Мифология «Буханки»
За время существования СССР вокруг продукции УАЗа нарос такой толстый слой мифов, что они живут даже сейчас, когда прошло больше 30 лет с распада этого самого СССР.
Причем наиболее мифологизированным автомобилем УАЗа является так называемая «буханка». До сих пор некоторые вроде бы вполне вменяемые люди пишут что-то вроде вот такого:
Выпустили бы «буханку» с автоматической коробкой, я б купил. Серьезно. Нормальный же автомобиль. Надежный. Ну трясет, да. Так то когда по бездорожью. А по ровным городским улицам, или там на дачу по шоссе — там вообще незаметно.
Причем даже желание получить на «буханке» АКПП и нормальные сиденья — вызывает дикий подрыв пердаков у поклонников этих странных изделий. Не помогают никакие разъяснения:
А кто вам сказал, что буханка надежная? Она «надежная» только тогда, когда под ней солдат каждый день лежит с гаечными ключами. А если вы вдруг думаете, что на ней можно, как на нормальной машине, раз в 10 тыщ км маслице в моторе поменять, да и ездить дальше радоваться — то у меня для вас плохие новости, в таком режиме очень скоро в ней развалится вообще всё. Маятели буханок на гражданке — это мазохисты, которым нравится трахаться с железом.
Но нет — тут же всплывает популярный набор мифов, что мол бухань можно починить в поле на коленке с помощью мотка проволоки и кувалды.
Она надежная в том плане, что знающий человек ее починит в условиях ядерной войны, Она не надежная, она простая до обалдения. Если в ней что то сломалось — ее починит ребенок. Именно по этому она до сих пор популярна у корпоративных пользователей, покупая ее они экономят миллиарды на обслуживании.
Популярна у «корпоративных пользователей»? Серьезно? Впрочем, после фразы «они экономят миллиарды на обслуживании» становится понятно, что челик просто бредит.
В условиях ядерной войны никто ничего чинить уже не будет. Но дело даже не в этом. Вот, допустим, вы в поле — и у буханки вышибло контроллер впрыска. Ну и — что вы там почините «на коленке»? Велкам в магазин автозапчастей — точно так же, как на любой нормальной машине. Или, скажем, срезало шлицы на кардане. Ну и — что вы там будете чинить? Наваривать электросваркой, как делали в совке в автобате — так для этого электросварка нужна, и варить надо уметь.
При этом качество деталей у УАЗа такое, что волосы на заднице встают дыбом, там тупо сыромятина и гогно, которое в принципе не живет долго. И да — ничего простого в буханке давно уже нет, она не простая, а примитивная, в ней нет множества систем, к которым все привыкли на современных машинах (и без которых ездить в современном потоке на современных скоростях тупо опасно, тем более на этом убожище) — но основные агрегаты у бухани ничуть не проще, чем у какого-нибудь китайского или японского рамного пикапа. Да еще и их конструкция — о май гад, какой кретин это придумал, они тупо неудобны для ремонта.
Чтобы было понятнее, насколько буханка опасна для её обладателя — вот как выглядит лобовое столкновение буханки с легковым автомобилем:
Водитель буханки — труп, а у второй машины даже лобовуха не треснула.
Наши полевые бригады Газпрома давно пересели на пикапы Форд (в крайнем случае — на ГАЗ Соболь 4х4) и забыли про УАЗовское дерьмо как про страшный сон (это к вопросу о выборе корпоративных заказчиков). Пока они использовали УАЗ — буханки, хантеры, пикапы, патриоты — они больше чинились в гаражах чем ездили.
Причем буханка из всей нынешней продукции УАЗа была как раз максимальным, запредельным ломучим гогном — даже хуже, чем Патриоты. И это так именно потому, что в ней остался максимум того, что было при СССР — вместо корейской коробки Dymos сыромятное ульяновское гогно без синхронизаторов, вместо дизеля Cummins — удолбищный мотор ЗМЗ, который уже с завода выходит мёртвым и со стружкой в картере, вместо относительно сносных мостов — древняя параша, рассчитанная на шприцевание каждые 1000 км пробега, в которой вместо сальников стоят фетровые вкладыши, и поэтому либо из них течет масло, либо масла уже не осталось.
Короче — когда ты видишь рейдовую буханку, на которой реально ездят в гогны — ты можешь быть уверен, что от заводской машины там остался только кузов, а все остальное там заменено и стоит не родное. То есть по сути это уже не «буханка» в том виде, как её продает УАЗ — это совершенно другая машина, собранная вручную в кузове буханки. Зачем нужен такой онанизм — не вполне понятно, но уазовод — это болезнь мозга, особый сорт технического мазохизма, когда долбёжка вприсядку в гараже заменяет владельцу собственно езду на машине.
