Красноармейцы взяли последний оплот белых на Охотском море и закончили Гражданскую войну 100 лет назад
О заключительных операциях и героях кровавого конфликта
«Ледовый поход. Охотско-Аянская операция 1923 года» — автор И. Петухов
100 лет минуло с тех пор, как земли Магаданской области были освобождены от белогвардейцев силами Красной Армии. К юбилею РККА мы уже вспоминали о лихом правлении есаула Бочкарева в Оле, Гижиге и Наяхане, и о том, как дерзкий двухмесячный поход воинов революции с Камчатки положил конец его бандитскому произволу.
Тогда, весной 1923 года, Охотское побережье было последним оплотом для терпящих поражение белых, и хотя Камчатка, Чукотка и Колыма вскоре были потеряны, за ними оставался Охотск. Именно туда в июне прибыл красный отряд Степана Вострецова, чтобы опустить долгожданный занавес на последнем театре Гражданской войны.
Обреченный поход
Братья Меркуловы — правители белого Владивостока в 1921 году. Между ними — командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал Старк / Фото: imagadan.livejournal.com
Прежде всего, нужно понять, как оказались белогвардейцы в таком незавидном положении. После того, как наиболее масштабные сражения в Сибири и европейской части России были проиграны, серьезным очагом для белого движения стал Владивосток, где в мае 1921 года произошел контрреволюционный переворот. Временное Приамурское правительство активно поддерживало всех, кто противился советской власти, например, восстание в восточной Якутии, которое заявило о себе летом того же 1921 года. Знакомый нам есаул Бочкарев высадился на Охотском побережье, в том числе, и для поддержки восставших.
К марту 1922 года повстанцы контролировали почти 70 % всех территорий Якутской губернии, но основные силы РККА только готовились к активным действиям, чтобы положить конец мятежу. В свою очередь белые во Владивостоке решили сформировать новый боевой отряд и летом отправить его в поддержку восставшим. Несколько сотен добровольцев прибыли по морю в Охотск только в первых числах сентября, когда красные уже активно и довольно успешно давили повстанцев. Тем не менее, глава экспедиции Анатолий Пепеляев (1891-1938) был намерен объединить всех недовольных советской властью и идти на Якутск.
Личность этого военачальника стоит рассмотреть подробнее. Родился потомственный дворянин Пепеляев в Томске. Несмотря на юный возраст, сибиряк успел пройти через Павловское военное училище в Санкт-Петербурге, откуда выпустился в чине подпоручика, чтобы через пару лет проявить себя на фронтах Первой Мировой. Незадолго до Февральской революции его произвели в капитаны, а при Керенском – в подполковники. Когда же после Брест-Литовского мира весной 1918 года Пепеляев вернулся в родной Томск, он быстро стал частью готовящегося антибольшевистского восстания.
Анатолий Николаевич Пепеляев. Снимок 1918 года / Источник: wikimedia
До 1920 года Пепеляев хорошо себя показывал в сибирской армии адмирала Колчака, был награжден и вновь повышен, став самым молодым генералом в Сибири (27 лет). Но никакие личные заслуги не исправляли общей ситуации на фронте – белые проигрывали. Осознание этого факта даже привело к конфликту с Колчаком: когда поезд верховного правителя России прибыл на станцию Тайга, Пепеляев его задержал и прислал ультиматум о созыве Сибирского земского собора и отставке главнокомандующего Сахарова, повинного, со слов нашего героя, в сдаче Омска. Тогда их с Колчаком сумели помирить, тем не менее, Сахарова сместили.
До последнего Пепеляев пытался удержать родной Томск, но когда на пороге 1920 года сделать это не удалось, генерал бежал вместе с семьей по Транссибу и вскоре перебрался за пределы России, в китайский Харбин.
Что же сподвигло молодого командира вернуться спустя 2 года и возглавить авантюрный поход в Якутию? Доподлинно неизвестно. Но летом 1922 года, уже после высадки в Охотске, Пепеляев нарек свою группу Сибирской Добровольческой Дружиной и пошел в сторону Якутска. Хотя его поддерживала часть местных жителей, поход был плохо подготовлен, а через несколько недель, в октябре, стало известно, что красные взяли Владивосток – последний крупный очаг сопротивления. Пепеляевцы остались одни.
Перекрестки судьбы
Белые в походе / Источник: topwar.ru
Пожалуй, сейчас самое время ввести в повествование второго нашего героя, заявленного изначально Степана Вострецова (1883-1932). Как ни крути, он был одним из видных командиров красных, что разбили мятежное правительство в Приморье и вернули стране советов Владивосток. Позднее Вострецов получил за эту операцию уже третий орден Красного Знамени.
Сам герой Гражданской войны был выходцем из простой крестьянской семьи в Уфимской губернии, учился 2 года в церковно-приходской школе, работал кузнецом, успел отслужить в царской армии и отсидеть срок после того, как попался офицеру за чтением опасной политической литературы. Но это не помешало ему отправиться на фронт Первой Мировой и отличиться тремя Георгиевскими крестами.
