«Метеоры» и «Ракеты»: как появились знаменитые советские катера и почему сегодня таких не делают

Многие из тех, кто жил в Советском Союзе, должны хорошо помнить речные катера на подводных крыльях. На сегодняшний день таких кораблей почти не осталось, а большинство речных вокзалов для них было демонтировано еще два десятилетия тому назад. Откуда же появились и куда исчезли легендарные «Ракеты» и «Метеоры»?

Хороший был катер.

Первое серийное отечественное пассажирское судно на подводных крыльях дебютировало в августе 1957 года. Однако, история такого рода плавательных средств началась задолго до появления Советского Союза. Первопроходцем в данной области по праву считается Шарль де Ламбер – российский подданый, живший во Франции.

Именно он построил и испытан на реке Сена первый прототип судна на подводных крыльях еще в XIX веке. Эксперимент закончился неудачно, так как мощности паровой машины не хватило, чтобы поднять судно над водой.

Следующий важный шаг в конце того же столетия совершил итальянский изобретатель Энрико Форланини. Он провел целую серию экспериментов, многие из которых оказались куда удачнее, чем попытки Ламбера. Наконец в 1906 году Форланини испытал на озере Лаго-Мажоре экспериментальную модель развившую скорость до 68 км/ч.

Ракеты были очень популярны. |Фото: mail.ru.

Ракеты были очень популярны.

В последствии в идее судов на подводных крыльях вернулись только после Первой мировой войны. В 1930-х года перспективной конструкцией заинтересовались в Германии. Больших успехов в этой области добился немецкий конструктор Ганнс фон Шертель, предложивший форму корпуса, близкую к оптимальной для судов такого рода. Примерно в тот же период судами на подводных крыльях заинтересовались и в СССР.

Студент Горьковского политехнического института Ростислав Алексеев крепко увлекся идеей судов на подводных крыльях. Осенью 1941 года он защитил дипломную работу по теме «Глиссер на подводных крыльях». Государственная экзаменационная комиссия высоко оценила идеи, выдвинутые молодым конструктором, и приравняла дипломную работу к кандидатской диссертации. Это обеспечило молодому человеку билет на Горьковский завод «Красное Сормово».

Серьезная машина была.

Прототип перспективного катера Ростислав Алексеев представил уже в 1946 году, после чего совершил на нем путешествие в Москву. Комиссия высоко оценила работу и заинтересовалась проектом. Судно на подводных крыльях получило название «Ракета» и именно под ним оно выйдет в серию в 1957 году после внесения в конструкцию некоторых доработок.

В ходе дебютного рейса в августе глиссер преодолел за 7 часов расстояние в 420 км из Горького до Казани. Серийное производство судов было развернуто на Феодосийском судостроительном заводе «Море» в 1959 году. К 1976 в СССР было построено уже 389 «Ракет», из которых 32 пошли на экспорт, а остальные поступили в эксплуатацию речного флота страны. Новые суда быстро завоевали популярность в народе, даже несмотря на то, что речное путешествие на «Ракете» было заметно дороже поездки на поезде.

Перевозили миллионы граждан.

Уже в 1970-е годы Советский союз станет главным эксплуатантом гражданских судов на подводных крыльях. На базе «Ракеты» в последствии будет создано несколько новых моделей речных теплоходов. Самые известные из них: «Метеор», «Комета» и «Беларусь». Использовались катера по всем республикам страны. Больше всех их было в России, Украине, Беларуси и Грузии.

Каждый год «крылатые» катера перевозили в СССР более 20 млн пассажиров. Покупали «Ракеты» и им подобные все ведущие страны. В свое время на одном из таких судов совершала речные прогулки по Темзе даже британская королева Елизавета II. При этом в самом Союзе куда большую популярность приобрели все-таки «Метеоры». Связано это было с тем, что в «Ракете» помещалось всего 60 пассажиров, в то время как «Метеор» мог взять на борт все 115.

