Грозные времена грядут…



В соседнем топике

Новое в ответах ЕГЭ по обществознанию

В этом году, как и прежде, довелось мне участвовать в проверке экзаменационных работ по обществознанию и истории в рамках ЕГЭ и ОГЭ (9 класс). Действо это проходит во время моего отпуска, но работа оплачивается по количеству проверенных работ.

Прежде чем перейти к освещению темы, мне бы хотелось объяснить читателям саму структуру экзаменационных работ, так как очень часто встречаю абсолютно некомпетентные мнения в сети. Например, небезызвестный журналист, К.Сёмин, в своём фильме о «деградации образования» в России, как истину о структуре работы и заданиях в ней, цитирует мнение некого учителя истории, который увидев такие вопросы, ушел со школы. Десять лет назад. Но за это время, сама работа, требования к знаниям и навыкам выпускников изменилось в корне. Абсолютно изменилась и структура экзаменационной работы. Так называемая «угадай-ка» отсутствует. Любопытствующие могут посетить сайт ФИПИ ( это главный институт, который разрабатывает экзаменационные работы), скачать версию и ознакомится. Кстати, можно скачать и предыдущие варианты, тем самым проследив динамику изменения работ. О том, каких умений и знаний требуют от выпускника смотрите в «Спецификации».

Итак, работа состоит из двух частей. Первая часть проверяется компьютером. Работы сканируются в региональных центрах, сохраняются в общей базе, а через некоторое время приходят оценки. Вторая часть, то есть «развернутые письменные ответы», проверяют эксперты. За несколько месяцев до экзаменов, они проходят специальные курсы, где углубленно изучают кодификаторы, требования к оцениванию, проводят анализ прошедших проверок. По завершении курсов, сдают экзамены по теоретической и практической части он-лайн, на сайте ФИПИ. Сдавшим экзамен, вручается удостоверения эксперта по проверке работ ГИА (Государственной Итоговой Аттестации). Перед самой проверкой проходят вебинары с сотрудниками ФИПИ где разработчики уделяют внимание обсуждению спорных и трудных заданий.

Проверка проходит в специально отведенных аудиториях, под камерами, он-лайн. Каждая работа проверяется два раза, то есть двумя экспертами. Если расхождения между их оценками более 2 баллов, то проверяется третьим. Его оценка окончательна. Затем, оценки первой части, проверенные компьютерной программой централизованно, и второй, проверенной экспертами, соединяются и выдаётся результат.

Но теперь ближе к теме. Самое заметное явление, которое уже после несколько часов проверки стало заметно – вырос общий уровень ответов. Это, в первую очередь, результат целенаправленной подготовки к сдаче экзамена. И тут две причины: а) нужны высокие показатели, для дальнейшего поступления; б) задания построены таким образом, что без специальных дополнительных занятий не сдашь, особенно по истории. Итак, из проверки большинства работ второй части видно, что ребёнок с алгоритмом построения ответа хорошо знаком. Большинство ребят пытается, даже, сделать задание №28 по обществознанию – составить развёрнутый ответ по определённой теме в виде плана, два и более пункта которого должны быть детализированы в подпунктах. Да, пусть не совсем верно, порой, даже, неправильно, но желание «урвать» хоть один-два бала из четырёх заметно.

Так же из заданием №29 – эссе: пишут, стараясь соблюдать критерии, подобно фигуристам в катании обязательной программы, стремясь показать зачетные прыжки.

Хорошо это или плохо? С позиций знаний и умений это, возможно, прекрасно. Молодые люди пытаются структурировать свои знания, максимально оперировать ими. Но, знаете, друзья, стало скучно. В том же эссе раньше встречались целые романы, можно было узнать многие семейные тайны ученика, за что сидел брат и почему папы порой не бывает дома. Вскрывались подробности тяжелой жизни недоросля, непонимание окружающих и вся подлость мира. Теперь же нет: вот теория, вот материалы СМИ или других наук, вот, что я думаю. Нет полета. У проверяющих все меньше минут смеха, которые психологически расслабляют от медленной монотонной работы.

Второе. Заносить и выносить с собой листы, не говоря уже о телефонах, запрещено. Гелевые ручки и вода. Да и некогда там записывать «перлы глупости». Но вот, что всё запомнили члены комиссии так это оценка исторической личности и отношение к политическому режиму. Самыми известными личностями, оказались Гитлер и Сталин. Ну понятно со Сталиным, но откуда так много гитлеров взялось? Поверьте, рассказывать в рамках школьного курса о Гитлере – ну максимум два раза по несколько минут. Значит о нем они узнали «из собственных источников» — вконтактики и пр.

