Могут ли животные завидовать?

Чувство справедливости и отношение к неравенству лежат в основе человеческого общества. Когда кто-то безосновательно получает больше, чем мы, это вызывает возмущение: даже четырехлетние дети протестуют из-за несправедливой раздачи подарков и отказываются брать вещи и сладости, если их братья или сестры «незаслуженно» получили больше.

По мере взросления это чувство перерастает в понимание норм, правил и морали – столпов, удерживающих общество в равновесии. Интересно, что несмотря на различия в культурах и традициях, неприятие несправедливого распределения ресурсов по отношению к себе (так называемое «неприятие несправедливости») — универсальный признак человеческой психики. Но можно ли сказать то же самое о животных?

Могут ли животные завидовать? У кого виноград вкуснее и что с этим делать? Изображение: neurosciencenews.com. Фото.

У кого виноград вкуснее и что с этим делать?

Мы склонны очеловечивать животных, приписывая им такие чувства, как ревность, зависть и любовь. Результаты крупного метаанализа наконец показали, есть ли у братьев наших меньших так называемое неприятие несправедливости, которое у нас с вами может проявляется в том числе в виде зависти.

Чувство справедливости

В последние годы психологи-эволюционисты предположили, что мы не такие уж особенные: животные, от врановых до обезьян-капуцинов, проявляют своеобразную «ревность», когда им, например, отказывают в желанной закуске. Подобная реакция – важный аргумент в пользу гипотезы о том, что неприятие несправедливости характерно не только для человека.

Результаты масштабного исследования, недавно представленного в журнале Proceedings of the Royal Society B, эти предположения опровергают: ученые из Калифорнийского университета выяснили, что реакция животных на несправедливое распределение ресурсов проистекает из неудовлетворенных желаний, а не из чувства справедливости.

Чувство справедливости. Люди, судя по всему, уникальны в своей борьбе за справедливость. Изображение: humanprogress.org. Фото.

Люди, судя по всему, уникальны в своей борьбе за справедливость.

Проанализировав объемный массив данных, собранных за последние 20 лет в исследованиях о неприятии неравенства у разных видов животных, исследовательская группа под руководством Одеда Ритова (Oded Ritov) обнаружила, что братьям нашим меньшим не свойственна стойкая и принципиальная чувствительность к несправедливому распределению ресурсов — тому самому чувству, которое вызывает у нас возмущение и ревность.

Реакция животных на несправедливость

Животные, прямо как и мы, совместно охотятся, защищают сородичей от хищников и объединяются для сбора ресурсов. Но могут ли они сравнивать свой «кусок пирога» с тем, который досталось соседу? Первый эксперимент, призванный ответить на этот вопрос, провели в 2003 году, предложив капуцинам обменять жетон на лакомство. При равных условиях обе обезьяны получали одинаковую награду — например, огурец.

Однако когда одной особи в паре давали что-то более ценное (например, виноград), другая, заметив несправедливость, порой отказывалась от своей скромной награды и даже швыряла ее обратно экспериментатору. Выглядело это, по крайней мере на первый взгляд, как протест против несправедливости.

Реакция животных на несправедливость. Животные чувствуют неравенство. Изображение: scx2.b-cdn.net. Фото.

Животные чувствуют неравенство.

Подобные опыты повторялись на разных видах животных, включая попугаев, ворон, собак, крыс, мышей и других видов приматов (в том числе шимпанзе). Результаты некоторых экспериментов показали, что в определенных ситуациях животные действительно проявляли недовольство если их «партнер» получал лакомство вкуснее.

Правда, вопроизвести полученные результаты в последующих опытах не удалось, из-за чего возник вопрос: действительно ли животные «бунтуют» против несправедливости или же просто разочаровываются в том, что не получили желанное?

Справедливость и разочарование

Для объяснения такого поведения животных в научной среде сформировалось две основные гипотезы. Согласно первой, животные отказывались от лакомства, так как что видели, что соседу дали кое-что получше. Проще говоря, это – обычное социальное сравнение: «Почему у него еда лучше, чем у меня? Это несправедливо!»

Вторая гипотеза гласит, что чужая победа не интересует братьев наших меньших. Они просто разочарованы тем, что продемонстрированная награда досталась кому-то еще. Представьте, что сначала вам показали аппетитный кусок торта, а затем протянули обычную печеньку. Даже если торт не достанется никому из вашего окружения, вам будет неприятно (ведь ожидания и реальность не совпали). Однако если человеку рядом с вами достанется торт, раздражение усилится за счет контраста, но не из-за неприятия несправедливости.

Справедливость и разочарование. Одиноки ли люди в своем стремлении к справедливости и разочаровании? Изображение: vecteezy.com. Фото.

Одиноки ли люди в своем стремлении к справедливости и разочаровании?

Первая гипотеза предполагает, что неприятие несправедливости возникает именно при наличии другого сородича, получающего более ценное вознаграждение. А значит, если убрать «социальный фактор» (например, показать самое вкусное лакомство, но никому его не дать), желание протестовать постепенно сойдет на нет. Но если в отсутствии «привилегированного партнера» реакция остается такой же, то дело, вероятно, в разочаровании, а не в социальной справедливости.

