Никогда я не был на Босфоре
Эрдоган отреагировал на танкер, застрявший позавчера в Босфоре, ожидаемым с 2019 года заявлением. Реализация самого масштабного инфраструктурного проекта в истории Турции — строительства канала «Стамбул» — начнется в конце июня.
Об этом вчера заявил президент Турции. Как пишет Anadolu, «Где-то в конце июня мы заложим первый камень в строительство канала Стамбул. Безусловно, есть те, кто обеспокоен этим мегапроектом. Но это не остановит нас», — сказал турецкий лидер.
Разумеется, этот проект многих беспокоит. Но совсем не тех, на кого большинство думает с подачи западных СМИ. Турцию и без того не принимают в ЕС 50 лет и обзывают «слабым звеном» НАТО за многолетнее сотрудничество с Россией. А новый канал мало того, что увеличивает экономический потенциал Турции напрямую, так еще и увеличивает пропускную способность в Чёрное море. А кто в нем самый большой и остро нуждающийся в транзите? Правильно, злая плохая Россия.
Есть, правда, еще с полдюжины добрых и хороших, но они слишком мелкие, чтобы перевесить для Запада все минусы этого проекта. Поэтому для ослов продвигается миф о том, что запуск канала ставит крест на Конвенции Монтрё — пусть хотя бы не читавшие текст, но болезненно реагирующие на любой сквозняк в голове, поорут об авианосцах США в Чёрном море.
По словам Эрдогана, реализация указанного проекта повысит стратегическую значимость турецкого мегаполиса, поскольку через канал перебросят шесть мостов, а на его берегах построят два города, которые «украсят облик Стамбула».
Ну, это не имеет прямого отношения к каналу, шесть мостов и два города можно построить и без его прокладки. А вот плата за транзит судов — это да.
Как известно, проект 43-метрового канала, который призван стать новой судоходной артерией в западной части Стамбула, соединяющей Черное и Мраморное моря, анонсирован Эрдоганом еще в 2011 году, а «заложить первый камень» планировали два года назад.
С помощью новой судоходной артерии Турция намерена довести свой экспорт до 500 миллиардов долларов.
Согласно проекту канал Стамбул должен разгрузить пролив Босфор, через который каждый год проходит более 50 тысяч различных судов, в том числе танкеры с нефтью. Изначально предполагалось, что канал пройдёт западнее города Силиври, позднее его отодвинули дальше на восток, он пройдёт в черте города Стамбула. Проект должен был быть закончен к 100-летнему юбилею со дня основания Турецкой Республики в 2023 году — очевидно, что уже не успеют, но то такое.
Если планы по строительству будут реализованы, то судоходство в Босфоре будет сокращено. По крайней мере, в первые годы. Будет спрос, будут нагружать и Босфор.
Согласно проекту, канал протяжённостью почти 50 км соединит Мраморное море с Чёрным к востоку от Теркосской дамбы. Его глубина составит 25 м, а ширина — 150 м. Стоимость проекта оценивается в 10 млрд долларов. Проект будет финансироваться полностью за счёт внутренних источников. По предварительным расчётам, пропускная способность нового канала составит 85 тысяч судов в год
PS. На самом деле плата за транзит — это так, очевидные, но глубоко тактические, плюшки. Основная же стратегическая плюшка — это то, что увеличится поток грузов через все черноморские порты. Тактически с этого поимеют денег все причерноморские страны, но стратегически это повысит значимость Черного моря, а значит, повысится значимость тех держав, кто контролирует в Черном море ситуацию. Таких держав всего две — это Турция, которая контролирует проливы, и Россия, которая контролирует само Черное море. Вы же не будете спорить, что ничего близкого по мощи Черноморскому флоту РФ в этой акватории нет и в ближайшие несколько десятилетий не будет?
0 комментариев