В.Путин проведет совещание по вопросам использования средств Фонда национального благосостояния



Президент России Владимир Путин 6 ноября 2013г. проведет совещание по вопросам использования средств Фонда национального благосостояния.

В совещании примут участие председатель правительства РФ Д.Медведев, помощник президента России А.Белоусов, первый заместитель председателя правительства И.Шувалов, министры экономического блока правительства РФ, министр транспорта М.Соколов, председатель «Внешэкономбанка» В.Дмитриев, гендиректор РФПИ К.Дмитриев, руководитель корпорации «Росатом» С.Кириенко и председатель правления ОАО «РЖД» В.Якунин.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.

По состоянию на 1 ноября 2013г. объем средств ФНБ составлял 2 трлн. 845 млрд. руб. В соответствии с существующим положением о Фонде, инвестировать в различные проекты можно до 40% имеющихся средств. В данный момент во Внешэкономбанке из средств ФНБ уже размещено 670 млрд. рублей. Также, в соответствии с принятыми ранее решениями, на реализацию проектов БАМ, Транссиб и ЦКАД будет направлено 300 млрд. рублей. Таким образом, на сегодняшний день задействованными являются 34% средств Фонда национального благосостояния.

Начало совещания в 14:00 мск.

top.rbc.ru/events/05/11/2013/886837.shtml

Расстояния покрывают благосостоянием



Сегодня будут определены инвестпроекты, которым достанутся оставшиеся в ФНБ средства
Сегодня на совещании у президента Владимира Путина будут обсуждены возможности полностью потратить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Более 1,7 трлн руб. предлагается израсходовать на 17 инвестпроектов, еще 280 млрд руб.– на 11 инвестпроектов, предложенных Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Впрочем, что к утру останется поделить в правительстве, сказать сложно. С одной стороны, накануне премьер-министром Дмитрием Медведевым подписан пакет правил, затрудняющих доступ к госинвестресурсам вне контроля Минфина и Минэкономики. С другой стороны, в тот же день им же вне всяких правил распределено 300 млрд руб. из ФНБ – на строительство Центральной кольцевой дороги и реконструкцию Транссиба и БАМа.

Цена вопроса, поставленного на совещании у Владимира Путина,– около 2,4 трлн руб. По открытым данным Минфина, общий объем средств ФНБ – около 2,8 трлн руб., которые хранятся на счетах ЦБ в рублях, евро, долларах США и британских фунтах (вчера Белый дом разрешил также хранить их в канадских, швейцарских, австралийских и японских активах). Из них 474 млрд руб. уже инвестированы через Внешэкономбанк – это цена антикризисной помощи правительства, оказанной стратегическим отраслям в разгар кризиса 2008-2009 годов.

Формально темой совещания у Владимира Путина является утверждение механизма инвестирования средств ФНБ. Политически вопрос решен уже весной-летом 2013 года. По словам собеседников «Ъ», главным обоснованием необходимости расходования средств ФНБ указывается стагнация экономики РФ и утрата возможностей потребительского спроса обеспечивать экономический рост.

Новой точкой роста предлагается считать масштабные инвестиции в инфраструктуру – идею до своего перехода в Кремль отстаивал экс-министр экономики Андрей Белоусов, она не вызвала отторжения и у нынешнего главы Минэкономики Алексея Улюкаева,– и обсуждать у президента имеет смысл именно правила отбора инвестпроектов для ФНБ и средств пенсионных накоплений, причем Минфин и Минэкономики с осени 2013 года разрабатывают такие проекты.

Впрочем, по данным «Ъ», эту тему сегодня в Ново-Огарево обсуждать поздно: 5 ноября Дмитрий Медведев подписал пакет нормативных документов, регулирующих отбор проектов для финансирования на средства ФНБ, а именно постановления N989, N990 и N991 – о проведении оценки целесообразности реализации таких проектов, о порядке размещения средств ФНБ и об оценке самих инвестпроектов для вложений их в ФНБ. Постановления пока не опубликованы Белым домом, но датированы именно вчерашним числом (см. подробнее «Ъ-Онлайн»), по крайней мере по части их не проводилось общественное обсуждение на портале regulation.gov.ru и антикоррупционная экспертиза.

