Иран глазами велопутешественника (53 фото)

ИРАНЕМАСТ (мой Иран)
Автор — Александр Любенко
Иногда, мне кажется, что я кидаю камни в глубокий колодец. Настолько глубокий, что мне не слышно ни всплеска воды, ни эха от упавшего камня. И это, наверное, худшее, что можно было бы ожидать. Критика, не понимание и даже не принятие, все это говорит о том, что ты на верном пути, что это кому-то интересно и даже задевает за живое. Но когда натыкаешься на молчание и не заинтересованность, руки опускаются сами собой. Стоит ли рассказывать о пережитом и увиденном там, куда никто не хочет ехать? Если стоит, то зачем? Ради бахвальства и дешевого пиара?


Но ведь то, что я увидел и пережил, стало частью моего внутреннего мира и если мне и хочется распахнуть в него двери, то лишь с одной целью: поделить его и раздать всем тем, кто увидел в нем отражение своего дальнейшего пути. Кто, увидев мир моими глазами, не только захочет побывать в нем, но и начнет собираться в дорогу. В этом я вижу продолжение себя сегодняшнего, в этом мой путь в будущее.

ЗАРИСОВКИ

Еще в самолете я понял, что я не стану писать отчет в привычном его понимании. Не изменил я своей позиции и сейчас, отчасти из-за того, что не смог в течение полутора месяцев найти попутчиков в этот поход, а отчасти потому, что я решил вернутся в Иран еще раз. Так или иначе, но на свет появились эти зарисовки.

НАЧАЛО

Нас всегда манит к себе новое, не познанное, не изведанное. Но всегда ли доставляет радость, ни разу не пройденное тобой испытание? Наверное, это понимаешь, когда минуют все тревоги и волнения старта, до которого еще необходимо сделать подчас достаточно сложный выбор.
Выбрать страну для похода было не сложно, ведь даже не вникая в учебники по истории и географии можно безошибочно понять, где находится сердце Востока, где лежит его с одной стороны такая доступная и в тоже время сложно достижимая душа.
Больше двух лет понадобилось мне, чтобы попасть сюда. Почему так долго? — спросите Вы. Ведь все так просто: купил билет, взял багаж, а в аэропорту получил визу. Все это так, но для того чтобы хоть чуть-чуть приоткрыть завесу таинственности и скинуть бремя предрассудков понадобится намного больше времени чем две недели аэропортовой визы. А для получения полноценной визы требуется согласие МИДа страны.
Визу удалось получить со второго раза. В первый раз нам очень вежливо рассказали о нюансах женского спорта в стране и предложили ехать сугубо мужской компанией. Мы отказались ехать без девушек, и визу нам не дали, вернее постоянно говорили, что нет ответа из Тегерана. Говорили до тех пор, пока мы не устали спрашивать.
Второй раз был более успешным. Но и теперь, несмотря на наличие приглашения из Тегерана, не обошлось без специфических нюансов. Приглашающую сторону вызвали в «органы». «Ваша девушка так похожа на украинскую премьерку, а у нас панически боятся революций», — отшутились приглашавшие нас тегеранцы по поводу проведенной с ними беседы. В этот раз визы мы получили. Вернее, получил ее я один. Но не потому, что остальным в ней отказали. Просто так сложилось, что все попутчики ехать отказались и мне представился исключительный шанс попробовать, что такое одиночное путешествие.
Думал ли я, что когда-нибудь отправлюсь в путешествие один? Нет, никогда! Но во второй раз откладывать поездку в Иран было невыносимо…

ПОЛОВИНА МИРА

Жара спала и свежий ветерок, обдавая лицо мелкими частицами воды от фонтана на площади Имама Хомейни, приносит ни с чем несравнимое удовольствие в этот знойный октябрьский день. Я в Исфахане. В этом удивительном и душевном городе со своей неповторимой атмосферой и аурой, где можно идти по парку и упиваться приступами невесть откуда взявшейся благодати.

