Кем создана уникальная мозаика Храма Спаса-на-Крови?

Старик «умолял капитана вывезти из блокадного Ленинграда ящики с панно...»

Чем больше узнаешь о Петербурге, тем яснее понимаешь, что… «ничего не знаешь».

Храм Спаса-на-Крови


Храм Спаса-на-Крови, Петербург

Все мы знаем, что храм построили в память императора Александра II на месте его смертельного ранения. Строили по проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия.

Эти имена известны многим, а вот имя того, кто сотворил мозаичное чудо Спаса-на-Крови, думаю, не каждый назовет. По крайней мере, я узнала имя мастера совсем недавно.


Храм Спаса-на-Крови, Петербург (старое фото)

Узнала и хочу поделиться, потому что талант этого человека и его жизнь заслуживают того, чтобы о нем помнили.

Сначала немного о храме...

Храм Спаса-на-Крови внутри полностью покрыт мозаикой, площадь её составляет 7065 квадратных метров. Мозаика храма Спаса-на-Крови – крупнейшая в Европе! Сначала интерьер предполагалось расписать, а мозаику включить только в композицию фасадов и выполнить иконы для иконостаса.






Мозаика храма Спаса-на-Крови

Объявили конкурс на выполнение этих работ. Участники были: «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати, Венецианское мозаичное общество, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», Мозаичное отделение Академии художеств и мозаичная мастерская А.А. Фролова.

Не буду ходить «вокруг и около» и скажу, что выбор пал именно на мозаичную мастерскую Фролова.

Создавать мозаику начали в мастерской при жизни А.А. Фролова, а после его смерти работу продолжил его младший брат Владимир Александрович Фролов.

Мозаичные картины создавались под руководством архитектора А.А. Парланда группой мастеров – мозаичников по эскизам 32 художников! В этой группе были А.П. Рябушкин, Н.Н. Харламов, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров. и др.

Владимир Александрович Фролов


Владимир Александрович Фролов

Человек, который сотворил это чудо...







Он родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. В семье русских потомственных мозаичистов.

В 1888 мозаикой начинает заниматься старший брат Владимира Александр Александрович, через 2 года отец и сын Фроловы открывают частную Мастерскую декоративной мозаики, первую в России. А через 3 года к отцу с братом присоединяется и Владимир.

Как я уже говорила, мастерская Фроловых выиграла выполнение наружных мозаик храма Спаса-на-Крови, а через год исполнение мозаики внутри храма.

В 1897 году скончался Александр старший брат. На тот момент Владимир учился на живописном отделении Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, но смерть брата заставила его оставить учебу.

В 1900 году Владимир становится руководителем мастерской. Его имя знала вся Россия, его мозаики были лучшими, и не только у нас в стране.





Его мозаичная мастерская находилась на Большом проспекте, 64 Васильевского острова. Там же в этом доме жила и семья Владимира. В 1905 году он женился на Нине Леонтьевне Бенуа, дочери известного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.


Нина Леонтьевна Бенуа 1880-1959


Вот этот дом

Как-то раз была по делам в этом районе, зашла во двор дома, где раньше жил Владимир Фролов. Хочу показать вам фотографии (сделаны во дворе-колодце этого дома). Конечно же это мозаика!




Мозаика крупным планом на доме Фролова



Мой прадед до революции работал в этой самой мозаичной мастерской. И жил в этом же доме со своей семьей.
Цитирую воспоминания бабушки:

«Отец занимался смешиванием красок для мозаики. Он принимал участие в изготовлении мозаик для Храма Спаса на крови. В этом же доме находилась мастерская художников, где варили стекло. В доме была большая труба.

У отца помимо квартиры была каморка-мастерская.

В доме жил также Владимир Александрович Фролов. Он состоял в браке с Ниной Леонтьевной Бенуа. У нее было двое сыновей: Андрей и Никита. У Владимира Александровича был также старший брат, бездетный.

Генерал жил на 2-м этаже, в квартире окнами во двор. В детстве я была приглашена в его семью на бал.


В семье росли три сына – Александр (инженер-физик, работал в Физико-техническом институте, пережил блокаду Ленинграда), Никита и Андрей (закончил Ленинградский техникум сценических искусств, работал режиссером массовых зрелищ, поставил несколько научно-популярных и документальных фильмов).


сын Владимира Фролова Андрей Владимирович (1909 — 1967)


младший сын Александр Владимирович (1917 — 1971)

Все изменилось в 1917 году...

Религия стала „опиумом для народа“, и кому-то пришла в голову мысль, что раз мозаика использовалась в оформлении храмов, то она тоже является злом. Мастерскую Фролова закрыли.

10 лет Владимир Фролов практически выживал, работы не было. Да, он мог уехать заграницу, но оставить Россию не смог. Давал уроки, брал какие-то мелкие заказы, однажды даже организовал оркестр балалаечников. Он брался за любую работу, знаменитый признанным мастер, профессионал своего дела.