Но это не все сюрпризы для тех участников совещания у Владимира Путина, которые не в курсе последних действий правительства по ФНБ. Помимо этого, Дмитрий Медведев своим распоряжением N2044-р от 5 ноября (также пока не опубликовано) уже распределил 300 млрд руб. ФНБ между ОАО РЖД и Росавтодором – без критериев, правил и прочих формальностей. По 150 млрд руб. постановлением выделено на реконструкцию Транссиба и БАМа и на строительство ЦКАД. Минимальная доходность для проекта ОАО РЖД оценена в 2-3% годовых начиная с шестого года реализации, средства ФНБ будут вложены в привилегированные акции ОАО РЖД. Для проекта ЦКАД минимальная доходность установлена на уровне инфляции плюс 1% – будут приобретены облигации госкомпании «Росавтодор», выплаты купонного дохода по ним разрешено начинать с 2020 года. Оба проекта в критерии могли бы не вписаться – окупаемость их довольно сомнительна.

В итоге к разделу в Ново-Огарево открытыми остаются до 2,1 трлн руб. ФНБ. Очередь на них уже довольно длинна: как рассказали «Ъ» сразу несколько источников в правительстве, к совещанию в Ново-Огарево Минэкономики подготовлен перечень из 17 проектов, претендующих на сумму более 1,7 трлн руб. из ФНБ. В списке в основном госкомпании – «Росатом», ОАО «Россети», ОАО «РусГидро» и ОАО РЖД. Кроме того, в Кремль представлен и список из 11 проектов, составленный РФПИ. РФПИ претендует на право распространять до 10% средств ФНБ. Сегодня это не может быть больше 280 млрд руб., но список РФПИ содержит проектов уже на 1,3 трлн руб. ФНБ.

Теоретически заявки на 3,4 трлн руб. перекрывают все возможные потребности даже с учетом средств пенсионных накоплений под управлением ВЭБа. На деле сумма несколько ниже. «Некоторые лоббисты проявили изрядную изворотливость – включили одни и те же проекты во все возможные списки»,– объяснил «Ъ» источник в одном из ведомств. Документы же, готовившиеся к этому совещанию и в администрации, и в Белом доме, и в отраслевых ведомствах в обстановке секретности и спешке – например, реконструкции Транссиба, БАМа и ЦКАД на 300 млрд руб.,– все равно присутствуют во всех списках, в том числе в списке РФПИ, как неудовлетворенные.

Главным претендентом на оставшиеся средства является 800-миллиардный проект строительства высокоскоростной железной дороги Москва–Казань, из которых из ФНБ или других источников требуется не менее 500 млрд руб. Во «внеконкурсное» распоряжение Дмитрия Медведева магистраль не попала – иначе собираться в Ново-Огарево, в общем, не имело бы и смысла. Как пояснял в октябре первый вице-президент ОАО РЖД Александр Мишарин, сейчас средства ФНБ могут размещаться в долговые обязательства российских компаний с рейтингом не ниже ВВВ- по Fitch или имеющих биржевой листинг,– «дочка» РЖД «Скоростные магистрали» этим критериям не удовлетворяет и предлагает правительству смягчить требования.

Скорость, с которой Белый дом и Кремль после многих лет сопротивления «раскассированию» ФНБ сдают свои позиции, поражает: напомним, до сентября 2013 года Минфин еще категорично настаивал на том, что из ФНБ можно потратить только 450 млрд руб. и только на четыре проекта, называвшихся Владимиром Путиным. Однако в условиях быстрого исчерпания ФНБ у президента есть о чем поговорить. Сегодня, по словам источника «Ъ», на совещании у президента может пойти речь об изменении механизма пополнения ФНБ (то есть о наполнении его при уровне Резервного фонда менее 7% ВВП) и даже о возможности инвестирования в новый инфраструктурный рост и самого Резервного фонда, оцениваемого в 2,7 трлн руб. При этом собеседники «Ъ» не исключают, что уже подписанные Дмитрием Медведевым правила вложения в ФНБ сегодня могут показаться в Кремле уже слишком жесткими и избыточно подробными.