Были и другие катера.

Но куда же делись все эти замечательные корабли? На самом деле все просто. После распада Советского Союза большинство речных катеров продали за границу едва ли не за бесценок. На сегодняшней день в бывших советских республиках осталось меньше трети от того, что когда-то было. Уже к концу 1990-х годов в России исчезли почти все речные вокзалы.

А в 2007 окончательно демонтировали производство речных катеров на подводных крыльях. Немногие оставшиеся суда ходят по рекам по сей день, однако скоро не останется и их. Несколько лет назад стали появляться новости о возобновлении производства обновленных «Ракет» и «Метеоров», однако пока успехи в этой области небольшие.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +16

6 комментариев

avatar
Отказались от них потому что там прожорливый реактивный военный двигатель стоял. Да еще и не самый ресурсныйи надежный. В ссср такое можно эксплуатировать, а там где есть необходимость зарабатывать нет.
Плюсом враги зарегистрировали патент на подводные крылья. Теперь мы в сша должны спрашивать про стройку подводнвх крыльев. Как и ан-2.

И обновили и обошли все эти недостатки и теперь снова производят и в крыму например их достаточно много у ялты видно
avatar
Несколько лет назад стали появляться новости о возобновлении производства обновленных «Ракет» и «Метеоров», однако пока успехи в этой области небольшие.
Нууу, каг бэ…

Линейка судов на подводных крыльях возрождена в России!
15 февраля 2022
2,5K прочитали
Недавно мы поговорили о строительстве отечественных гражданских самолётов и опять послышалось недовольное бурчание отдельных комментаторов по поводу того, что: долго, мало, двигатели не везде ещё отечественные и так далее.

Отчасти с ними можно согласиться, но тем не менее радует то, что уже ни у кого в правительстве нет сомнений, что надо развивать отечественное самолётостроение с упором на отечественные же компоненты, включая, в первую очередь, двигатели.

Полтора года назад я уже писал о начале возрождения в нашей стране флота на подводных крыльях. А теперь поговорим о том, как всё идёт и есть ли проблемы.

Возрождение строительства судов на воздушных крыльях началось с суда «Комета 120М» проекта 23160, предназначенной для плавания по морю в прибрежной зоне. Первый корабль серии был заложен в 2013 году на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел»

Пассажировместимость судна 120 человек, скорость хода 35 узлов (65 км/ч). 24 октября 2017 года первое судно, получившее имя «Чайка» в честь космонавта Валентины Терешковой, отправилось на испытания и достройку в Крым. Первые рейсы оно совершило в августе 2018 года, и я, отдыхая в то время в Крыму, не удержался от соблазна и проехал на нём с семьёй от Ялты до Севастополя.

Судно на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160. Фото в свободном доступе.
Как «Комета 120М» встаёт на крыло я даже показал на видео, но уже в другой мой приезд в Ялту в 2020 году.

Следующие два судна серии планировалось построить в 2019 году, однако работы затянулись: второе было спущено на воду в августе 2019 года, а третье — в июне 2020.

Дальнейшее производство осуществляется на заводе «Море» в поселке Приморский под Феодосией. Сейчас на стапелях находится четвёртое и пятое судно серии. Не волнуйтесь, рыбинский судостроительный завод «Вымпел» не остаётся без работы, он выпускает широкую номенклатуру военных и гражданских судов. О строительстве четырёх судов «Комета 120М» на этом заводе велись переговоры с греческой компанией «Аргонавтики плоес» в 2017 году, однако сведений об этом контракте пока нет. Но в любом случае обновлённая «Комета 120М» продолжает строиться.

В 2014 году появился ещё один повод для радости: началось производство речного судна на подводных крыльях «Валдай 45Р» проекта 23180, разработанное ЦКБ по СПК им Р. Е. Алексеева на смену СПК «Полесье».

