Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»

«Охота на ведьм» в том виде, какой ее знает современная массовая культура, — это миф, появившийся благодаря радикальным феминисткам 1960-х. На самом деле, мужчины-ведьмаки тоже существовали, и их также исправно жгла инквизиция. Причем в некоторых областях Европы мужчин казнили гораздо чаще, чем женщин. От такой участи не был защищен никто: в колдовстве обвиняли трудолюбивых крестьян, богатых бюргеров, именитых ученых и даже священнослужителей.
 
Мы собрали для вас несколько особенно примечательных показаний о делах «настоящих» ведьмаков. Тут есть история о сельском парне, которого оклеветал собственный друг, о слишком зажиточном бюргере, которого обвинили из зависти (а в итоге город, казнивший его, до сих пор выплачивает долги церкви), о наивном ученом, который разболтал, что научился вызывать духов, а также о сексуальных похождениях колдунов. Сходства с ведьмаком Сапковского, конечно мало. Но, в любом случае, в Европе XVI века Геральта сожгли бы мгновенно, особенно в Прибалтике и Париже.

 

Как радикальные феминистки создали однобокий миф об «охоте на ведьм»
 
В наше время один из самых распространенных стереотипов о Средневековье — это безостановочное, как на конвейере, сжигание ведьм злобной инквизицией. Поп-культура заполнена образами прекрасных черноволосых женщин, горящих на кострах, но действительность, как это часто бывает, сильно отличается от обыденного представления о ней.

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»

Франсиско Гойя. «Шабаш ведьм в стране басков». 1798 г.
 
Для начала стоит сказать, что период основной истерии по поводу ведьм приходился отнюдь не на Средневековье, а на эпоху Возрождения и Новое время. Историк Ксения Чепикова в лекции «Сжечь ведьмака! Мужчины — жертвы охоты на ведьм» дает красноречивую периодизацию. Широкие рамки: 1430-1720-е годы. А самые интенсивные процессы — с 1550-х по 1690-е годы.
 
Образ молодой красавицы также оказывается не особенно репрезентативным. По мнению той же Ксении, большинство женщин, обвиненных в колдовстве в те годы, были преклонного возраста.
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»

 
Следующий стереотип — количество жертв. В разных популярных источниках говорится о тринадцати миллионах, и даже первый исследователь ведьмовских процессов, архивариус Фолькт из немецкого Квиненбурга, в 1783 году насчитал аж девять миллионов убиенных. Однако подсчеты современных ученых говорят о том, что инквизиция работала не настолько лихо. На сегодняшний день работниками архивов выявлено всего сто десять тысяч процессов над ведьмами и колдунами, и только шестьдесят тысяч из них закончились смертельными приговорами.
 
Далее в списке стереотипов идет образ церковной инквизиции как злобного оружия против колдовской братии. Однако очень много процессов проводились не церковными, а гражданскими властями, и иногда инквизиторы даже спасали жертв от разбушевавшихся бюргеров. Да и на огромной территории, где процветал протестантизм (и никакой инквизиции не было), колдунов жгли едва ли не усерднее.
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»

 
Но самый главный стереотип, на котором мы остановимся поподробнее, отражен даже в самом термине «охота на ведьм». Именно женщины сейчас считаются единственными жертвами кровавого мракобесия. И здесь снова неправда. По подсчетам современных ученых, четверть от общего числа жертв охоты на ведьм были ведьмаками, то есть колдунами-мужчинами. Да, термин «ведьмак» — не выдумка Анджея Сапковского, так что в XVI веке Геральту из Ривии в Европе была прямая дорога на костер.
 
При этом четверть всех осужденных — это общая картина. В некоторых частях Европы мужчины составляли гораздо бо́льшую долю.
 
Например, в Прибалтике, Финляндии и Исландии казнили в основном мужчин
В окрестностях Парижа в некоторые периоды доля обвиненных в колдовстве мужчин доходила до шестидесяти процентов. А в Англии XV века им вообще стабильно не везло: из обвиненных в колдовстве мужчин казнили две трети.
 