www.kommersant.ru/pda/kommersant.html?id=2336814
  • avatar
  • .
  • +21

Больше в разделе

54 комментария

avatar
Кажется, сторонники проектного развития одерживают верх над сторонниками «пусть экономика подыхает, а все деньги мы отнесем в Америку».
Из материала Коммерсанта даже какая-то война между Путиным и Медведевым просматривается.
avatar
вот этот абзац я не понял нихрена выбивается из схемы.
Помимо этого, Дмитрий Медведев своим распоряжением N2044-р от 5 ноября (также пока не опубликовано) уже распределил 300 млрд руб. ФНБ между ОАО РЖД и Росавтодором – без критериев, правил и прочих формальностей. По 150 млрд руб. постановлением выделено на реконструкцию Транссиба и БАМа и на строительство ЦКАД.
если
1. есть два лагеря: свои (хотят строить БАМы) и чужие (хотят ни хрена не строить, всё вложить в дань и офшоры)
2. Медведев относится (или относился) ко второму лагерю (что доказывается хотя бы его позицией по Ливии)
то почему Медведев даёт деньги на БАМы (черта, характерная для лагеря «свои»)
avatar
насколько я понимаю, это часть борьбы, торговля. Из всей суммы ФНБ разрешено тратить до 40%.
Сегодня 670 млрд направлены в ВЭБ. (Это деньги на Олимпиаду, вроде).
300 млрд на ЦКАД и БАМ. По этому поводу разговоры (решение) были уже около года.
Вместе это 34% от ФНБ.

Возможно, срочное подписание выделения 300 млрд — это упреждающий удар. Дескать, больше бабла нет, никаких новых проектов не будет, ведь положено 40%.

Путин же собирается потратить весь ФНБ.
avatar
Правильно фраза "хотят строить БАМы" звучит как «горят от нетерпения отсосать из фонда бабла на дом размером с металлургический комбинат, переписать все это на парализованную внучатую жену племянника и создать вид что на оставшееся хотят строить БАМы». fixed
avatar
лучше всё бабло отнести в Америку?
avatar
Совсем нет, но реализм есть реализм
avatar
реализм есть реализм
ты вместо мужского мнения ляпнул нечто присущее статусам телок вконтактике. Не надо так.
avatar
Прости меня альфа-самец, но я не посчитал нужным отвечать на твой неумный вопрос подробным описанием присущей тебе бинарности восприятия жизненных ситуаций. Ты наверняка ждал ответа — давай все будем долбоебами как ты и поляризуем любой вопрос в «или небо в алмазах — или гранитная крошка в простате»? .)
avatar
А вот и точка зрения Госдепа.
Миронов Валерий Викторович
заместитель директора Института «Центр развития» НИУ Высшая школа экономики:

Большие проекты приводят к росту инфляции

Как вы считаете, есть ли необходимость увеличивать инвестиции в инфраструктурные проекты за счет ФНБ?

Теоретически, темпы роста ВВП сейчас низкие и усиление госинвестиций может поднять темпы роста. Но проблема в том, что при госинвестировании у нас традиционно очень большие потери при инвестировании в большие проекты.

В ресурсных, сырьевых экономиках учитываются разные мотивы экономии средств в резервных фондах. Во-первых, нужно поддерживать пенсионеров, во-вторых, бюджет, на случай падения цен на ресурсы, в-третьих, «парковка» денег при больших потерях от коррупции.

На одних только госзакупках, по данным премьера Дмитрия Медведева, мы теряем до 20%. Это очень большие потери. Даже если мы вложим деньги в американские гособлигации под низкий процент и потеряем на нашей инфляции, мы все равно потеряем меньше, чем 20%.

Также нужно учитывать слабую обоснованность наших проектов. Это также беда ресурсных экономик: есть деньги – начинаются гигантские проекты, но без должного расчета, и когда денег начинает не хватать, все эти проекты замораживаются. Это вызывает инфляцию на рынке стройматериалов, как следствие инфляцию на рынке труда, а инфляция ведет к росту стоимости проекта. Такой пример мы наблюдали на удорожании проектов в Сочи, Санкт-Петербурге – стадион «Зенит». Еще одна проблема ресурсной экономики – слабое проектирование гособъектов. Просчитывать нужно так, чтобы проект был выгоден частному инвестору и был полностью самоокупаем. Если строить дорогу, то платную, а социальную справедливость восстанавливать за счет выдачи ваучеров больницам и прочим социальным учреждениям.

Все уже начатые проекты – Москва-Казань, ЦКАД и пр. – все должно быть на принципах самоокупаемости, чтобы туда шел частный инвестор. Поэтому сейчас я бы не стал раздувать эти проекты, а еще раз провел ревизию.