Следующим неожиданным фактом стало отношение учащихся к демократии. Большинство из них ассоциирует демократию с преступностью, коррупцией и несправедливостью. Откуда? Ведь в школьных учебниках, в материалах по подготовке к ЕГЭ демократия предстает как чудесный, передовой вид политического устройства общества. А тут, опа! В Москве или Питере, в лицеях и прочих 57-х престижных школ подобное писать не будут. А вот на Сахалине пишут. Я уверен, и в Пскове с Астраханью такое пишут. Пугает ребят демократия, однако

Вот этим и хотел я с вами поделится.
о познаниях выпускников в обществознании автор отмечает, что самыми известными историческими личностями для школьников оказались Сталин и Гитлер. И автору последний персонаж кажется странным и плохим выбором. Он ошибается. Это воздух такой, дыхание настоящего и звук шагов будущего.

Человек ощущает себя относительно полюсов Добра и Зла. Мы так делаем людей из своих детенышей – рассказываем им сказки, где добро сражается со злом, насмерть. В дальнейшем прибавляется много других реперных точек для самоопределения, но эти остаются основными.


Однако, значение, которое человек может им придавать, бывает разным. Кстати, для отдельного человека это вряд ли можно измерить, но вот с обществом такое прекрасно получится. Вот автор той статьи и провел неплохое социологическое исследование. Осталось только сделать выводы.



Значение измеримо расстоянием между полюсами Добра и Зла. Чем оно больше, тем большее значение в обществе придают этим понятиям, тем важнее оно, тем больше прольется крови, если что. Есть ведь разница между чем-то хорошим и приятным, как круассан с капуччино, и Добром с большой буквы. Есть разница между неприятным и Абсолютным Злом.


Если в вашей картине мира между хорошим и плохим крохотная дистанция, как между вкусняшкой и ушибленным пальцем, то ваша картина мира очень благостная. А если в ней есть абсолютное зло с всеми четырьмя всадниками, а с другой стороны тот или иной Белый Город, то мир ваш, так сказать, сильно поляризован.


А от чего это зависит? – Да ясно это. Причина в общественных настроениях. А они в свою очередь зависят от текущего устройства мира, от мнения об идеальном и от страхов.


Представьте себе молодого человека, для которого самыми известными людьми в мире являются какой-то певец ртом и женщина с большой и красивой задницей. Что мы скажем о таком? – Он крайне инфантилен и туп. И этим мы поставим диагноз собственному обществу, самим себе.


А почему, собственно, кумиром не может быть женщина с красивой задницей? Что в этом плохого само по себе? Ничего ведь. Но мы-то знаем, что в мире есть масса критических проблем, мы ожидаем потрясений, мы нервно оглядываемся по сторонам, рука тянется расстегивать кобуру. А у этого дурака певцы какие-то на уме… Не было бы всех этих проблем, он был бы совершенно нормальным. Это мироустройство у нас ненормальное сегодня.


Нынешние выпускники рождены уже в 21 веке. В двадцатых годах они вступят в активную жизнь, в тридцатых вступят в силу, а в сороковых унаследуют землю. (Хотя могут и раньше, судя по их настрою…) Это может быть длинным поколением.


Тут я употребляю термин Переслегина про «короткие» и «длинные» поколения. Пример короткого – поколение компьютерных технологий. Те, чья молодость пришлась на их активное развитие. Они его «переварили», слившись с ним. В «танчики» сейчас играют сорокалетние дядьки из того поколения. У этого поколения задача была такая, и она была в короткий срок осуществлена – технологии вошли в жизнь, стали обычными для последующих поколений. Дети, молодежь уже не фанатеют от компьютеров, от программ, от железок, они просто используют это привычное. Это не вызывает эмоций, как не вызывают эмоций газеты, например, или автомобили.


Так вот. Это поколение выпускников намного более когнитивно, чем предыдущие. Они выросли в океане информации из смартфонов и утюгов. Они социализировались уже в этих условиях. И нет причин считать, что о Гитлере они могли узнать только из школьных учебников, а всякое иное суть вражеская пропаганда.


Это информационное общество сделали мы, а живут в нем полноценно, как в само собой разумеющейся среде, они. Так что, Гитлера они вытянули из информационного фона, отражающего действительность. И не самого Гитлера, конечно. А крайнюю степень тревожности, которая повлекла крайнюю поляризованность картины мира.


