Секретные кобры товарища Сталина

Ровно 80 лет назад, 7 декабря 1942 года, впервые поднялся в воздух прототип американского истребителя Р-63 «Кингкобра». Из 3300 серийных экземпляров этой машины более 2300 было отправлено в Советский Союз по программе Ленд-лиза.

Поставки начались весной 1944 года, а к весне 1945-го СССР получил уже более полутора тысяч «королевских кобр». Однако ни одна из них не попала на советско-германский фронт. Почти все эти машины для чего-то держали в стратегическм резерве.

В советско-японской войне 1945 года участвовали четыре полка на «Кингкобрах»: 410-й и 888-й ИАП 10-й Воздушной Армии, которые действовали с Камчатки и осуществляли поддержку Курильского десанта, а также — 781-й и 940-й ИАП 12-й Воздушной Армии, расквартированные в Монголии. Всего в этих полках числилось лишь 137 Р-63. Таким образом, во Второй мировой войне не было задействовано почти 95% советских «Кингкобр».

Создается впечатление, что их специально берегли для каких-то иных боевых задач.

На фото — истребители фирмы «Белл Эйркрафт Корпорейшн», выпускавшиеся во время Второй мировой войны. Сверху вниз: Р-39 «Эйркобра», Р-63 «Кингкобра» и реактивный Р-59 «Эйркомет».

 

Да-да, я знаю, что сейчас у многих пригорит, но Белл P-59 Эйркомет (Bell P-59 Aircomet) — первый реактивный истребитель США. Разработчик и производитель — Bell Aircraft. Первый полёт — в 1942 году. Строился с 1944 года малой серией — 66 самолётов. Силовая установка: 2 ТРД General Electric I-A, тяга 8,9 kN каждый. Предсерийные машины были построены к концу 1942 года. Более поздняя модификация самолета P-59B (15 машин) была передана 412-й истребительной авиагруппе.

Но вернемся к Кингкобре.

Надо отметить, что «Кингкобра» была лучшим истребителем, поставлявшимся в СССР из США во время войны. По совокупности летных, боевых и эксплуатационных характеристик Р-63 превосходил все типы советских истребителей, имевшихся к началу 1945 года на вооружении ВВС РККА.

О том, насколько ценной считалась у нас эта машина, говорит тот факт, что «Кингкобры» оставались на вооружении вплоть до 1953 года (!), несмотря на то, что из-за изношенности моторов (американцы осенью 1945-го прекратили поставки запчастей) еще в 1949-м на Р-63 запретили использовать форсажный режим. Интересно, что последние «Кингкобры» отправили в утиль практически одновременно с истребителями Ла-11, которые были разработаны и приняты на вооружение уже после войны.

Думаю, несложно догадаться, на какой случай держали эти американские машины. Советское командование планировало использовать их против самих же американцев и англичан, если бы вскоре после окончания войны с Германией у СССР возник вооруженный конфликт с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции.

В такой ситуации более двух тысяч «Кингкобр» и 1200 английских «Спитфайров» Mk.IX, также полученных по Ленд-лизу в 1944-45 годах и тоже оставленных в тылу, стали бы очень серьезным подспорьем для «Яков» и «Лавочкиных». Тем более, что ни один тогдашний советский истребитель не мог сравниться с ними по высотным характеристикам. А это значит, что на перехват «Флаинг Фортрессов» и «Суперфортрессов», ходивших на больших высотах, отправились бы краснозвездные «Кингкобры» и «Спитфайры».

Но, как говорится, Бог миловал…

На фото в заголовке — «Кингкобры», подготовленные для отправки в СССР, на аэродроме Фэрбенкс, штат Аляска. Снимок сделан американским фотокорреспондентом летом 1944 года. На самолеты уже нанесены советские опознавательные знаки а под крыльями подвешены дополнительные топливные баки. Обратите внимание, что машины оснащены радиокомпасами (круглая антенна над фюзеляжем), которых тогда не было на советских истребителях.

Поточная сборка «Кингкобр» на заводе «Белл».

 

10 сентября 1944 года советская сторона получила пятитысячный американский самолет, отправленный в СССР по АЛСИБу (от есть из Аляски в Сибирь). И это была как раз «Кингкобра».

 
Материал: vikond65.livejournal.com/1572142.html
  • avatar
  • .
  • +24

3 комментария

avatar
Надо отметить, что «Кингкобра» была лучшим истребителем, поставлявшимся в СССР из США во время войны.
Автор забыл добавить, что лучшим истребителем она стала исключительно благодаря советским лётчикам-испытателям и специалистам ЦАГИ и НИИ ВВС. Ибо изначально она сохранила основные болячки Аэрокобры типа плоского штопора, и даже приобрела свои собственные.
Основной проблемой, интересовавшей советских специалистов, был штопор. А. Г. Кочеткову предстояло в полете опробовать самолет на этом режиме и подтвердить или опровергнуть заверения фирмы. К сожалению, в реальном полете главный недостаток «Кобры» все же проявился, — она попала-таки в плоский штопор, вывести из которого машину было уже невозможно. После разнообразных, но тщетных попыток вырвать истребитель из этого режима летчик был вынужден покинуть самолет на парашюте. Ожидая нагоняя за разбитую машину. Кочетков, как ни странно, получил лишь благодарности и подарок от фирмы Ирвинг, производящей… парашюты. Как-никак — блестящая реклама продукции. Авария, «устроенная» Кочетковым и еще один испытательный полет с выходом на большие перегрузки, в ходе которого была деформирована обшивка крыла и фюзеляжа, заставили американских инженеров внимательнее прислушиваться к мнению наших специалистов и пойти на выполнение их требований. А вскоре, так же как и в случае с «Аэрокоброй», за «Кингкобру» взялись специалисты ЦАГИ и НИИ ВВС. Машину (Р-63А-8, бортовой номер 269261) «ломали» в зале статистических испытаний, продували целиком в гигантской аэродинамической трубе Т-101, гоняли на всевозможных режимах. Полученная информация тут же отправлялась в США, где инженеры и рабочие фирмы «Белл» оперативно проводили необходимые доработки.
avatar
В догонку, даже после доработок по нашим требованиям:
Неполадок было множество: в маслорадиаторе, в топливном насосе, в переключателе подачи горючего и так далее. 7 октября 1944 г. всем «Кингкобрам» на маршруте запретили взлет — на отдельных экземплярах обнаруживалась деформация хвостовой части фюзеляжа, — возможно, из-за дефектов сборки. 125 техников срочно направили из Грейт-фоллс для проведения профилактики на самолетах, застрявших в Фэрбенксе (111 машин), в Номе (60) и в Эдмонтоне (62). Для ускорения работ мобилизовали механиков гражданской авиации во всех соседних аэропортах, причем не только американских, но и канадских. Всего таким образом доработали 233 истребителя. Те же машины, что успели «перебраться» через границу, впоследствии переделывали уже на рембазах наших ВВС по рекомендациям, разработанным ЦАГИ.

Одна из первых партий также целиком была забракована советской военной приемкой в Фэрбенксе из-за дефектов маслорадиаторов и возвращена на доработку. Один из самолетов просидел несколько месяцев на промежуточном аэродроме Форт Нельсон в Канаде, ожидая ремонта, и так опротивел наземному персоналу, что получил прозвище «Дурацкая ловушка Белл». В конце концов советские пилоты получили и эту машину, на борту которой к тому времени красовалась огромная корявая надпись «Bell booby trap».
avatar
Ну и в итоге, на самом деле, не лучшим истребителем, а просто:
В целом, машина оказалась довольно удачной
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.