При таком раскладе, имеет ли вообще смысл существование ФНБ? Не было бы эффективнее изначально распределять его по статьям бюджета?

Вы имеете в виду дальше не накапливать? Резервные фонды создаются по трем мотивам. Первое — солидарность поколений, пенсионное обеспечение. Второе – страховка от макроэкономической волатильности, на случай падения цен на нефть и газ. Третье – «парковка» лишних денег. В сырьевой экономике фонды обязательны. Большие проекты приводят к росту инфляции, которая в свою очередь приводит к росту цен проектов. Это приводит к попаданию в девальвационную спираль. Чтобы из нее выходить, нужны резервные фонды.

А каким образом определяется необходимый объем фондов?

Модельно. Но у нас, правда, единой модели нет. Поэтому все время споры идут. Белоусов предлагал 5% ВВП, в других странах он составляет 10% ВВП. У нас хорошо его довести до 7%. Вниз точно не нужно опускать планку. 7 – хорошая цифра, счастливая.

Понимаете, о чем он говорит?

Не надо развивать экономику России, при попытке хоть чуть-чуть вложить государственных денег в экономику все деньги сразу украдут. Поэтому все деньги надо отнести в Пендостан. А на экономику навалить хуй.

Большие проекты вообще нельзя строить. Можно иногда маленькие. И только за счет инвесторов. И чтобы они приносили прибыль инвесторам. (Я напоминаю, инвестор — это американский гангстер, вроде Браудера.)

Если строить дорогу, то платную
Понятно? Для экономики России, для инфраструктуры России, для жителей России ничего строить нельзя. Только для пользы инвесторов.

Вот это точка зрения ВШЭ — аналитического центра российского правительства, который управляется госдепом.
avatar
не может быть привлекательной огромная дорога в промёрзшую деревню за стопиццот километров от Москвы.
Любой инвестор гарантированно положит на этот проект болт. Хотя бы потому что он не доживёт до окупаемости этой дороги.
А если построить туда красивый платный автобан, то цены в деревне вырастут так, что все сбегут оттуда и деревня вымрет.
avatar
Я плачу от умиления.
avatar
Как пояснял в октябре первый вице-президент ОАО РЖД Александр Мишарин, сейчас средства ФНБ могут размещаться в долговые обязательства российских компаний с рейтингом не ниже ВВВ- по Fitch или имеющих биржевой листинг,– «дочка» РЖД «Скоростные магистрали» этим критериям не удовлетворяет и предлагает правительству смягчить требования.
тоже показательный момент. Правительство РФ запрещает самому себе вкладывать деньги в те российские компании, которые не нравятся американскому рейтинговому агентству Fitch.
Т.е., разрешают или не разрешают американцы. А кто это правило установил для правительства РФ?
avatar
или имеющих биржевой листинг
т.е., ФГУП, ЗАО с государственным пакетом, ОАО с государственным пакетом (не торгующиеся на бирже) деньги российского правительства получать не могут. Только публичные компании.
avatar
Реквестирую стенограммку этого таинства.
Сдаётся мне, получится зачётная перепись нормальных людей и врагов народа.
avatar
«Вести» как-то странно молчат.
Олимпийский факел повезли в Космос, мэр Нью Йорка демократ, в Эстонии человека ударили по лицу
а на векторы развития страны всем срать чтоле?
avatar
есть еще одна темка, которая может иметь с этой связь. Это недавний визит Киссинджера в Мск. Что они обсуждали — тайна великая :(
avatar
Так и оставили не более 40%. Много слов за эффективное использование, мало предложений — куда ж девать эти деньги, кроме как снова в американские бумажки.
avatar
ВВП выступил щас с половинчатой речью.
Нельзя просто так взять и потратить весь стабфонд, но часть фонда пойдёт на инфраструктурные проекты.
я так понял, на серединке сошлись
avatar
А глаза у гаранта такие добрые…
avatar
я сейчас в поле предположений и неясных ощущений скажу.
Если посмотреть на Путина на этом совещании…
Он вел себя очень неуверенно. Ерзал к кресле, подергивал плечами, бумажки с текстом как-то нервно тасовал. (Судя по размерам бумажек и количеству текста, которые он с них считывал, на них был громадный шрифт. Зрение совсем упало? Или он читал очень выборочно?) Бубнил…

Бывает ведь и другой Путин. Такой вальяжный, исполненный достоинства и превосходства, лечит аудиторию, пальцы загибает, улыбается…

Бывает и агрессивный. Корпус наклонен вперед, не одним плечом, будто на жердочке сидит, а двумя, в такой атакующей позе. Глазами сверкает на тех и других, сделав паузу после очередного обвинения или наезда, чтобы прониклись.