Им потребовалось Абсолютное Зло для понимания собственного места в мире. И кого могло еще затянуть в тот вакуум, который требовал заполнения и персонализации? Все старания либерастов и прочих вероятных партнеров не смогли сделать Зло из большевиков, царей и генсеков. Зло явно чувствуется снаружи. И Цель Зла – это уничтожение нас, смерть, голод, горящие города – всё в превосходной степени. Этого примерно мы, их родители, и ждем сейчас в душе, это мы изливаем в инфополе. А дети прекрасно слышат.


Вот именно Гитлер и есть то абсолютное Зло. Кроме того, у него есть прекрасное качество для этой роли: он последовательный, целеустремленный и цельный. В сравнении с актуальными «Героями», которые всегда лгут, скрывают намерения, никогда не выглядят тем, чем являются, он разительно отличен. А дети про нынешних понимают всё. Когда-то я впервые осознал, что СМИ могут лгать. Это было новой концепцией для меня. А нынешние это знали всю их жизнь. И прямой антигерой для них идеален.


Сталин в качестве полюса Добра тут фигура скорее зависимая. Понятно, он прямой антагонист уже определенного Зла. Я полагаю, что юношеству он представляется не реальным человеком, а легендарным героем. Рыцарем в сверкающих доспехах. Ведь даже их деды родились уже после смерти Сталина. Он для них глубоко мифический персонаж, как Юлий Цезарь.


Но Сталин не просто рыцарь, сокрушивший Зло. В нем сливаются и фигуры прошлого, его предшественники на высоком имперском престоле. Он и Иван Грозный, он и Петр Великий, он и Освободитель, и Миротворец, и Невский, и Донской. Я не зря поставил Грозного первым. Иосиф Грозный. Этот рыцарь мрачен и суров. Это рыцарь зимы. Это царь зимы.


Понимаете, каков идеал правления у нового поколения? Каковы их приоритеты? Они готовятся к Рагнареку. И жалеть они не будут ни чужих, ни своих, ни себя.


Молодежь (юношество, точнее) уже гораздо более пассионарна, чем взрослые. Да, в ополчение Донбасса вступали в основном сорокалетние и выше. Просто пассионарная волна еще не подошла, ей было тогда лет по 10-12. И те детишки, что выходили на митинги Навального, это продукт того же явления, просто они встали не на ту сторону, не разобрались. С другой стороны детишек гораздо больше. 


А помните «революцию» Мальцева? Абсолютно тупой мудак легко поднял тысячи детишек на, как минимум, интерес и желание к такой движухе. И «Новое величие» — это мальцевские делишки, в общем. Не суть. Эти дети, которые вот сейчас поступят в вузы, пойдут в армию и на работу, они крайне политизированы, пассионарны и поляризованы.


Такого не было раньше. Чья молодость пришлась на «святые» 90-ые, тот верит в бабло. На нулевые пришлось вообще безвременье из достатка с одной стороны и отсутствием целей с другой, десятые беременны войной.


Они будут радикальны. Они могут выбрать тотальную войну. Мне вот кажется, что если сегодня в России возникло бы нечто подобное войне на Донбассе, то мы бы увидели приток добровольцев из 15-17-летних. Крестовый поход детей… Вот Россия воюет в Сирии сейчас. Вы ведь не слышали никакого недовольства от настоящего народа? От тех, кто там конкретно воюет? Воют только либерасты на Йеху Мацы. И это воюют взрослые уже, не имея непротивления. А новое поколение растет с желанием этого.


У них Гитлер олицетворяет Абсолютное Зло. И мочить они будут со всей ненавистью. Которую мы им подарили и внушили. Нас ждут интересные времена, грозные. Не останьтесь в этой траве :)

  • avatar
  • 1
  • .
  • +23

5 комментариев

avatar
Люблю тебя читать)
avatar
Странно что такая полярность вообще вызвала какое-то удивление. Её и в обществе хватает.
avatar
Не полярность вообще, а полярность именно в этом вопросе. Ну, где школьники и где Гитлер?
avatar
В интернете они рядом. И Сталин там тоже рядом. И во всяких мемасах они намного чаще чем Ленин, Пётр первый или кто либо ещё. Да, это концетрат зла, полюс зла, точка отсчёта, начало координат. А что наши подрастающие должны туда поместить? Эболу? :) Если подумать то некого, остальное всё вымышленное и не тянет. Так что всё в порядке.
avatar
  • 1GR
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.