Однако откуда-то идея о великой ремонтопригодности машин УАЗа вообще и «буханки» в частности взялясь же? Понятно, что эти сказки идут из советских времен — но что-то настоящее в их основе же было?
Так вот — я вам сейчас расскажу, что лежало в основе этого мифа.
Люди, не заставшие СССР, уже не знают, что в СССР тупо не было запчастей для частных автомобилей — ни для Москвичей, ни для Жигулей. Даже расходников не было — тормозных колодок, лампочек в фары, и так далее. Чтобы купить новый аккумулятор — надо было встать на очередь, отстоять несколько лет, потом, когда очередь подойдет — привезти и сдать свой старый аккумулятор, получить справку о сдаче — и уже с этой справкой идти покупать новый. За резиной стояли в очереди по 5-10 лет, а пока, чтобы ездить — вручную резцом нарезали канавки на стёршейся лысой шине.
А уж если что-то посложнее — распредвал там, или трамблёр, или тормозной цилиндр — то всё, туши свет, ничего этого в продаже не было в принципе. Нужны были связи, и деталь доставалась в три цены с приключениями и беготнёй от ОБХСС.
Так вот — на УАЗы было всё, и относительно недорого. Но, конечно, не в магазине, а в соседнем автобате при воинской части. Там веселые прапорщики-хохлы были готовы продать хоть мотор и коробку в сборе — только плати.
Вот откуда взялся миф, что «УАЗ можно починить самому в гараже».
Шитгули-то починить в гараже технически было бы куда проще, чем УАЗ — но запчастей в СССР для них не завезли, и украсть их было негде, кроме самого завода ВАЗ (или совсем уж криминала — угон машин для разбора на запчасти в СССР процветал). Поэтому если в шитгулях что-то случалось серьезное — то приходилось вставать в очередь на СТО ВАЗ, долго ждать, и потом получать заказ-наряд с заоблачными ценниками в несколько месячных зарплат инженера. И ладно цены — но ремонт затягивался на многие месяцы.
То ли дело УАЗ — бац, и прапор вынес всё, что нужно. Да, качество гогно, сыромятина — но зато всё есть.
Забавно, что в СССР партия и правительство это прекрасно понимали — поэтому машины УАЗ населению не продавались. То есть вообще. Одно время существовала дырка через село — УАЗы разрешили продавать председателям колхозов, агрономам и начальникам МТС, а они уже потом сбывали машины страждущим гражданам, но эту дырку быстро заткнули, пойдя на разработку специальной машины-затычки, которую вы все знаете как ВАЗ Нива. Как появилась Нива — «УАЗ для председателя» перестал существовать как класс.
Но народ выкручивался и тут. Покупали убитые санитарные буханки и восстанавливали — благо у прапоров было всё, вплоть до рам и кузовов. Фактически нужны были только документы на списание и продажу списанного УАЗа частному лицу.
Вот что на самом деле лежит в основе мифа, что «УАЗ можно починить в любом гараже».
Естественно, когда запчасти на нормальные машины появились — смысл в УАЗе резко пропал. От него, внезапно для многих, даже армия отказалась (да-да, закупки машин УАЗ для минобороны — ничтожны, это 2-3% от общего объема продаж завода, и так-то невеликого). И это при том, что в армии солдат с гаечным ключом — бесплатен, его всё равно надо чем-то загружать в мирное время, чтобы дурью не маялся — так пусть лежит под машиной, шприцует и перебирает, всё больше пользы, чем по плацу строем ходить. Но даже эта фора УАЗу не помогла — уж слишком говённая машина.
Для армии теперь делаются вот такие машины — и делает их совсем не УАЗ:
Однако мифы так плотно угнездились в головах граждан, что продолжают крутиться до сих пор, когда уже почти никто не помнит, из-за чего они появились и с чем были связаны. Современные дурачки всерьез уверены, что «УАЗ не ломается», или что его действительно можно «починить в поле на коленке без запчастей».
Советское «в поле на коленке» означало, что тогда УАЗовод просто возил с собой кучу запчастей, заранее прикупленных у прапора с оказией за несколько бутылок водки. И соответственно ему было что на что заменять. В отличие от советского владельца Нивы или ВАЗа — который даже колодки приклепывал сам, взяв у прапора накладки от УАЗа, на вазовские железяки от стершихся колодок. Но понять это может только тот, кто тогда жил и всё это видел.
А без запчастей сломавшийся УАЗ точно такой же труп, как и любая другая машина. При этом ломается он гораздо чаще любой другой машины — такова его специфика.
8 комментариев
все ржавеет и гнеет, все реально сделано кувалдами.
ну въеби ты поставщиков что бы нержавейка была, сделай антикор что бы дыр не было через год. сделайте печку, поставте нормальные сальники.
помню передачу пару лет или даже десяти лет, где они просто заявлии у нас нету Системы Проектирования и Разработки а без нее чтото делать утопия
Скачать