Мне показалось, что он не верил в то, чем говорил. Но это было не вдохновенное радостное вранье, ему не нравилось.

Есть такое?
avatar
Мне показалось, что в последнее время у него началось вживление в роль доброго умиротворенного любовью масс царя. Человек счастлив, все срастается :)
avatar
а ты видишь противостояние внутри власти?
avatar
Ну возня всегда там была (семья-новые-силовики).
Перехуярили бы друг друга, вот благодать была б :)
avatar
если две группировки враждуют, то ждать, пока они самоуничтожаться (если такое вообще возможно), контрпродуктивно. Не лучше ли занять чью-то позицию? Или занимать чью-то позицию по конкретным вопросам?
avatar
Блевотны, по большому счету, что одни, что другие. Мертвы они, вот в чем проблема… А пачкаться за них, в чем смысл?
avatar
И эта новость… Ну вроде ж ясно все: проекты (олимпиады, саммиты, чемпионаты) все освоены, на них поднялись группы/холдинги у которых выросли аппетиты и запросы, бюджет трещит — вот и нашли кубышку. Вопрос только у них стоит простой: пилить вдоль или поперек, и кому сколько отвалят.
avatar
Не. Ты не смотри на это с позиции обывателя, который видит везде одно воровство и под эти соусом всё ненавидит.

Есть концепция проектного управления. Да, она сама по себе ущербна. Но проектное развитие хоть криво-косо, но ведет вперед.

Ей сейчас противостоит концепция «всё бабло отнести в Америку».

Тебе что больше нравится?
avatar
Да вот проекты какие то не те получаются. Товарищ у меня в Краснодаре живет, спрашиваю у него (а он на лыжах катается) — Ну как там Красная Поляна, как спуски, то да се. А он в ответ: Ипанись, там ценник нереальный космос. Я ему: Среднему классу в напряг? А он: Ага, Куршавель.
За бюджетные деньги отстроили себе оттопырки. Еще после Олимпиады свою часть затрат (на которых нагрелись и которые вздули) на бюджет через залоги и поручительства спихнут.
Это уже тип мышления — нахер напрягаться, искать/исследвать рынки/товары/спрос, когда можно без риска/конкуренции отработать норму прибыли с бюджетом.
И ладно бы это были бы производства, дающие эффект (налоги, рабочие места, рост смежников), ан нет — инфраструктура, требующая средств на поддержание в рабочем состоянии или раздача охуевшим монополиям.
И сидишь и думаешь, а может оно в Америке надежнее)))) Шучу, ей, конечно же скоро звезда :)
avatar
инфраструктура
это первая забота для государства.
У тебя сейчас почта в виде хуя по всей морде. Порт Магадан в виде залупы. Нет проблем?
avatar
Давай не будем путать мегапроекты и инфраструктуру жития плебса.
Я могу список проблем на страницу накатать. Я не могу, не хочу сотрудничать с властью, не отвечающей моим запросам, а они минимальны, на самом деле. И это нежелание возникло совсем недавно. Это проблема системы, а не моя.
avatar
мегапроекты.
А как иначе? Минипроекты?
avatar
Смысл в том, что ты занимаешь кресло пассажира. А они крутят руль. И у них катапульта есть. Так что, пиздец грозит только тебе.
avatar
Ну в свою катапульту ни тебя ни меня они не возьмут, обольщаться не стоит. Пиздец грозит всем. И наша задача прийти к этому неизбежному пиздецу без иллюзий и пониманием что делать. Помогать им или мешать смысла не вижу — сами все сделают, а буржуи западные в нужный момент ногу подставят. Исторический процесс, мля.
avatar
И наша задача прийти к этому неизбежному пиздецу
я предпочитаю сражаться.
avatar
Рано.
avatar
будет поздно
avatar
Помогать им или мешать смысла не вижу
ладно уже, про «помогать» не буду.
Но от «мешать» многие просто не могут удержаться.
Эти счастливые вопли: «факел у них погааааас!»
Эти вопли про «антинародный режим». Эта навальщина. Это забалтывание любой серьезной темы…