Откуда взялся этот навязчивый стереотип о том, что жертвами были исключительно женщины? Историк Ксения Чепикова утверждает, что виной тому феминизм 1960-х. Именно тогда женщины-ученые начали внедрять этот стереотип, и в их интерпретации охота на ведьм стала высшим проявлением женоненавистничества, глобальным заговором с целью подавить и подчинить женщин.
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»


 
Но, как говорит сама Ксения: «В этой интерпретации охота на ведьм предстала как такая борьба с непокорными женщинами, красивыми, умными, независимыми, желающими самим определять свою судьбу». Более того, особо радикальные феминистки договорились вообще до того, что охота на ведьм — это попытка особо одаренных мужчин истребить женщин совсем.
 
Но вернемся к центральной теме нашего повествования — судьбам мужчин-колдунов в мрачное время. Так кем же были реальные ведьмаки, и чем они занимались в своих темных алхимических лабораториях?
 
Чем отличалась мужская и женская магия
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»


Джон Уотерхаус. «Магический круг». 1886
 
Представления о «мужской» и «женской» магии в тот период сильно разделялись. Даже источники колдовской силы, по мнению борцов с ведьмовством, были кардинально разными. Женщины получали ее, вступив в половые отношения с демонами. Мужчины же подчиняли этих демонов или заставляли их служить себе посредством обмана.
 
Различалась и сама магия. Если женщины использовали сексуальное колдовство, яды и стихийную магию, то мужчины заговаривали оружие, искали с помощью магии клады, а в некоторых частях Европы заведовали погодой.
 
История слишком богатого бюргера, обвиненного в ведьмовстве
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»


 
Говоря о погоде. В 1589 году в Трире жил богатый бюргер по имени Дитрих Фладе, который активно помогал сжигать ведьм. И был он настолько зажиточен, что ему были должны денег не только многие простые горожане, но и члены городского совета и сам курфюрст Трира. Конечно, такое долго терпеть никто не стал. По наущению кого-то из членов совета очередная ведьма указала Дитриха в качестве хексенмастера, то есть главы местного ковена. Она заявила, что именно он отвечает за плохую погоду и неурожай в этих местах. Дитрих тут же из помощника по сжиганию ведьм превратился в обвиняемого и был удушен, а затем сожжен.
 
Ирония в том, что городской совет, надеявшийся так избавиться от долгов, просчитался, так как церковь в лице архиепископа Иоганна фон Шоненберга забрала долговые расписки казненного, и город до сих пор выплачивает по 362 евро в год — проценты с этого долга. В 2009 году мэрия обратилась в суд, пытаясь обжаловать долг, но судья встал на сторону церкви, и выплаты продолжились.
 
Впрочем, не только зажиточные охотники на ведьм были под ударом в те годы. Попадали под раздачу крестьяне и даже профессора.

История неудачливого крестьянина, обвиненного в ведьмовстве
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»


 
Возможность быть обвиненным в колдовстве подстерегала любого мужчину. К примеру, в 1624 году неподалеку от немецкого Мюнстера крестьянин Бернард Швартен молотил зерно с приятелем, и тот неудачно ударил себя по ноге. Через пару дней Бернард навестил болящего и обнаружил, что тому стало лучше и не придумал ничего умнее, чем потрогать рану рукой. На его беду вечером приятелю стало хуже, и он так и остался инвалидом на всю жизнь. Тут же кто-то вспомнил, что за полдня до этого Швартен прикасался к ране. Потом у хозяина местных земель умерло двенадцать свиней, и он тут же связал их трагическую кончину с происками ведьмака Бернарда.
 
Потом местные вспомнили, что несколько лет назад один пропойца отравился пивом и помер, обвиняя в сглазе Швартена. Бедолагу поволокли в застенок, где пытали до тех пор, пока он во всем не сознался, после чего задушили и сожгли. Довольный феодал забрал у жертвы корову, свинью и поросят.
 
История доктора, который заимел личного демона, но проболтался
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»


 
Но не обязательно быть безродным крестьянином, чтобы стать ведьмаком в глазах людей. Несчастная судьба доктора медицины Иохенио Теральбэ — тому подтверждение. В 1528 году этот образованнейший человек попал в руки инквизиции. Он был испанцем, но отправился в Рим учиться в университете. Там он связался с мутной компанией, увлекавшейся запретными науками. Один из них, монах по имени Пьетро, рассказал ученому байку о том, что ему служит ангел Закиэль и предложил отдать прислужника профессору. Ученый муж согласился.
 
