Почему Болгария не стала 16-й советской республикой, и Как жилось болгарам при социализме
Во времена СССР связи Москвы с Софией были настолько тесными, что южная страна не воспринималась заграницей. Это государство было единственным, которое практически любой советский гражданин мог свободно посещать. Болгария настолько походила на одну из республик СССР, что даже в том же Узбекистане заграничной экзотики было куда больше. До самого распада Союза болгарские власти просились в состав СССР, но их так и не приняли. В чем же причина отказа и почему болгарам не жилось спокойно в условиях суверенитета?
Почему считалось, что Болгария — не заграница
Живков и Брежнев, 1971-й. /Фото: moiarussia.ru
Все соцстраны априори считались союзными, при этом проблемы во взаимоотношениях возникали. Та же Албания порвала с СССР, взяв курс на Китай. Поляки устраивали регулярные забастовки и массовые протесты. Не обошли беспорядки и ГДР, а в Венгрии и вовсе случился вооружённый бунт, поддержанный некоторыми членами компартии. Чаушеску высказывал недовольство вмешательством Москвы в дела соцстран и Румынии, в частности, а Чехословакия рвалась строить собственный «социализм с человеческим лицом».
И лишь Болгария при Живкове оставалась для СССР островком спокойствия. Она настолько походила на одну из союзных республик, что никто её всерьез и заграницей не считал. Несмотря на полный теоретический суверенитет, самостоятельной эта страна была лишь отчасти. Конечно, своя национальная атмосфера присутствовала, но и влияние Москвы было велико. Коммунистическая идеология представлялась универсальной для разношерстных стран, с виду совершенно непохожих друг на друга.
Что касается конкретно СССР, то эта страна задумывалась с условием свободного вступления в ее состав членов и беспрепятственным из него выходом. Однако вскоре оказалось, что вступить в СССР даже сложнее, чем выйти. По крайней мере, Болгарии не посчастливилось стать «16-й сестрой-республикой», несмотря на несколько настойчивых попыток.
Зачем болгары дважды просились в Советский Союз
Болгария не бедствовала, а в СССР видела гарантию надежности.
Болгария несколько раз добровольно просилась стать частью СССР. Инициативу о присоединении к Советскому Союзу проявлял тогдашний болгарский лидер Тодор Христов Живков. Эта страна стала единственной из восточноевропейских государств, которая не просто вела переговоры о вероятности вступления в СССР, но и дважды подавала официальные заявления об объединении. Причин такого стремления было несколько. Безусловно, очевидными являлись культурные связи. Обе страны пользовались кириллическим алфавитом и исповедовали православное христианство.
Однако культурная близость скорее оказалась лишь мотивом. Возглавивший в 1954-м страну Тодор Живков быстро «разобрался» с политическими конкурентами. Но прагматик прекрасно понимал, что все лицензии и индульгенции выдаёт исключительно Москва. И как только Болгария станет полноправной частью СССР, оппозиция замолчит навсегда, так как бунт внутри страны Москва терпеть не будет. Вторым меркантильным интересом болгар вполне мог быть огромный долг. После Второй мировой Болгарию обязывали выплатить грекам 1 млрд долларов. После вмешательства Советского Союза обязательства снизились до 70 млн. Но даже эта сумма представлялась Софии нелегким бременем. В случае же вхождения в Союз долг выплачивал бы союзный центр. Да и дотации из Москвы в адрес болгар существенно бы умножились.
В первый раз лидер Живков обратился с подобными инициативами к Никите Хрущеву в ходе визита в Москву в 1963-м. Но тот лишь отшутился в традиционной манере, мол платите сами свои репарации грекам, а у нас долларов нет. Не отчаиваясь, Тодор Живков выждал прихода к власти следующего советского лидера и в начале 70-х пошел на поклон уже к Леониду Брежневу. Но снова, по легенде, напоролся на шутливую отговорку «Курица — не птица, Болгария — не заграница».
Хотя причины отказа Болгарии были и вполне серьезные. Нелепо выглядел уже сам прием в свой состав страны, не имевшей общей границы. Такая интеграция стала бы проблематичной. Во-вторых, если болгары получали от объединения исключительно преференции, то выгоды Москвы в таком деле не было. Те же ГДР, Чехословакия располагали мощной промышленностью, а болгары могли козырнуть исключительно курортами.
Но самой важной стала бы реакция международная. Запад, мягко говоря, не поддерживал геополитические намерения советских лидеров. Негативная реакция членов НАТО Турции и Греции стала бы гарантированной. А в условиях Холодной войны и Карибского кризиса провоцировать лишний раз европейцев с американцами Москва не спешила. Не время было менять установленный порядок.
Чем жила социалистическая Болгария
Своеобразная болгарская архитектура.
Болгария в соцпериод представляла собой самую открытую курортную страну для всех туристов, и в первую очередь, для советских. Русские и болгары имели много общего. Болгарский язык на 75% лексически схож с русским, являясь одним из ближайших среди родственных. Русским владели практически все жители южного курорта, пребывая с советским обществом в одном культурном пространстве. Каков же был общий уровень жизни в социалистической Болгарии?
Благодаря поддержке Союза в стране на достаточно высоком уровне развивались тяжелая и легкая промышленность, фармацевтика, металлургия, кораблестроение. Даже нерентабельные предприятия поддерживались дотациями, чтобы не сокращались востребованные рабочие места. София располагала укомплектованным рыболовецким флотом, приспособленным для работы в мировом океане. Обученные болгарские специалисты с легкой руки Москвы были задействованы в строительстве крупнейших инфраструктурных проектов на территории развивающихся стран.
Что касается сельского хозяйства, то Болгария и свои интересы полностью удовлетворяла, и зарабатывала на экспорте. Здравоохранение/образование традиционно были бесплатными, профсоюз обеспечивал нацию качественным отдыхом на Черном море и горнолыжных курортах.
После того, как власть выделила вознаграждение за 3 ребенка в семье, численность населения превысила 9 млн человек. Безработица, беспризорничество и бродяжничество отсутствовали как таковые. Что касается зарплат, то они позволяли жить без головной боли. Народ, имевший доступ к долларам, свободно отоваривался в валютном Корекоме (аналог советской Березки) и, по большому счету, о завтрашнем дне не беспокоился.
0 комментариев