Такие только помогают валить. Но не группировки, а саму страну.
avatar
Ну от критики еще никто не умирал. А без нее, сам ведь знаешь, совсем неадекват будет.
А ты не думал, что может и готовы все гордиться страной? То что все любят и хотят процветания, я даже и не сомневаюсь — просто у всех свои понятия о счастье и процветании. Да они разные, да бывают и не стыковки полные. Только вот пока мы между собой не научимся друг друга слышать и договариваться ни хрена не будет хорошего. Как корабль, то одни в одну сторону тянут, вырвали штурвал другие — хуярят в противоположную.
А с факелом… блять, сука, ну что же у них все всегда через жопу то получается… это просто уже смех сквозь слезы.
avatar
Только вот пока мы между собой не научимся друг друга слышать и договариваться ни хрена не будет хорошего.
ок. Я тебе рассказываю про макроэкономику. Ты отвечаешь: «Гори оно всё конем!»
avatar
Просто не считаю нужным тратить время и силы на процессы, которые я не могу изменить и контролировать.
avatar
ты же находишь смысл написать: «Всё снова спиздят.»
avatar
А ты обратил внимание кого навальный мочит?
avatar
Все они мочат Путина, чтобы поставить на его место абсолютно прозападный режим.
avatar
Семейный он, сученок…
avatar
то ждать, пока они самоуничтожаться
*
что сделают — самоуничтожаТСя
avatar
я не свободен от опечаток :)
avatar
Это вступительная речь Путина целиком
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы обсудим сегодня один из вопросов финансовой, экономической политики. Речь пойдёт об эффективном использовании средств Фонда национального благосостояния.

Напомню, что вместе с Резервным фондом Фонд национального благосостояния является, как мы говорим, «подушкой безопасности» для российской экономики, социальной сферы и всей финансовой системы. И эта основная, базовая роль фонда, безусловно, должна быть сохранена, я хочу на это обратить ваше особое внимание. Те, кто полагают, что мы можем позволить себе целиком и полностью израсходовать этот фонд, глубоко заблуждаются. Делать это нецелесообразно, более того, кризисные явления недавнего прошлого – 2008–2009–2010 годов – показали, что такие инструменты нам нужны. И мы, слава богу, научились ими эффективно пользоваться, не разбазарили их, использовали в своё время в нужный момент эффективно, а сейчас и приумножили, что даёт нам возможность говорить об их эффективном использовании на сегодняшнем совещании.

По мнению многих экспертов, глобальная экономика вошла, как вы знаете, в длительную фазу неустойчивости. Усложняется международная торговля, нестабильны биржевые площадки, растут производственные риски. Эти процессы так или иначе отражаются на экономике Российской Федерации.

Вместе с тем в этих условиях держать резервы только в виде ценных бумаг и так называемых «живых денег» на банковских счетах, конечно, уже недостаточно, имея в виду как раз те самые риски глобальной экономики, о которых я только что сказал. Что будет с основными резервными валютами, что будет с нашими запасами, которые номинируются в этих валютах и в финансовых инструментах иностранных государств, – это всё тоже те самые риски, о которых мы должны заранее подумать.

Нам нужны разные инструменты использования наших резервов, такие, которые способны как сохранить нужные нам объёмы ресурсов, так и обеспечить доходность этих самых финансовых резервов. Над этим мы сегодня с вами и подумаем. Чем сильнее будет экономический фундамент, тем надёжнее будут застрахованы от всяких неожиданностей, от конъюнктурных колебаний и наша социальная сфера, и пенсионная система.

Сейчас нам важно широко задействовать внутренние факторы роста. Об этом, конечно, не сегодня, но в самое ближайшее время мы с вами поговорим, вернёмся к этому. Мы с Председателем Правительства обсуждали эти темы неоднократно. Поговорим об этом в более широком составе с привлечением специалистов Центрального банка, экспертного сообщества. Мы, конечно, сегодня внимание сосредоточим на эффективном использовании резервов, но самый главный резерв – это устойчивый рост. Обеспечение высоких темпов экономического роста – вот о чём нам нужно думать прежде всего. А такие факультативные вещи – тоже важные, но всё-таки они являются не решающими для обеспечения стабильного развития экономики страны в целом.