Фото с сайта: napp52.ru
Головное судно этого проекта было спущено на воду в сентябре 2017 года, серийное производство начато в 2019 году. Пассажировместимость — 45 человек, скорость хода — 65 км/ч, дальность плавания — 400 км.

К октябрю 2019 года было спущено на воду уже пять судов, «Валдай 45Р» Два из них приобретены правительством Ханты-Мансийского автономного округа и с 2019 года работают на регулярном маршруте между Ханты-Мансийском, Сургутом и Нялинским, с 6 августа этого же года запущена эксплуатация судов в Нижегородской области на маршрутах из Нижнего Новгорода в Городец и Макарьево.

В 2020 году заложены десять судов «Валдай 45Р» на экспорт в Азию.

В феврале 2021 года было подписано распоряжение о закупке трёх СПК этого типа для Чувашии — там собираются возрождать скоростные рейсовые и экскурсионные перевозки по Волге.

27 ноября 2021 года спущено на воду 14-е судно серии, а всего к концу года количество спущенных на воду судов класса достигло шестнадцати. А это уже серьёзная серия, как вы понимаете. Завод постоянно наращивает производительность труда и сокращает время строительства одного судна (ссылка).

Но самое главное для меня событие произошло в декабре 2019 года. Почему главное?

Потому что 24 декабря на производственной площадке АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» заложили новый «Метеор 120Р» проекта 03580. Он предназначен для скоростных пассажирских перевозок по судоходным рекам и водохранилищам класса «О». И линейка судов на подводных крыльях приобрела практически завершённый вид.

Первое судно серии было спущено на воду 3 августа 2021 года. Вот репортаж первого канала об этом событии — ссылка.

© pravda-nn.ru
Пассажировместимость — 120 человек, скорость 65 км/ч, обслуживается экипажем из 4 человек.

ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева продолжает строительство судов этого класса и к концу 2021 года на стапелях находилось три образца.

Когда я сказал, что линейка судов на подводных крыльях практически приобрела завершённый вид, то немного поторопился. Есть ещё один проект СССР, который планируется вернуть к жизни.

Минпромторг собирается вложиться в проект по созданию нового двухпалубного морского скоростного судна на подводных крыльях «Циклон 250М» проекта 23170. Об этой инициативе заявил глава министерства Денис Мантуров в сентябре 2018 года. По его словам, уже есть соответствующая договоренность с ЦКБ им. Алексеева.

Этот проект был презентован нижегородским ЦКБ им. Алексеева в рамках Международного военно-морского салона ещё в 2015 году.

фото с сайта: sudostroenie.info
Ожидается, что «Циклон 250М» превзойдет по скорости и пассажировместимости «Комету 120М», строительство которой уже ведется на судостроительном заводе «Вымпел». Так, скорость увеличится до 101 км/ч – за счет газотурбинных двигателей, а пассажировместимость – до 250 человек.

Работать оно будет предположительно в двух российских регионах — на Балтике и на Дальнем Востоке.

Минпромторг обязался поддержать разработку проекта и создание первого опытного образца. Помимо этого, министерство возьмет на себя поиск предприятий, на которых возможна будет постройка подобных судов.

Что же касается проблем, о которых я упомянул в начале статьи, то есть одна — это немецкие дизельные двигатели MTU и MAN, используемые в настоящее время в качестве силовой установки во всех наших судах на подводных крыльях.

Однако эта проблема не так серьёзна, как может показаться на первый взгляд, и практически уже решена.

«Дизельзипсервис» из г. Санкт-Петербург освоил серийное производство судовых дизельных двигателей типа М400Д и М401Д по чертежам собственного конструкторского бюро.

© korabel.ru
Двигатели предназначены для установки в качестве главных на речные и морские суда на подводных крыльях и другие скоростные суда, сообщили в пресс-службе компании.

Но информация была бы неполной, если бы я не упомянул малые суда на подводных крыльях, которые сейчас также производятся в России.

