Почему надежные французские грузовики Citroen у немцев регулярно ломались: какую хитрость придумала компания, чтобы насолить им

 

Техника французского концерна Citroen всегда славилась своим высоким качеством. Вот только немцам во Вторую мировую войну она пришлась не по душе, и на это были свои причины. Но действительно ли все дело в плохом качестве знаменитых грузовиков или было что-то еще? Как оказалось, все гораздо проще, хотя проблему действительно создали в компании.

1. С чего все началось

Знаменитая компания появилась на свет в 1919 г. в мае. А к 1939 г., когда началась Вторая мировая, автомобили, выпущенные данным производителем, уже зарекомендовали себя, как высококачественные, выносливые и стильные транспортные средства. Речь идет и о легковых машинах, и о грузовых.

Когда началась война, Франция не желала занимать сторону Германии. Она была не согласна с ее позицией и, соответственно, не хотела с нацистами взаимодействовать, сотрудничать, точно так же, как и руководство автоконцерна Citroen. Но заявить прямо об отказе в поддержке Третьего рейха по вполне понятным причинам концерн не мог. Чтобы не подвергать себя серьезному риску, сотрудники компании были вынуждены пойти на одну хитрость.

Оккупация Франции началась в сороковом году прошлого века. Практически сразу все большие предприятия, заводы, среди которых был и концерн, должны были трудиться для рейха. Возглавлял концерн в то сложное и опасное время Пьер-Жюль Буланже, француз. Человек он был умный и мудрый и отлично понимал, что сотрудничать с оккупантами придется.

Если бы гитлеровцам прямо отказали, руководство было бы заменено на тех, кто спорить не станет. Ну а так как против желания Пьера, его компании все равно пришлось бы заниматься сборкой военной грузовой техники, он воспользовался своей смекалкой. Именно его решение и помогло обмануть врага.

2. Находчивость Буланже

Задумка была на самом деле гениальной и держалась от нацистов, как и методы работы компании, в тайне. О ней узнали сравнительно недавно. Об этой операции, очень рискованной, настоящем саботаже, рассказал Джон Рейнольдс, писатель из Канады, в труде «Citroen 2CV».

Буланже в 1940 г. распорядился все работы по производству автомобилей продолжать в прежнем темпе, но во время сборки грузовых машин особо не спешить. В основном Вермахт интересовался моделью грузовика Т45. Это и понятно, так как она имела отличную проходимость в условиях бездорожья, редко ломалась и в обслуживании была неприхотлива.

Но в скором времени выяснилось, что только для французов этот автомобиль был надежным. Когда им начинали пользоваться немцы, грузовик быстро ломался, не выдерживая повышенной нагрузки. Естественно, у немцев изначально появились некие подозрения, но лучшие немецкие инженеры и механики ничего подозрительного в конструкции техники так и не обнаружили.

3. В чем заключалась хитрость

Задумка Буланже, которая оказалась успешной, на самом деле отличалась простотой и одновременно с тем гениальностью. Он предложил поставить на щупе, предназначенном для определения уровня масла минимальную отметку несколько ниже, чем нужно. Вроде бы ничего особенного, но это сработало.

В условиях военного времени машины работали на износ, масло в них быстро заканчивалось, а механики не могли понять, что же произошло, ведь за короткий эксплуатационный срок автомобили приходили в полную негодность. Понять, в чем причина, никто так и не смог. Проблем никаких вроде бы и нет, а работать техника напрочь отказывалась. А если это происходило на удаленной территории, то зачастую у грузовиков заклинивало двигатель.

В итоге немцы решили, что качество техники Citroen слишком преувеличено. А вот у солдат советской армии такие грузовики, полученные в качестве трофеев, работали практически идеально. Но и здесь ничего необычного нет. Наши масла никогда не жалели и всегда заливали его, так сказать, с запасом, немного выше отметки максимального уровня. Вот и получалось, что уровень его был всегда в норме. Но разве могла прийти такая мысль в голову немцу, представителю нации, отличающейся своей педантичностью.

План производителя сработал на все 100%. Саботаж удался, к тому же, реализовать его было просто, да и финансовых затрат особо не требовалось. Результат был достигнут: автомобили собирались строго по плану, сотрудники компании остались целыми, а противник получил множество проблем на свою голову.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +15

Больше в разделе

9 комментариев

avatar
какая чушь!!!
avatar
Эмоции будут подкреплены аргументами?
avatar
какие нужны? просто интересно как вы себе это представляете.
avatar
avatar
Это только подтверждает, что твой вывод основан на сугубо личных особенностях…

Ради справедливости скажу: я тоже, услышав одно только сочетание «яндексдзен», готов смести всё в мусорную корзину, но стараюсь всё таки разобраться в истине, если что то заинтересовало…
В данном случае, в самой теме способа саботажа не вижу ничего противоестесственного, да, процента риска хватает, но нет причин назвать это невозможным…
Теперь жду твоих оправданий эмоциональности, кроме личной неприязни к яндексдзену…
avatar
Вопрос на вопрос — это единственный технический аргумент, который ты смог придумать?
avatar
я вас услышал. что хотите не знаете но хотите.
а я знаю что вижу и писать было лень. но для вас господа однофорумчане напишу конечно, раз нужно.

итак что имеем.
щуп с другими метками. то есть уровень масла всегда ниже нормы.
извините форму поддона двигателя этого ситроена не нашел, но думаю она стандартная как у 99% грузовиков того времени. инет в помощь. в словах глубокий стакан высокий но с узкой основой. внизу этого дна маслоприемник. это как раз для того чтобы как не болталось масло но всегда попадало в маслонасос. снижение на литр из 4 на легковом не дает проблем. а по факту на уазе из 6 и 3.5 хватит, только на сильном боковом уклоне голодание пойдет. на грузовике цифры будут еще впеатлительнее. то есть вместо 18 допустим в немецкую вливали 10. это первый звонок. никто никогда не сказал — а в эту мы лили всегда 18, почему у вас 10? или книжку на французском не нашли ни одной ни разу. ну да ладно может быть.
будем даже считать что не было контрольной лампы давления масла по которой сразу видно голодание маслянное.
итак что там от маслянного голодания происходит. прижеги на коленвале, задиры на цилиндрах. это при разборке увидит даже такжикский моторист, а немецкие инженеры сразу опознают проблему.
начнут искать. там три варианта: маслонасос не дает нужного обьема, редукционный клапан сбрасывает давление раньше чем надо, не хватает проходимости канала.
редукционный проверяется легко, насос тоже. проходимость канала туда же но дольше. в итоге десяток двигателей с одинаковыми неисправностями вовремя войны -это диверсия.
в итоге искать надо тоньше. там остался маслоприемник (трубка простая) и щуп. хер к носу поднести можно за 2 дня. даже анализов металла не надо делать. чисто гаражный поиск неисправности
avatar
и вообще.
проблема высокого щупа, когда его трубка вылазит незаметно и другой щуп диагностируется легко в любой сто. эта проблема бывает у многих машин и сейчас
avatar
млин редактирование закрыто.
есть проблема низкого уровня на мотоциклах которые участвуют в стендрайдинге (езде на заднем колесе). и диагностируется при разборке двигатель с такого мотоцикла на раз.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.