Мы, если вернуться к основной теме нашей сегодняшней встречи, договорились инвестировать часть фонда в крупные инфраструктурные, прежде всего транспортные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа, строительство центральной кольцевой автодороги. Сегодня поговорим об этом, о каких-то возможных других вариантах использования.

Напомню, что на 1 ноября текущего года объём ФНБ составлял 2 триллиона 845 миллиардов рублей. Действующее положение о фонде позволяет инвестировать до 40 процентов его средств.

Знаю, что Российский фонд прямых инвестиций подготовил солидный портфель инфраструктурных проектов. Интерес к ним проявляют крупные частные структуры, в том числе иностранные, они готовы вступать в эти проекты в качестве соинвесторов. Речь идёт о внедрении энергоэффективных и информационных технологий, о строительстве морских портов и автодорог, трубопроводов.

Отмечу, что Российский фонд прямых инвестиций уже привлёк в совместные инвестиционные фонды порядка 9 миллиардов долларов иностранного капитала. В целом это очень хороший показатель эффективности работы самого фонда. Полагаю, что эти средства могут стать приличным подспорьем для инвестиций Фонда национального благосостояния. А наличие «длинных» ресурсов, разделение рисков с частными инвесторами и квалифицированная экспертиза проектов способны обеспечить хороший эффект от вложений в российскую инфраструктуру.

И конечно, нельзя забывать о реализации таких важнейших проектов, которые мы обсуждали в ходе отдельных совещаний. Прежде всего имею в виду развитие Московского авиационного узла, укрепление потенциала Сибири и Дальнего Востока и так далее.

Прежде чем перейдём к обсуждению этих вопросов, хочу напомнить, что деньги, о которых мы говорим, средства, о которых мы говорим, – это средства наших налогоплательщиков, это народное достояние и относиться к нему нужно очень и очень осторожно, по-хозяйски. И очень рассчитываю, что такие решения сегодня будут не только обсуждены, но и найдены, мы придём к согласованным предложениям.


Вот тут же не сказано, что ни в коем случае нельзя расходовать ФНБ. И не сказано, что его обязательно нужно истратить.

Очень похоже на речь Обамы по Сирии. «Мы обязаны, но не можем. Мы можем, но не должны...»

Действующее положение о фонде позволяет инвестировать до 40 процентов его средств.
В этой фразе ведь видно несказанное «НО». И сразу после нее речь заходит о вариантах использования в положительном ключе.

О результатах так ничего конкретного и не было сказано. Только слова Шувалова, что решили не превышать 40%.

А зачем приходил Кириенко? Не просто так ведь. Он приходил с проектами за баблом. Его побрили?

Если остановились на 40%, то распределять осталось лишь 170 млрд. Зачем тогда эти совещания?

Обсуждалось ли перераспределение средств между Резервным фондом и ФНБ?

В общем, остались одни вопросы. Ответов пока не вижу.
avatar
А может, он хотел перераспределить фонды и настроить транссибов, но не удалось?
Дядька из ЗОГа мог, например, пообещать обвалить какие-нибудь активы? Чтобы, когда фонд потратится на инфраструктуру случился кризис и бюджетников стало нечем кормить.
И замученная невербалика у него отсюда же: из-за того. что удалось отстоять лишь старую точку компромисса.

Но это гипотеза опять же
avatar
возможно…
avatar
Мнение МВФ:
«Некоторые высшие государственные должностные лица и лидеры из деловых кругов призывают к смягчению денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Однако, в отличие от многих сопоставимых стран с формирующимся рынком, в России разрыв между потенциальным и фактическим объемом производства находится, по оценкам, на нулевом или близком к нулевому уровне», — говорится в докладе.

Подобные меры в лучшем случае приведут к небольшому и неустойчивому росту, а в худшем — усилят инфляционное давление и увеличат волатильность курса национальной валюты, полагает МВФ.

России необходимо менять модель экономического роста и опираться не на повышение цен на нефть, а на эффективное использование ресурсов и улучшение инвестиционного климата, считает МВФ.

Вместе с тем МВФ рекомендует российским властям не выделять средства из Фонда национального благосостояния на инфраструктурные проекты, поскольку это не соответствует духу бюджетного правила.