Что на самом деле чувствуют животные?

Чтобы расставить все точки над i, команда проанализировала результаты 23 научных исследований, охватывающих 18 видов животных (и в сумме более 60 тысяч наблюдений). Все проведенные в них эксперименты были устроены по схожему принципу «принять или отказаться»: животным предлагали выбор — взять награду или отказаться и «протестовать».

В ряде случаев рядом находился сородич, получавший более ценное вознаграждение; в других условиях желанное лакомство показывали, но не отдавали другому животному, а иногда партнеру давали ту же награду, но без приложения усилий, в то время как подопытного заставляли свой кусочек заработать. Затем исследователи провели статистический анализ этих огромных данных и проверили два ключевых предсказания.

Что на самом деле чувствуют животные? Битва за лакомство – разочарование или несправедливость? Изображение: i.ytimg.com. Фото.

Битва за лакомство – разочарование или несправедливость?

Согласно первому варианту, частота отказов должна увеличиваться, если рядом присутствует партнер, получающий более ценный ресурс. Второй вариант предполагает разочарование: частота отказов от вознаграждения должна увеличиваться всякий раз, когда животному ярко демонстрируют более ценное лакомство, независимо от того, достанется оно партнеру или нет.

Результаты сильно удивили ученых: никаких статистически надежных свидетельств в пользу чувства несправедливости (подобном человеческому) у животных не нашли. Если говорить несколько проще, то все испытуемые не стали чаще отказываться от лакомства, когда рядом находился их сородич, получающий что-то вкуснее.

А вот эффект разочарования, напротив, устойчиво подтвердили: если испытуемым зверькам показывали более ценную награду, а затем давали что-то не такое вкусное, они чаще отказывались или протестовали. Такое поведение проявляясь у самых разных видов животных.

Что на самом деле чувствуют животные? Ученые не обнаружили убедительных доказательств ревности или неприятия справедливости у животных. Изображение: miro.medium.com. Фото.

Ученые не обнаружили убедительных доказательств ревности или неприятия справедливости у животных.

Основываясь на полученных данных, мы не можем утверждать, что животные испытывают ревность или чувствуют несправедливое отношение к себе. Если такая реакция и есть, то она очень слабо выражена и может проявляться в специфических условиях. Поведение животных в таких ситуациях совершенно не похоже на то, что мы видим у людей, – заключили авторы метаанализа.

Эволюция справедливости

Полученные результаты подрывают популярную точку зрения о том, что животные развили острое чувство несправедливости в ходе эволюции. Напротив, люди, кажется, уникальны в чутком восприятии того, что справедливо, а что – нет. Вероятно, у Homo sapies чувство справедливости развивалось под влиянием сложных отношений между неродственными индивидами, где распределение ресурсов играло важную роль в построении долгосрочных социальных отношений.

Но если животные не сравнивают свою порцию с той, что досталась соседу, то как же они решают проблемы распределения в природе? Возможно, в их арсенале есть более простые механизмы, такие как доминирование, агрессия, иерархия, избегание конфликтов или отсутствие вообще каких-либо ожиданий. Так или иначе, механизм, поддерживающий человеческое стремление к равноправию и справедливости, оказался неочевидным для других видов.

Эволюция справедливости. Люди уникальны по своей природе. Изображение: fullerton.edu. Фото.

Люди уникальны по своей природе.

Разумеется, ни один подобный метаанализ не охватывает все возможные условия, так что вполне вероятно, что отношение к неравенству у животных проявляется в более естественных условиях, при длительном совместном проживании, выполнении сложных задач или иных ситуациях.

Также нельзя исключать, что у некоторых отдельных видов при определенных условиях может возникать что-то отдаленно похожее на чувство справедливости. Однако в картине, которую дает метаанализ, подобных эффектов не наблюдалось.

Неочевидные выводы

Таким образом, животные (от шимпанзе и капуцинов до попугаев и собак), скорее всего испытывают раздражение от несоответствия собственных ожиданий и реального результата, чем осознают, что с ними поступили «несправедливо» по сравнению с соседом. Это означает, что способность осмыслить распределение ресурсов в таких терминах как «равный» и «правильный» может оказаться специфической чертой, присущей исключительно людям.

  • Неравенство у животных: реакция животных на неравное распределение ресурсов и несправедливое вознаграждение связана с неудовлетворенными ожиданиями, а не со справедливостью.
  • Уникальность человека: Неприятие справедливости у людей связано со сложными социальными и культурными факторами.

Неочевидные выводы. Мораль, справедливость и протест – порождение человеческого разума. Изображение: mediaproxy.salon.com. Фото.

Мораль, справедливость и протест – порождение человеческого разума.

Наша вовлеченность в концепцию справедливости и готовность не только протестовать, но и менять собственное поведение, следуя моральным нормам — это то, что в значительной степени отличает нас от остального животного мира.

Выводы исследовательской группы служат очередным напоминанием уникальности человеческого разума. Склонность воспринимать мир сквозь призму равенства, справедливости и морали — результат многовековой эволюции, развития культуры и социальных взаимодействий, не имеющих точных аналогов в царстве животных.

 

источник

  • avatar
  • .

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.