ТРАФИК

Центр города изобилует великолепными парками, из которых так не хочется выходить к улице, в толчею людей и суматоху машин. Трафик в иранских городах действительно очень интенсивный, но поняв суть происходящего можно спокойно переходить дорогу. Главное, не ловить ворон, и продвинувшись по тротуару на ширину машины, вовремя остановится в коридоре между объезжающими тебя автомобилями, и сразу после того как они тебя миновали, продвинутся вперед еще на ширину одного авто, и так до тротуара, на котором все же не стоит расслабляться, так как мотоциклы еще никто не отменял, а их тут процентов тридцать от общего трафика.

ОКНА ГОРОДА

Мне весьма импонирует привычка иранцев отдыхать на траве в парках и скверах. Это может быть что угодно: трапеза, беседа, сон, молитва или просто отдых за чашечкой чая из принесенного с собой термоса. Иногда всей семьей, часто с коврами или покрывалами. В парках много фонтанчиков или кранов с питьевой водой, у людей есть возможность поиграть в настольный теннис или подумать о своем здоровье, занимаясь на силовых тренажерах. Установки с бесплатной охлажденной водой стоят не только в парках, но и в общественных местах или просто на улицах. А еще парки служат не только для дневного, но и для ночного отдыха. Как, удивитесь Вы? Очень просто. В более-менее крупных городах в одном из парков оборудуется специальная площадка, где любой путешественник может беспрепятственно поставить на ночь палатку, принять душ, приготовить еду и т.д. Да это не кемпинг, где-то примитивно, но абсолютно бесплатно. Есть такой скверик даже возле железнодорожного вокзала в Тегеране.
Иранцы очень спокойно относятся к палаткам и людям в них проживающим. Эти переносные дома используются и фермерами, охраняющими свой урожай, и дорожными рабочими, и просто авто туристами, которых в стране великое множество.

МАСТЕРА

В Иране живут и процветают народные ремесла и промыслы. Нет необходимости в поиске настоящих мастеров и их произведений в далеких кишлаках и селениях. Мастерские располагаются прямо на базаре больших городов, среди торговых рядов. Настоящий базар откроет перед Вами ряды чеканщиков, галереи мастеров по металлу, и целые кварталы художников. Некоторые доводят мастерство до совершенства и создают вещи, от которых невозможно оторвать взгляд. Можно проследить весть процесс изготовления настоящих произведений искусства вживую. Керамика, светясь насквозь, отражает солнце в бесконечно голубом иранском небе, а медную посуду можно использовать вместо зеркала, настолько она гладкая и отполированная. О знаменитых персидских коврах стоит просто промолчать.

ДОРОГИ

Иран изобилует широкой сетью дорог хорошего качества. Такое впечатление, что здесь закатывают асфальтом любую часто-густо используемую дорогу. Основные магистрали имеют разнесенные встречные полосы. Не огороженные отбойником, а именно разнесенные, причем иногда метров на двести-триста. Если асфальт плохого качества, то впереди непременно встретятся дорожные рабочие прокладывающие современную магистраль. Практически всегда присутствует широкая обочина. Вдоль дороги иногда попадаются сады. Там где есть вода, есть жилые постройки, а значит процветает земледелие. Довольно часто вдоль дороги расположены специально обустроенные паркинги, зачастую с водой.
Не очень приятная особенность иранских дорог — это отсутствие больших уклонов. Основные дороги пологи. Ради снижения уклона делаются большие объезды и, как правило, получаешь мало удовольствия от 3-4% подъема длинной в 30-40 километров.

СОЦИАЛИЗМ?

Иногда, кажется, что Иран живет как при социализме. Процветает государственный сектор, много социальных общественных проектов. Можно встретить вдоль трассы среди бесплодной пустыни цветущий парк с бассейном, выстриженными в форме животных кустами, клумбами роз, и детскими площадками, а до ближайшего города 10 км.
Или разместившееся на склоне горы колесо обозрения, а под ним высаженные рядами деревья. Рядом дорога и не одного населенного пункта.
А когда общаешься с иранцами, то невольно из дружеской, спокойной и уравновешенной беседы вылавливаешь подспудно возникшее ощущение общения с жителями «шестнадцатой» республики, догадайтесь чего?

