Первый электромобиль ездил ещё в 19 веке

Те, кто не слишком хорошо знаком с историей автомобилестроения, могут подумать, что GM или Tesla были первыми производителями полностью электрических автомобилей. На самом деле, с электрическими трансмиссиями экспериментировали с самых первых дней существования автомобильной промышленности и даже раньше, чем с бензиновыми двигателями. 

Одним из первых примеров электромобилей для массового пользования был Electrobat, созданный ещё в 1894 году. Только представьте, уже в 19 веке по улицам ездили электрические такси. При том они не были первыми электромобилями. Как же получилось, что технологии прошлого стали технологиями будущего?

Первый электромобиль ездил ещё в 19 веке. Как такое возможно? В мае 1899 года был арестован первый таксист электромобиля за превышение скорости. Источник изображения: gai-news.ru. Фото.

В мае 1899 года был арестован первый таксист электромобиля за превышение скорости.

Первые шаги к электромобилям: повозки без лошадей

Всё началось в 1830-х годах. Шотландец Роберт Андерсон создал первую моторизированную повозку, которая двигалась без лошадей. Это было удивительно, но не очень практично: батареи в то время не перезаряжались, и повозка могла проехать совсем немного.

Первые шаги к электромобилям: повозки без лошадей. Прототип электромобиля Роберта Андерсона. Источник изображения: carnnews.com. Фото.

Прототип электромобиля Роберта Андерсона.

Другой изобретатель, Роберт Дэвидсон, построил электрический локомотив в 1837 году. Его улучшенная версия могла тянуть шесть тонн и проехать почти 2,5 км со скоростью 6 км/ч, но после этого батареи приходилось менять.

Железнодорожники даже уничтожили «дьявольскую машину» Дэвидсона, которую он назвал «Гальвани», испугавшись, что она оставит их без работы.

Первые шаги к электромобилям: повозки без лошадей. Плакат для электромагнитной выставки Роберта Дэвидсона в Лондоне в декабре 1842 года. Источник изображения: wikimedia.org. Фото.

Плакат для электромагнитной выставки Роберта Дэвидсона в Лондоне в декабре 1842 года.

Прорыв: перезаряжаемые батареи

Всё изменилось в 1859 году, когда появились перезаряжаемые батареи. Это дало толчок развитию настоящих электромобилей. Примерно в 1884 году англичанин Томас Паркер помог внедрить электрические трамваи и построил прототипы электромобилей в Англии.

Прорыв: перезаряжаемые батареи. Один из электромобилей Паркера (стоит посередине), примерно 1895 год. Источник изображения: auto.today. Фото.

Один из электромобилей Паркера (стоит посередине), примерно 1895 год.

А в концу 1880-х годов Уильям Моррисон из Айовы создал и запатентовал электромобиль — электрическую повозку, которая имела передний привод, 4 лошадиные силы, могла разгоняться до 32 км/ч и проезжать 80 км на одной зарядке. Моррисон больше интересовался аккумуляторами, чем автомобилями, но его работа вдохновила других изобретателей.

Прорыв: перезаряжаемые батареи. Первый оштрафованый за превышение скорости электромобиль — 6-местный вагон Уильяма Моррисона. Источник изображения: carstyling.ru. Фото.

Первый оштрафованый за превышение скорости электромобиль — 6-местный вагон Уильяма Моррисона.

Electrobat — первый коммерческий электромобиль

В 1894 году двое изобретателей из Филадельфии, Педро Салом и Генри Моррис, создали Electrobat — первый коммерчески успешный электромобиль. Сначала он был тяжёлым и медленным, но к 1896 году они улучшили его, добавив пневматические шины и облегчив конструкцию. Он имел задний привод, два двигателя мощностью 1,1 кВт, проезжал 40 км с максимальной скоростью 32 км/ч.

Electrobat и другой электромобиль Райкера выиграли серию гонок на пять миль в 1896 году, обогнав бензиновые автомобили Duryea.

Electrobat — первый коммерческий электромобиль. Электробаты на Манхэттене, 1898 год. Источник изображения: slashgear.com. Фото.

Электробаты на Манхэттене, 1898 год.

Позже их компания начала производить электрические такси Hansom для Нью-Йорка. Они даже придумали станции замены батарей, где водители могли быстро поменять разряжённые батареи на заряжённые. Напоминает что-то, правда? Но, как и многие стартапы, компания расширялась слишком быстро и в итоге разорилась.

К началу 1900-х годов в Нью-Йорке работало более 600 электрических такси.

Электромобиль побил рекорды скорости

Электромобили не только ездили по улицам, но и ставили рекорды. В 1899 году бельгиец Камиль Женатзи и его электромобиль La Jamais Contente первым в мире разогнался до 100 км/ч. Его машина была похожа на торпеду и работала на двух электродвигателях с прямым приводом мощностью 25 кВт, работающих при напряжении 200 вольт и потребляющих 124 ампера каждый (около 67 лошадиных сил). Этот рекорд стал настоящим прорывом и доказал, что электромобили могут быть быстрыми и мощными.

Электромобиль побил рекорды скорости. Скоростной автомобиль La Jamais Contente. Источник изображения: kulturologia.ru. Фото.

Скоростной автомобиль La Jamais Contente.

Знаменитые имена в истории электромобилей

Многие известные сегодня компании начинали с экспериментов с электромобилями. Например, Рэнсом Олдс, создатель Oldsmobile, сначала построил несколько электрических повозок. А Фердинанд Порше, основатель Porsche, в 23 года разработал электромобиль, который выиграл гонку в Берлине в 1899 году. Даже Томас Эдисон и Генри Форд пробовали создавать электромобили, но в итоге решили, что будущее за бензиновыми двигателями.

Почему электромобили не стали популярными сразу?

Несмотря на все успехи, электромобили тогда не смогли конкурировать с бензиновыми автомобилями. Всё потому, что в начале XX века электричество было доступно только в городах, а батареи электромобилей были не такие ёмкие как сейчас и требовали частой подзарядки, в добавок ко всему ещё тяжёлые и дорогие.

Бензиновые двигатели оказались проще и дешевле, а бензин можно было легко перевозить с собой. Да даже сейчас мир с трудом пересаживается на электромобили в основном по той же причине (ну и из-за более высокой стоимости).

 

источник

  • avatar
  • .
  • +16

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.