30 ноября 2019 года на территории АО «Завод «Красное Сормово» состоялся спуск на воду второго из серии высокоскоростных катеров на подводных крыльях «Сагарис» строительный № 602 (фото 2). Данный катер строится на производственной площадке АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»

Фото: пресс-служба «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»
Судно строится по экспортному контракту, поговаривают, что покупателями его будут арабские шейхи. Разработкой и производством «Сагариса» занималось ЦКБ им. Р.Е.Алексеева, специализирующееся на судах на подводных крыльях, а «Радар ММС» выступил в качестве стратегического партнера. Длина катера — 10,5 м, ширина — 2,7 м, осадка на плаву — 1,1 м. «Уникальность «Сагариса» в том, что мощность его двигателя — 500 л/с, при этом он обеспечивает скорость до 130 км/ч.

Электрокатер «Молния» — это революционный 100% электрический катер на подводных крыльях. Элегантный корпус длиной почти 9 метров рассчитан на 6 пассажиров. Максимальная скорость составляет 36 узлов (67 км/ч), дальность действия катера в зависимости от режима работы может достигать 134 мили.

Производство находится в подмосковном городе Долгопрудный. Ходовые испытания прототипа были проведены летом прошлого года, а первый коммерческий экземпляр был спущен на воду в начале мая 2020 года.

© d2f8l4t0zpiyim.cloudfront.net
Таким образом, мы уже смело можем надеяться на то, что эти прекрасные скоростные суда, на которые я с восхищением и гордостью взирал в детстве, не канут в лету, а будут производиться в нашей великой судостроительной державе.

Кто скажет, что наша страна не великая судостроительная держава, посмотрите на ледоколы проекта 22220, которые мы производим.

Спасибо за внимание. Подписывайтесь на мой канал, комментируйте, делитесь в соцсетях и не забывайте нажимать на отметку: «отлично, я рад за страну!»

с фотками — вот здесь: dzen.ru/a/YgowN1T_PiZfiQyC
avatar
Эмм, в прошлом году катались на Метеоре по Финскому заливу всей семьей от Питера до Петергофа и обратно. А тут отоноче, их «только возрождают».
avatar
В детстве помню, запустили такую штуку по реке, от поселка Усть-Баргузин, до Баргузина. Конец 70-х. Какое-то время ходила «Ракета», а потом запретили — размывает берега реки Баргузин.
  • Joe
  • +1
avatar
К сожалению тема не раскрыта.
Водоизмещение «Метеора» составило 53.4 тонны. Длина борта – 53.4 метра. Ширина судна с учетом размаха подводных крыльев – 9.5 метров. Высота «Метеора» во время хода достигала 6.78 метров. Осадка судна во время хода – 1.2 метра, во время стоянки – 2.35 метра. Данная серия СПК комплектовалась несколькими двигателями: М400, М401, М-417, а уже после распада Советского Союза импортными MAN. В движение СПК всегда приводился двумя дизельными силовыми установками с мощностью от 1100 до 2200 л.с. Эксплуатационная скорость хода достигала 66 км/ч. Экипаж судна составлял 3 человека.
Одним из главных минусов «Метеора» — это большой расход топлива, который изначально составлял 225 литров в час. Однако, позже начали использовать более современные двигатели и это число удалось уменьшить до 50 литров топлива в час.

Производились «Метеоры» до 1991 года. Всего было построено около 400 судов данной серии.В настоящее время «Метеор» больше не выпускают, а линия по производству была полностью демонтирована в 2007 году. Но само судно эксплуатируется, его еще можно увидеть в России, а также других странах.

В советском союзе были построены не только популярные судна «Ракета» и «Метеор», но и другие. Каждое из которых получало свое уникальное название. Регулярно такие суда перевозили более 20 млн пассажиров в год. Кроме того, они достаточно успешно экспортировались в разные страны. Всего было построено около 3 тыс. пассажирских суден.

СПК «Комета» курсировало летом из Сочи в Новороссийск билет был от 1.5 т.р. время в пути 4 часа 30 мин.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.