Произошел прорыв в изучении частиц на коллайдере в ЦЕРН, который может помочь объяснить самые глубокие загадки физики

Открытие новой силы в природе — святой Грааль физики элементарных частиц. (Фото: PA)

Ключ к пониманию того, как устроена Вселенная, возможно, был обнаружен учеными на Большом адронном коллайдере (БАК) в результате прорыва, названного самым удивительным за последние 20 лет.

Физики, изучающие элементарные частицы обнаружили признаки того, что таинственная частица или сила взаимодействуют с другими частицами так, как никогда раньше. Это может объяснить некоторые из самых глубоких загадок современной физики, например, из чего состоит темная материя или почему во Вселенной существует дисбаланс материи и антивещества.

В настоящее время ученые понимают Вселенную, используя Стандартную модель, теорию, которая описывает все известные фундаментальные частицы и силы, с которыми они взаимодействуют. Она описывает работу строительных блоков природы: кварков, лептонов, частиц-носителей силы и бозона Хиггса.

Но Стандартная модель не работает, когда дело доходит до объяснения таких важных вопросов, как гравитация или почему расширение Вселенной ускоряется. Она также не может объяснить природу темной материи, невидимого вещества, которое составляет 27 процентов массы Вселенной и, как считается, удерживает галактики вместе.

Чтобы выяснить, что происходит, ученые на Большом адронном коллайдере решили создать частицы, известные как красивые кварки, которые возникали вскоре после Большого взрыва, но быстро распадались на электроны и мюоны и теперь больше не существуют в природе.

Но они обнаружили, что частицы ведут себя не так, как ожидалось. Согласно Стандартной модели, красивые кварки должны распадаться на частицы, называемые K+-мезонами, которые имеют либо два мюона, либо два электрона. Ученые обнаружили, что на каждые 100 мезонов с электронами приходилось всего 85 мюонов, чего не должно происходить в рамках Стандартной модели.

Как на БАК (LHCb) было сделало новое открытие. (Иллюстрация: CERN/LHCb)

Такое развитие событий предполагает, что невиданные ранее частицы или силы склоняют чашу весов в сторону от мюонов.

Доктор Митеш Патель с факультета физики Имперского колледжа и один из ведущих физиков, проводивших исследование, сказал: «Нас действительно трясло, когда мы впервые посмотрели на результаты, мы были так взволнованы. Наши сердца начали биться немного быстрее».

«Еще рано говорить, действительно ли это отклонение от Стандартной модели, но потенциальные последствия таковы, что данные результаты — могут оказаться самым захватывающим, что я сделал за 20 лет в этой области. Чтобы оказаться здесь, пришлось проделать долгий путь».

БАК- крупнейший и самый мощный в мире коллайдер частиц — он ускоряет субатомные частицы до скорости близкой к скорости света, после чего сталкивает их друг с другом. Такие столкновения производят выброс новых частиц, которые физики затем фиксируют и изучают, чтобы лучше понять основы природы.

В концепции Стандартной модели электроны и их более тяжелые собратья, мюоны, рассматриваются идентичные, поэтому красивые кварки должны распадаться на мюоны с той же частотой, что и на электроны. Новый результат говорит о том, что этого не происходит.

Доктор Паула Альварес Картель из Кембриджского университета, одна из руководителей группы, сказала: «Этот новый результат предлагает заманчивые намеки на существование новой фундаментальной частицы или силы, которая по-разному взаимодействует с этими разными типами частиц».

«Чем больше у нас данных, тем убедительнее становится данный результат. Это исследование является наиболее значимым из серии результатов последнего десятилетия, которые, похоже, совпадают — и все могут указывать на основное объяснение».

Ученые говорят, что последний результат дает первое свидетельство того, что что-то не так с нашим нынешним пониманием физики элементарных частиц.

Диаграмма, показывающая очень редкий распад красивого мезона с участием электрона и позитрона. (Изображение: CERN/LHCb/PA)

Но пока еще остаются опасения, что это может оказаться случайностью, и группа физики элементарных частиц Бристольского университета в настоящее время пытается перепроверить результаты.

Доктор Константинос Петридис из Физической школы Бристольского университета, один из физиков, стоявших за измерениями, заявил: «Это была семилетняя сага. В течение этого периода мы видели ключи к разгадке нового необъяснимого процесса в действии, но последствия были слишком незначительными, чтобы делать какие-либо выводы».

«Мы очень рады этому результату, но также остаемся осторожными».

«Открытие новой силы в природе — это Святой Грааль физики элементарных частиц. Наше нынешнее понимание составных частей Вселенной заметно отстает — мы не знаем, из чего состоит 95 процентов Вселенной и почему существует такой существенный дисбаланс между материей и антиматерией ».

Ожидается, что после обновления детектора БАК в следующем году начнется новый эксперимент, в рамках которого продолжится сбор новых данных.

такие дела