Наследник «кукурузника»: долгий путь в серию

На смену легендарному«кукурузнику» Ан-2 Россия приходит новый многоцелевой биплан ТВС-2ТДС. Сможет ли он стать таким же успешным?

России с ее огромными просторами, неразвитостью транспортной доступности к удаленным поселениям Севера и Дальнего Востока жизненно необходим легкий, недорогой и простой самолет. Аналог Ан-2, но с современным оборудованием и конструкцией. К сожалению, Ан-3 — ремоторизованная версия Ан-2, имевшая неплохие перспективы, в том числе и экспортные, так и не получила распространение. Самолету выпало родиться в непростые постсоветские времена, и в основном из-за этого он оказался невостребованным.

Однако в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им С.А. Чаплыгина (СибНИА) решили пойти ещё дальше, и помимо ремоторизации провести глубочайшую модернизацию самолета, получившего название ТВС-2МС. Так как советское народное хозяйство кануло в лету, приходилось считать каждую копейку, следовательно, сокращать стоимость эксплуатации самолета. Это в первую очередь потребовало замены древнего двигателя АШ-62ИР на более экономичную турбовинтовую силовую установку — американский мотор Honeywell TPE-331−12 мощностью 1100 л.с. Новый двигатель не только имел больший моторесурс, был проще и дешевле в обслуживании, но и потреблял на 10% меньше топлива, причем дешевого керосина.

ТВС-2ТДС

Новосибирцы решительно отказались от архаичной тканевой обшивки крыльев, предпочтя им композитные материалы. Это позволило сделать оба крыла жестко связанными, улучшить аэродинамические показатели и разместить в крыльях дополнительные топливные баки на 3,5 тысячи литров. Это привело к тому, что планер стал более прочным, а дальность полета выросла в полтора раза по сравнению с Ан-2. Попутно было усиленно шасси, да и в целом ТВС-2МС получился более «крепким», чем свой легендарный предок.

Первый полет ТВС-2МС выполнил 5 сентября 2011 года, но потом, как и у любого другого самолета российской разработки, началась череда разнообразных отсрочек, согласований, внесений изменений в проект и так далее. Это самым неблагоприятным образом сказывалось на сроках начала серийного выпуска машины. Вместе с тем из эксплуатации ежегодно выводились выработавшие свой ресурс Ан-2, но долгожданная замена им всё никак не поступала. Окончательная документация на самолет была подготовлена только в 2016 году, первый полет биплана, получившего название ТВС-2ДТ, состоялся 10 июля 2017 года, но крупносерийное производство не налажено до сих пор. Ожидается, что самолет будет стоиться на авиазаводе в Улан-Удэ, но таким же массовым как предок Ан-2 он не станет. С 2020 по 2025 годы планируется выпустить около двухсот машин.

ТВС-2ТДС

Самолет способен брать на борт до 19 человек или перевозить груз массой 3500 кг на дальность до 1200 километров. Максимальная скорость составляет 350 км/ч, а максимальная дальность полета — 4500 километров. По сравнению с Ан-2 характеристики самолета вышли на качественно иной уровень, однако «кукурузник» был дешевым, простым и массовым, чем не сможет похвастать ТВС-2ДТ, хотя такой самолет очень нужен российской «малой авиации». Наверняка машина будет иметь неплохой экспортный потенциал, особенно в экс-советских республиках и странах бывшего соцлагеря, где прекрасно помнят Ан-2. Да и другие страны, скорее всего, проявят к самолету интерес.

Осталось только начать серийное производство, которое, кажется, не за горами. Как заявил замглавы Минпромторга Олег Бочаров, этой осенью, предположительно в ноябре 2020 года, самолет поступит для испытаний в МАИ — важная веха в жизни новой разработки на пути к массовому производству.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +11

2 комментария

avatar
И не пойдет и не станет он заменой ан-2.
двигатель америкосовский. доллар скакнул с 60 до 90 и двигатель итак не дешевый скакнул в 1.5 в закупе. а он еще и американский? ну ждите санкций на все от расходных запчастей, до самих движков. как раз сейчас нельзя НИКАК законно в РФ купить даже мелкую запчасть на компрессора воздушные немецкие драгер. дорогущее оборудование простаивает потому что клапан и стОит 26000 р (его токарь в итоге выточит за 15 т.р. но это не лицензированно) и еще нигде нет.
а тут самолет где каждая деталь должна быть допущена.
казалось бы верните АН-2 -всех устраивает и цена вдвое ниже будет.
но лицензию на Ан-2 продали в США умные власти лет 25-30 назад. то есть копию тоже нельзя без разрешения. поэтому и этот самолет со старым движком не пропустили — модернизация АН-2 а не новый самолет.
тогда другой движок и дело в шляпе, но таких нет, а делать завод под серию из 200 машин экономически нецелесообразно.
выход надо искать а пока это красивый прототип
avatar
Заменить проволочные расчалки на два лишних квадрата бокового сопротивления — бесспорный шаг вперёд в аэродинамике!
И эта… Три с половиной куба в плоскостях? И дальность 4500 км?!?! Т.е. одна дозаправка — и ты из Ягодного в Москве?!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.