После войны Вострецов, как и Пепеляев, вернулся на малую родину, где организовал коммуну, но вскоре был арестован белыми. Только волей случая ему удалось бежать и войти в состав РККА. К слову, на этом неожиданные параллели не заканчиваются, именно полки под руководством Вострецова теснили отряды Колчака в Сибири, а сам Вострецов отличился при занятии так волновавшего Пепеляева Омска. Когда же последний планировал поход на Якутск, Вострецов, будто преследуя его, готовил солдат к возвращению Владивостока.
Вступление Народно-революционной армии во Владивосток. Фото: из открытых источников
И вот в апреле 1923 года Вострецов назначен командиром специального экспедиционного отряда, сформированного для ликвидации отряда генерала Пепеляева в Охотско-Аянском районе Якутии. 26 апреля красноармейцы отправились на Охотское побережье из Владивостока на пароходах «Ставрополь» и «Индигирка».
Но позвольте! Мы же пропустили столько времени. Чем занимались пепеляевцы все эти месяцы? Они все также пытались взять Якутск, и надо сказать, что шансы у них были. В январе Пепеляев уже занял несколько сел, открывавших прямую дорогу на город, где успели ввести военное положение, но в феврале получившие подкрепление красные нанесли ему поражение и вынудили бежать обратно в Охотск. Со стороны Якутии преследование прекратили, понимая, что ударить с моря будет проще. Это и предстояло сделать Вострецову.
Конец кровопролития
Вострецов во время Гражданской войны / Источник: wikimedia
Надо признать, что белые, укрепившиеся в Охотске, были готовы к атаке со стороны моря, но Вострецов поступил умнее. Он высадился со своим относительно небольшим отрядом в 30 километрах западнее Охотска и захватил его стремительным и неожиданным ударом по суше 5 июня 1923 года, хотя ни самого Пепеляева, ни большей части его сил в городе не было.
Выяснилось, что после разгрома на пути к Якутску, Пепеляев отступил не в Охотск, а в более южное село Аян, также выступавшее портом. Здесь пепеляевцы решили построить небольшие суда кунгасы, чтобы уплыть на них по Охотскому морю на Сахалин, который в то время был полностью оккупирован японцами. Вострецов не мог им этого позволить.
Переместившись в устье реки Алдомы, красноармейцы в течение трех дней, делая 25-километровые переходы по бездорожью и сопкам, вышли к порту и ранним утром 17 июня окружили все стратегически важные объекты Аяна.
Дабы не допустить бессмысленного кровопролития, Вострецов предложил Пепеляеву сдаться, гарантировав ему и его солдатам жизнь и «справедливый рабоче-крестьянский суд». После недолгого размышления генерал согласился с предложенными условиями, что оба военачальника и скрепили рукопожатием.
Вострецов не нарушил данное слово. Никто из сдавшихся белогвардейцев не был расстрелян, повешен или утоплен в море. Около 200 рядовых добровольцев были практически сразу отпущены на свободу, 162 человека подвергнуты административной ссылке, а сам Пепеляев и ряд его ближайших соратников отправлены в Читу, где предстали перед ревтрибуналом Пятой армии.
Так на удивление тихо, без свиста пуль и звона штыков, в июне 1923 года на далеком Охотском побережье завершилась начатая так давно в Москве и Петрограда беспощадная Гражданская война.
Жить после
Анатолий Пепеляев (в первом ряду в центре) на судебном заседании в Чите. Январь 1924 года / Источник: wikimedia
Что же ждало двух таких разных и таких одновременно похожих военачальников после их несостоявшегося сражения?
Хотя Вострецов хлопотал об освобождении Пепеляева от тюремного заключения и привлечении его в качестве военного специалиста, молодой генерал провел следующие 13 лет в тюрьме. Только в 1936 году он смог выйти на свободу, но счастье его было крайне скоротечным. Спустя год Пепеляева снова арестовали, предъявили обвинения в создании контрреволюционной организации и вскоре расстреляли.
Вострецов же продолжал служить в рядах РККА и вошел в историю как один из четырех кавалеров четырех орденов Красного Знамени за участие в Гражданской войне. Свой четвертый орден он получил как раз за «ликвидацию пепеляевских банд». Хотя стоит отметить, что многие из сторонников Пепеляева, тех самых якутских повстанцев, рассеялась по тайге и в дальнейшем еще не раз принимали участие в малых бунтах и восстаниях.
Вострецов после войны / Источник: wikimedia
Имя «дальневосточного Чапаева», как называли Вострецова в 1920-х, сегодня увековечено в названиях улиц сразу в нескольких городах России, включая наш любимый Магадан. Но более того, родное село героя – Казанцево – сегодня обозначено на картах как село Вострецово.
0 комментариев