Работа сама нашла его в 1929 году. Точнее ему помог автор мавзолея Ленина Алексей Щусев.

Щусев настоял на том, что траурный зал мавзолея необходимо выложить мозаикой, а поручить это дело надо только специалисту высшего класса Фролову!

А теперь, внимание!

Для этой работы в мавзолее Фролов использовал самое лучшее, самое дорогое стекло, что у него осталось с былых времен. Это стекло когда-то было заказано… императором Николаем II, то есть усыпальница Ленина отделана императорской смальтой! Как вам?

Как только была выполнена работа в мавзолее, мозаику признали в Советской России, теперь это не „церковное зло“.

Но несмотря на это Фролова в 1929 году выселяют из квартиры. Воспоминания внука Владимира Фролова:

1929 год – довольно сложный год для семьи Фроловых.

По постановлению Ленсовета о выселении владельцев из их домов, несмотря на то что он занимался изготовлением мозаик для мавзолея Ленина, Фролов и его семья были изгнаны из дома.
Он переезжает в мозаичную мастерскую Академии художеств в Петербурге, которая на тот момент была совершенно разгромлена. Фролов сам, своими руками приводит её в порядок.


И именно в этой мастерской, куда его выселили, он сделает еще один из своих значимых великолепных заказов – мозаику для метро Москвы.

Заказ, который мастер закончит за 3 дня до смерти. Это был 1942 год, блокадный Ленинград.


Владимир Фролов

Перед Великой Отечественной войной Владимиру Фролову и Александру Дейнека заказали панно для станций метро „Павелецкая“ и „Автозаводская“ (тогда это были „Донбасская“ и „Завод им. Сталина“). На счету мастеров уже была мозаика станции „Маяковская“, которая была признана правительством и очень понравилась простым людям.

В 1940 году Дейнека сделал 14 картонов и отправил их Фролову в Ленинград.


Работа над мозаиками для станции «Павелецкая», 1940 год

С началом войны Фролов не прекратил работу, он не прекратил её даже тогда, когда началась блокада города. Ему на тот момент было уже 68 лет.

Он работал один, истощенный старик, в холоде и темноте, в мастерской с выбитыми стеклами, забитыми досками окнами. Ему выдали канистру керосина, больше помочь ничем не могли.

Я уже сказала, что Фролов остался один в мастерской, он один знал, где и под каким номером хранится тот или иной нужный оттенок стекла!

Работа в холоде шла очень медленно. А создавал он в эти дни жизнерадостные панно счастливой жизни советских людей, одна из них „Парад физкультурников“.

Фролову предлагали уехать в эвакуацию, но он отказался, не мог бросить работу.

Из воспоминаний внука Владимира Фролова:

И мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей.

Они чудом не затонули во время обстрелов, да и вообще случайно попали на борт.

Один матрос рассказал потом, как это было: судно уже отплывало, когда подъехал автомобиль, из которого вышли какой-то офицер и пожилой мужчина — это был мой дед.

Он буквально умолял капитана вывезти из блокадного Ленинграда ящики с панно для московского метро.

Говорил, что скорее всего больше не успеет сделать ни одной работы, что эта мозаика — последняя в его жизни.

Владимир Фролов умер от истощения в блокадном Ленинграде, похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на кладбище «Остров Декабристов», также известное как Смоленское братское (блокадное) кладбище.




Когда зайдете в храм Спаса-на-Крови, увидите эту великолепную мозаику, вспомните о том, кто это создал и каким он был человеком.

Еще работы Владимира Фролова:

В Петербурге на фасадах -


  • дома Императорского Общества Поощрения Художеств;

  • городской школы Петрова, на Малой Охте;

  • дома Общества Взаимного Кредита;

  • Храма Воскресения Христова, на месте события 1-го марта 1881 года;

  • Храма и школы в память Императора Александра III;

  • Храма Гутуевского Острова;

  • Храма Общества распространения религиозно-нравственного просвещения;

  • Храма Киевского подворья; в памятниках:

  • Бородина и Грибанова (Александро-Невская лавра);

  • плафоны в кабинете Г. Г. Елисеева;

  • внутренняя отделка Храма Воскресения (3.200.000 квадр. вершк.);

  • магазин Товарищества «Р. Келлер»;

  • реставрация мозаики «Полтавская баталия» работы Ломоносова.

  •  

И это только в Санкт-Петербурге, есть его работы и в Москве, Киеве, Тамбове, Севастополе, Ялте, Новгороде, Одессе.

Закончить свой рассказ хочу фотографиями из храма Спаса-на-Крови.


Мозаика крупным планом

  • avatar
  • 1
  • .
  • +17

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.