Как самолет Ту-22 получил странное прозвище «Людоед», и почему пилоты обходили его стороной


В истории советской авиации были самые разные самолеты, которые отличались не только техническими характеристиками. К ним еще по-разному относились как командование, так и пилоты. И среди большого количества популярных модификаций есть и такие, которые не просто были не в чести — их вообще старались обходить стороной или хотя бы летать на них как можно реже. Именно таким был бомбардировщик Ту-22, которому летчики дали очень меткое как для его репутации прозвище — «Людоед».

Бомбардировщик с самой нелицеприятной репутацией. /Фото: utro.ru

Бомбардировщик с самой нелицеприятной репутацией.

Советский дальний тяжёлый сверхзвуковой самолёт конструкции КБ Туполева приняли на вооружение в 1962 году, и с тех самых пор, вплоть до конца своей эксплуатации в конце девяностых за ним тянулся шлейф дурной славы. Безопасность этой модели всегда ставилась под большое сомнение из-за многочисленных чрезвычайных ситуаций, иногда с человеческими жертвами.

Ту-22 в различных модификациях. /Фото: topwar.ru

Ту-22 в различных модификациях.

Ту-22 дали мрачное прозвище «Людоед» из-за высокого уровня аварийности. По информации Novate.ru, каждый четвертый бомбардировщик данной модели был утерян в результате чрезвычайных происшествий, причем началось это еще с проектных прототипов на этапе испытаний. Статистика утверждает, что разбивались Ту-22 регулярно по несколько в год на протяжении всего срока эксплуатации, в среднем — от трех до шести единиц.

Конечно, такая слава не могла дать даже опытным пилотам спокойно садиться за штурвал «Людоеда». Однако он все же довольно долго оставался на вооружении — больше тридцати лет. Одной из причин такого явления называют тот факт, что модели Ту-22М и Ту-22М1, которыми собирались заменить аварийный бомбардировщик, также оказались полны недостатков и не устраивали командование. Правда, после долгих проволочек Ту-22М1 все-таки стали выпускать серийно. Да и полностью вытеснить «Людоеда» ему так и не удалось.

Одна из последних модификаций Ту-22М3. /Фото: wikipedia.org

Одна из последних модификаций Ту-22М3.

Ещё одной причиной того, что самолет, при всех своих недостатках, продолжал стоять на вооружении, было то, что большинство из них были выявлены как раз в процессе его эксплуатации. Например, при приземлении шасси начинали трястись, что серьезно усложняло работу пилоту. Кроме того, проблем доставляли даже двигатели. Оказалось, что их неудачно разместили, из-за чего машина была плохоуправляемой на высоких скоростях.

Неудачный самолет, который летал очень долго. /Фото: nacekomie.ru

Неудачный самолет, который летал очень долго.

Конечно, машина неоднократно дорабатывалась, и в некотором смысле, это помогло — Ту-22 стали разбиваться реже. Но репутация бомбардировщика была уже безвозвратно утрачена, да и полностью избавиться от проблем не удалось. Поэтому, когда в середине девяностых годов «Людоеда» все-таки сняли с эксплуатации, многие летчики вздохнули с облегчением.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +16

1 комментарий

avatar
Вот «нравится» мне такая «критика»… Как под Москвой встали ополченчы и подольские курсанты, то честь им, и хвала… И, это, без сомнения, правильно… Но, говоря, в данном случае, пилоты Ту-4 вообще не имели шансов… Ту-22 был «прорывом»… Это уже потом «м»-ки пошли… Аварийный… И катапульта «в низ»… Можно вопрос? А Т-26, и Т-34… Они ведь оба танки?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.