МВФ отмечает, что бюджетное правило, утвержденное в декабре 2012 года, налагает жесткие лимиты на федеральные расходы. Однако правительство поддерживает их иными средствами — выделением средств из ФНБ, увеличением гарантий по кредитам и предоставлением налоговых льгот для стимулирования инвестиций на Дальнем Востоке.

«Официальным органам следует проводить политику, соответствующую духу бюджетного правила, и не принимать предложений, направленных на обход этого правила», — говорится в докладе.

22 октября 2013
vz.ru/news/2013/10/22/656101.html

Минфин и Минэкономразвития не первый месяц спорят о числе проектов и объеме средств, который можно потратить из ФНБ на развитие инфраструктуры без ущерба экономике. Министр финансов Антон Силуанов выступает за мораторий на новые проекты, помимо трех уже озвученных, до их окупаемости, а глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев наоборот неоднократно заявлял о возможности выделения на эти цели до половины средств фонда.
6 Ноября 2013 года
1prime.ru/macroeconomics/20131106/769814195.html

«Мы сегодня также обсуждали тот предельный размер средств ФНБ, который может быть использован для финансирования проектов. Принято решение об оставлении 40% лимита, неувеличении его», – сказал Шувалов.

По его словам, на совещании по вопросу использования средств ФНБ, которое провел президент в среду, звучали предложения увеличить этот лимит до 50% и 60%, передает РИА «Новости».

Шувалов также сообщил, что правительство в течение двух–трех недель утвердит перечень проектов, которые будут финансироваться из ФНБ.

«Президент дал поручение дополнительно правительству вместе с администрацией список проработать. Этот перечень проектов не должен быть расширительным, он должен быть четко рассчитан, должен быть продуман, не должно быть ощущения, что этот список будет до бесконечности расширяться», – сказал Шувалов.

Правительство, доработав этот перечень, вновь представит его президенту для обсуждения.

Кроме того, Шувалов сообщил, что финансирование ВСМ Москва – Казань из ФНБ отложено.

«Пока, действительно, из-за того что сроки осуществления ВСМ сдвигаются, у нас появляются 150 млрд (рублей), для того чтобы другие проекты включить в финансирование (из ФНБ)», – сказал Шувалов.

6 ноября 2013
vz.ru/news/2013/11/6/658423.html
avatar
мнение МВФ как две капли воды похоже на «экспертов ВШЭ» парой каментов выше. Не стройте мегапроектов, ждите, пока придёт инвестор.
А зачем ему приходить, ели он не получит прибыль?
avatar
опираться… на эффективное использование ресурсов и улучшение инвестиционного климата, считает МВФ.
Первое означает «поменьше жрать». Т.е., энергопайки.
А второе — создание благоприятных условий для гангстеров из американских хедж-фондов для разграбления самых вкусных кусков. И это непрерывно повторяет Медведев.
avatar
прессуха Улюкаева:

— Новое бабло в ФНБ не придет. Так как по бюджетному правилу туда бабло можно класть (и использовать затем в какой-то части на проекты) только после того, как в Резервном фонде накопится бабла на 7% от ВПП. (это ~4,5 трлн руб — lf) Сейчас там только 4,2% от ВВП. А конъюнктура такова, что увеличение неизвестно когда будет.

— Цифра в 7% ничем и никем научно не обоснованна. (задана госдепом — lf) Это просто чья-то хотелка. А лично у меня другая хотелка, мне больше нравится 5%.
avatar
Одетый в бархатный халат Чубайка лежал на диване, покуривая кальянчик, а Зюзя в мокром ватнике стоял неподалеку и время от времени ударял лбом о стену, производя глухой загадочный звук.
– Знаете, Чубайка, – говорил он в промежутках между ударами, – наше общество напоминает мне организм, в котором функции мозга взяла на себя раковая опухоль!
– Эх, Зюзя, – отвечал Чубайка, выпуская струю дыма, – а как быть, если в этом организме все остальное – жопа?
– Чубайка, да как вы смеете? – От гнева Зюзя ударил головой в стену чуть сильнее.
– Зюзя, ну подумайте сами. Будь там что-то другое, опухоль, наверное, и не справилась бы.
– Так она и не справляется, Чубайка!
– А чего вы ждете, Зюзя, от опухоли на жопе?
В.Пелевин «Диалектика Переходного Периода Из Ниоткуда В Никуда».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.