Закиэль предстал перед Иохенио в виде прекрасного золотоволосого юноши и принялся рьяно помогать хозяину в различных делах. Он ходил с ним в церковь, рассказывал про свойства растений, а когда профессор был на мели, даже наколдовал ему несколько золотых. Но самые интересные умения Закиэля были в другом. Он предсказал множество событий, а в 1527 году даже перенес своего хозяина в Рим в момент страшной трагедии. В ту пору имперские войска Карла V взяли штурмом папскую столицу, после чего ландскнехты-протестанты устроили чудовищную резню. Об этом событии мы, к слову, писали в одной из статей.
 
Иохенио был так поражен наблюдаемой им бойней, что принялся рассказывать об этом своим друзьям. В итоге приятель по имени Диего де Суньига сдал чудаковатого профессора инквизиции, и тот провел в застенках три года, после чего покаялся и вышел на свободу. Он даже не особо потерял в статусе, до самой смерти работая лейб-медиком у адмирала Кастилии Федерико Энрикеса. История профессора стала настолько известной, что Мигель Сервантес даже упомянул ее в «Дон Кихоте».
 
Ведьмаки и сексуальные излишества
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»


 
Иногда попасть под «молот ведьм» можно было и за излишнюю любовь к прекрасному полу. Так, например, престарелый ловелас по имени Августин Матейс настолько утомил своим вниманием жительниц одной деревни в Лотарингии, что в 1619 году его сдала бывшая любовница, обвинив в распутстве и колдовстве. Его поволокли в застенки, чтобы он во всем сознался. Но не тут-то было! Шестидесятилетний дед пять месяцев выдерживал пытки и не признавал обвинений. В итоге его были вынуждены отпустить.
 
Проблемы из-за излишнего потакания желаниям были и у католических священников, которым по их же догматам запрещено заниматься сексом. Знаменитое дело Урбана Грандье, о котором писал даже Александр Дюма-отец, прогремело во Франции XVII века. Подробнее о судьбе этого ловеласа в рясе мы уже писали, а здесь остановимся на основных версиях событий.
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»


Урбан Грандье
 
По одной версии, упоминаемой в книге М.А. Орлова «Искушение нечистой силой», Грандье был просто исчадием ада, не гнушавшимся приставать к монахиням и творить колдовство. По другой, представленной в книге С.В. Тохолки «Процессы о колдовстве в Западной Европе в XV–XVII веках», Урбан стал жертвой злобных наветов, мракобесия и политических интриг, а сам вел себя как благородный и чистый человек.
 
Сама же история проста как мир. В 1632 году во французском городе Луден был обвинен в колдовстве, запытан и сожжен священник Урбан Грандье. Он был известен своим любвеобилием и честолюбием и нажил множество врагов: начиная с королевского прокурора Тренкана, некогда бывшего его другом, чью малолетнюю дочь Грандье соблазнил, и заканчивая кардиналом Ришелье, которого он оскорбил в своем памфлете.
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»


Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье

Вполне вероятно, что именно это стало роковой ошибкой беспутного пастора. Молчал бы в тряпочку — спокойно предавался бы сластолюбию дальше. Его обвинили в колдовстве некие монахини, и после пыток так ничего и не признавший Грандье был сожжен на костре.
 
Настоящее равноправие полов. Ковен в Наварре
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»


 
Закончить наше повествование о нелегкой судьбе ведьмака в европейской глубинке хотелось бы историей, наполненной духом настоящего равноправия. В 1610 году в городе Лагрон, что в испанской Наварре, разразился скандал. Как выяснилось, долгие годы в городке существовал настоящий колдовской клуб, в котором на равных участвовали и мужчины, и женщины.
 
Собрания клуба проходили на козлином лугу, строго три раза в неделю: понедельник, среда, пятница. Жертвоприношения, свальный грех — все было на этих вечеринках. На каждое собрание приходил лично князь Преисподней. Более того, на следствии Мигуэль дэ Габуйру, местный предводитель колдунов, рассказал, что нечистый проявлял удивительное стремление к равноправию, используя для своих половых утех всех членов ковена, не обращая внимания на пол или возраст.
 

Истории реальных ведьмаков, или как радикальные феминистки создали миф об «охоте на ведьм»


 
В итоге все участники лагронского свингер-пати были осуждены. Правда, о том, что с ними произошло далее, история умалчивает.

  • avatar
  • .
  • +12

1 комментарий

avatar
Несчастные дикари.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.