Легенды о советской авиации, которые продолжают бытовать среди обывателей


Отголоски советской действительности по-прежнему будоражат умы обывателей и исследователей. Особенно это касается военно-промышленного комплекса, ведь его развитие было особенно бурным во времена СССР. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, наряду с реальными фактами, в истории советской оборонной индустрии можно найти немало мифов, не имеющих отношения к действительности. Вашему вниманию 5 самых распространённых легенд об авиации эпохи страны советов, которые бытует среди обывателей, хотя их давно опровергли.

1. Ту-4

На самом деле, советский самолет не является полным плагиатом. /Фото: war-book.ru

На самом деле, советский самолет не является полным плагиатом. /Фото: war-book.ru

Существует довольно популярная легенда, согласно которой самолет Ту-4 является абсолютной копией американского лайнера Б-29. Поклонники этого мифа даже приводят аргумент, якобы был скопирован даже фотоаппарат, который по стечению обстоятельств висел в кабине.

В реальности все не так однозначно. Ту-4 действительно был похож на Б-29, однако имел ряд существенных отличий. Во-первых, на советском лайнере были установлены двигатели АШ-73ТК. Кроме того, принципиально другими были: аппаратура опознавания «свой-чужой» СРЗО «Барий», кресла экипажа, которые также рассчитаны на размещение парашюта в сидении), УКВ радиостанции, оборонительное вооружение пушки НС-23, а также система дистанционного управления. Регулярные модернизации все сильнее отдаляли Ту-4 от американского оригинала.

2. Ту-95МС

Время создания этого самолета очень часто путают. /Фото: masha-galle.web.app

Время создания этого самолета очень часто путают. /Фото: masha-galle.web.app

Про Ту-95МС есть распространённое мнение, что их строительством начали заниматься еще во времена Сталина. А на самом деле эта разработка прошла достаточно серьёзный путь из нескольких модернизаций — существовали модели М, К, КМ, РЦ,142М, и только на основе последней Ту-95МС был создан. Поэтому в производство его запустили лишь в 1981 году.

Интересный факт: последняя модель серии, Ту-95МС, была закончена только после развала СССР в 1992 году.

3. Ту-116

История этого лайнера богата на мифы. /Фото: wikipedia.org

История этого лайнера богата на мифы. /Фото: wikipedia.org

Об этом самолете бытует сразу две легенды: одна говорит о том, что на нем Хрущев летал в Соединенные Штаты, а вторая — противоположная, мол, генсек отказался на нем лететь, мотивируя это тем, что у Ту-116 «выход их задницы». Также существуют и такие варианты легенды, где эти слова принадлежат жене Хрущева.

В реальности Ту-116 создавали в качестве запасного варианта, на случай если проектирование лайнера Ту-114 затянется. Да и к тому же у Ту-116 слишком малая вместимость — 24 человека, а советская делегация, летевшая в США, была достаточно многочисленной.

4. Ил-18

Не все так однозначно в истории этого самолета. /Фото: dokonline.com

Не все так однозначно в истории этого самолета. /Фото: dokonline.com

Считается, что самолет Ил-18 начинали проектировать еще с 1946 года. В реальности тот лайнер, о котором все говорят, создан намного позже, а практически сразу после окончания войны речь шла о другом, одноимённом самолёте. На основе первого Ил-18 даже не стали делать второй — их единственной общей чертой был диаметр фюзеляжа. Использовался только наработанный опыт, а уже знакомый нам, второй Ил-18 закончили только в середине 50-х годов прошлого столетия.

5. Ту-104

Катастрофа Ту-104 вызвала множество споров и домыслов /Фото: topwar.ru

Катастрофа Ту-104 вызвала множество споров и домыслов /Фото: topwar.ru

О легендарном реактивной лайнере Ту-104 также есть легенда. Мол, после катастрофы Ту-104А СССР-42362 и гибели в ней экипажа Гарольда Кузнецова 17 октября 1958 года собрали совещание ГВФ, где А.Н. Туполев якобы обвинил в неумении управлять самолетом лётчиков: «Это не самолёт плохой, это вы на нём летать не умеете».

На самом деле историки давно опровергли этот миф на основе исследования в архивах. Так, они выяснили, что два совещания по поводу реактивного лайнера действительно были: первое, в конце октября с участием пилотов Ту-104, а второе, 2 января 1959 года у заместителя главкома ГВФ маршала Жаворонкова. Сохранившиеся протоколы чётко дали понять: на обоих встречах Туполева попросту не было.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +17

2 комментария

avatar
Особенно смешно про ту-4.И как можно было поставить американские движки, систему свой-чужой и пушки.Их же на все самолёты нехватит).А так да, офигенное отличие… Сиденья забыл.Ведь ничего зазорного нет, смогли и сделали… Называется же не абсолютная копия, а просто копия)
  • Zmey
  • +1
avatar
Ту-4(В-29)- бомбардировщик, не лайнер. Факт копирования не отрицал даже Туполев, и как бы мифа не случилось.
Ту-95- спасибо что не лайнер, первый полет ноябрь 1952, не совсем понятно кто путает первые образцы с его последними модификациями. Кстати его американский аналог В-52 взлетел в апреле 1952 и его последние модификации не имеют почти ничего общего с актуальными.
Ту-116 — проект по переоборудованию бомбардировщика Ту-95 в пассажирский самолет(но все еще не лайнер). Ту-114 пассажирский авиалайнер построенный на базе узлов и агрегатов Ту-95
Ил-18- пассажирский авиалайнер. Присутствует некоторая путаница т.к. экспериментальный самолет 1946г. и серийный 1958г. имеют один индекс и на этом их сходства заканчиваются. Не совсем понятно среди кого бытует миф.
Касательно мифа о Ту-104- Туполев нелестно высказался в адрес летчиков испытателей, в ответ на негативные отзывы о поведении самолета в воздухе. А крушение борта CCCP-42362 как раз помогло выявить критические недостатки в конструкции самолета, благодаря героическим действиям командира Гарольда Кузнецова, который хладнокровно передавал в радиоэфир отчет обо всем что происходило с самолетом во время падения.
Автор материала долбоёб тчк
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.