным способом. Один боец устанавливает мину, второй прикрывает. Использовать SADM предполагалось в первую очередь в местах, где была возможность быстро эвакуировать диверсантов.
Схожее оружие было и в СССР, где с 1967 по 1993 год имелись специальные малогабаритные ядерные мины РА41, РА47, РА97 и РА115. Кроме того, на вооружении стояли так называемые «ядерные ранцы» РЯ-6 весом 25 килограммов и мощностью до килотонны. А для борьбы с диверсантами противника в 1972 году в странах — участницах Варшавского договора были организованы специальные взводы разведки и уничтожения ядерных фугасов. Личный состав знал устройство американских боеприпасов и располагал оборудованием для их поиска и обезвреживания.
Смерть авиации
В 1961 году ВВС США приняли на вооружение ракету «воздух — воздух» с ядерной боевой частью AIM-26 Falcon. В то время истребители не могли эффективно бороться со сверхзвуковыми самолетами СССР на встречных курсах с помощью ракетного оружия из-за несовершенства систем наведения. А использование ядерного заряда позволяло уничтожить цель даже при промахе в несколько сотен метров. ВВС США хотели получить ракету с полуактивным радиолокационным наведением, способную эффективно поражать сверхзвуковые бомбардировщики в лобовой атаке. Так как технологические возможности к этому моменту позволяли без особого труда установить ядерную боевую часть в корпус обычной AIM-4, разработка проходила без особых сложностей.
Длина ракеты составляла 2,1 метра, диаметр 290 миллиметров, а общий вес — 92 килограмма. Мощность ядерной боевой части — 250 тонн. Скорость полета «Фалкона» превышала 2,3 тысячи километров в час. Практика показала, что AIM-26 была не очень надежным оружием. Системы ракеты были склонны к частым отказам, устройство было довольно капризно и сложно в обслуживании из-за ядерной боевой части. Летчики не считали AIM-26 ценным или эффективным средством поражения. В 1971 году последняя AIM-26 была снята с вооружения.
0 комментариев