ЦИФРЫ

Любителям погружений в сухие цифры статистики посвящается.
Двенадцать ходовых дней.
Пройденное расстояние: 1127 км.
Полный подъем: 11142 м.
Средняя скорость движения: 15.1 км/ч
Максимальная скорость: 69.9 км/ч

Маршрут
Нитка маршрута: Исфахан — Шехреза — Семиром — Ясудж — Эрдекан — Шираз — Персеполис — Нагшт е Ростам — Пасаргады — Дехбид — Эберку — Йезд

Бюджет:
— авиа, Киев-Тегеран, RT 2724 грн. (на 25.09.08 курс НБУ 4,86),
— общие расходы во время поездки 300 $

ЕЗДИЛИ, ЗНАЕМ

Даже в октябре в Иране в середине дня невозможно крутить педали из-за испепеляющей жары. Оптимально начинать движение с рассветом, где-то около шести утра. До девяти часов относительно прохладно. С полудня до трех дня лучше устраивать себе сиесту в тени гранатовых деревьев или в яблоневом саду и затем продолжать движение до захода солнца, то есть до шести часов вечера.
Ночевать лучше в гостиницах, цены на которые весьма демократичны. Если в населенном пункте нет жилья, и напросится на ночь в гости не удалось, то палатку лучше всего поставить подальше от города, но недалеко от жилья, например в саду.
Ночью в октябре может быть весьма холодно, особенно в горах. Поэтому запаситесь теплыми вещами.
Питаться лучше в ресторанах. Выбор блюд хоть и не велик, но всегда вкусно, сытно и дешево.
Не удивляйтесь, если в гостях Вам предложат покурить… опиум. Ведь гостям предлагают лучшее.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Интересно может ли одна и та же звезда два раза упасть с небосклона? Может ли мечта сбыться дважды? Жаль, что нет времени поразмышлять над этими вопросами, ведь пора собираться в дорогу. И непременно в Иран, если этого захочет Бог.
Иншалла!

1Номер 1

2Номер 2

3Номер 3

4Номер 4

5Номер 5

6Номер 6

7Номер 7

8Номер 8

9Номер 9

10Номер 10

11Номер 11

12Номер 12

13Номер 13

14Номер 14

15Номер 15

16Номер 16

17Номер 17

18Номер 18

19Номер 19

20Номер 20

21Номер 21

22Номер 22

23Номер 23

24Номер 24

25Номер 25

26Номер 26

27Номер 27

28Номер 28

29Номер 29

30Номер 30

31Номер 31

32Номер 32

33Номер 33

34Номер 34

35Номер 35

36Номер 36

37Номер 37

38Номер 38

39Номер 39

40Номер 40

41Номер 41

42Номер 42

43Номер 43

44Номер 44

45Номер 45

46Номер 46

47Номер 47

48Номер 48

49Номер 49

50Номер 50

51Номер 51

52Номер 52

53Номер 53

(с)тырено тут: www.mari.in.ua/travels/2008_iran.html
а фотки тут: luben.io.ua/album177681 Там есть еще 2 сотни фото, я не стал их скачивать все, так как их качать сложно, но они не менее хороши. В том числе фото доступны и в более высоком разрешении (по 5 метров).
Автор отчета поехал туда снова на следующий (2009) год уже с девчонкой.
Отчет тут: www.mari.in.ua/travels/2009iran.html

Ужасно хочется туда. Надеюсь, персы успеют сделать с нашей помощью свой ядрен-батон, и пиндосы с жЫдами не разрушат эту прекрасную древнюю страну.
  • avatar
  • .
  • +46

3 комментария

avatar
бирюзовые купола роднят его с Самаркандом)))
avatar
красота, культура супер, всегда и практически всем интересен восток, иногда жестокий но очень своеобразный
avatar
на 49 фото увидел два моцика стоят, увиличел удивился очень похожие на наши ИЖ плонета5, может это они и есть =)))))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.