Как жить без YouTube

 

Некоторым товарищам до сих пор кажется, что это злая российская власть сама решила забанить YouTube в каких-то своих коррупционных целях. Это, конечно же, просто смешно и наивно. Причиной ограничений было то, что Ютуп отказывался удалять антироссийский русофобский контент.

А отказывался он его удалять потому, что именно для пропихивания такого контента YouTube и существует (и еще для отмывания украденных из госбюджета США денег — но мы сейчас не об этом), это де-факто структура АНБ США, руководители Гугеля — офицеры АНБ и ЦРУ США, и так далее. Это как радиостанция «Голос Америки» — только в Интернете и с возможностью не только лить пропаганду в мозги противника, но и собирать информацию. Многие до сих пор этого не понимают.

Зато Гугл охотно забанил на Ютьюбе официальные аккаунты российских телекомпаний — и отказывался исполнить судебные решения о возвращении аккаунтов с выплатой штрафов пострадавшим. Отчего-то Гугл решил, что он слишком велик для того, чтобы ему сделали в России больно. Ну что же — он просчитался. В октябре 2023 года «Гугл» был признан в РФ банкротом, и в реестре требований значатся более 1,2 тысяч кредиторов с общей суммой долгов свыше 23,3 миллиарда рублей, основной из которых — ФНС России. Гугл отказался платить штрафы по судебным решениям, набежали проценты, и сейчас задолженность Google — ООО «Гугл» — только перед отечественными телеканалами составляет более 91,5 квинтиллиона руб. Этот долг невозможно выплатить никому и никогда, поэтому гугл в РФ — мёртв.

Ну а техническая блокировка — это последствие вот этого всего. Кстати, по этой причине любая коммерческая работа с гуглем гражданина РФ — это уголовная статья, причем не одна.

Некоторые влогеры до сих пор ноют в соцсетях «я лично слабо себе представляю, как можно полноценно заменить Ютуб чисто внутренним аналогом». Они не понимают, что это на текущем этапе конфликта РФ-США уже неважно.

Мы все ещё увидим, как в РФ закончатся вообще все сервисы Гугля — включая те, что обеспечивают работу андроид-телефонов. Вот когда действительно у некоторых пригорит то место, которым они думают, что думают.

Полагаю, что тут будет как с автомобилями — кончились немецкие и японские машины, начались китайские. На Лады же массово никто не пересел. Вот и тут — мы просто пересядем на китайские видеоплатформы. Причем нам на руку конфликт Китая с США — раньше китайские платформы не спешили в РФ, поскольку активно окучивали аудиторию США (которая конечно же гораздо богаче любой другой, и при этом тупее — с них проще деньги выжимать). Но сейчас китайские сервисы в США просто заблокируют — и они, естественно, сразу прибегут в Россию.

Или вы полагаете, что полтора миллиарда китайцев сидят в ютьюбе? Так я вас порадую — Ютьюба в Китае давно уже нет. С одной стороны, по данным на 2024 год, YouTube полностью заблокирован в следующих странах:

Китай (кроме Гонконга и Макао);
Эритрея;
Иран;
Северная Корея;
Туркменистан.

Казалось бы — это немного. Но блокировка в 1.5-миллиардном Китае для YouTube была очень болезненной в финансовом смысле, а утрата Ирана (86 миллионов человек) — болезненна в смысле политическом, США утратили канал раскачивания ситуации в стране, на это ассигновалось много бюджетных денег, и это была существенная часть «доходов» Гугеля.

Заметьте — России в этом списке нет, потому что формально YouTube в России не заблокирован, он лишь «ограничен». Но в той или иной мере сходные с российскими «ограничения» YouTube введены еще в нескольких десятках стран. И ничего — никто не умер.

Но речь-то не про это, а про то, что в 1.5-миллиардном Китае никакого YouTube давно нет, нет еще с 2009 года — то есть уже 16 лет. Выросло целое поколение китайской школоты, которое Ютуп никогда не видело. И у китайцев есть собственные альтернативы — с их точки зрения, не хуже.

Вместо Гугла у них Baidu, вместо одной соцсети с картинками — Xiaohongshu (Сяхоншу), другую запрещенную соцсеть им заменяет RenRen, а аналогов Твиттера у них целый вагон и маленькая тележка, крупнейший называется Sina Weibo. Также в Китае есть свои уникальные сервисы — например, новостной агрегатор Toutiao или площадки с короткими видео Kuaishou и похожая штука под названием Douyin, которая известна всему миру под другим брендом (TikTok — но об этмо подробнее ниже). И это я молчу про WeChat, QQ и прочие супераппы, где есть тупо всё — от чатов и новостей до оплаты счетов и доставки удона из лавки дядюшки Ляо.

Итак, в Китае есть две крупные платформы с UGC-видосами (то есть с видео, загружаемыми пользователями):

Первая — это Xigua Video, которую в 2016 году запустила компания ByteDance. У Xigua (это по-китайски «Арбуз») дофига пользователей, бурный рост и мощная рекомендательная система, но всё же это не совсем Ютуб. Скорее это что-то среднее между Ютубом и Тиктоком. Типичное видео на этой платформе имеет хронометраж от 5 до 30 минут (что, кстати, удобно для размещения музла — да и вообще более длинные ролики не имеют коммерческого смысла).

Поскольку система популярна — для нее есть приблуды для скачивания видео оттуда:

А вот второй сервис — Bilibili — это прям ютуб ютубыч. Но со своими приколами и необычными фичами.

“Все инновации в интернете появились либо благодаря порно, либо благодаря играм” Сунь Цзы, «Искусство войны в интернетах”.

В отличие от других китайских видеохостингов, его не запускал и не выкупал крупный интернет-гигант, вроде Alibaba, Tencent или Baidu. Более того, изначально Bilibili вообще был не видеоплатформой, а сообществом для любителей игр, косплея и аниме.

В 2009 году разработчик Сю И (Xu Yi) учился на последнем курсе универа. Он увлекался играми, аниме, мангой и, возможно, немного хентаем, но свечку я не держал. В 2009 он запустил тематический портал Mikufans. К анимешникам и геймерам быстро присоединились любители вокалоидов (это всякие цифровые певицы, которых очень любят в Азии).

Очень скоро Mikufans стал центром интернет-притяжения для очень разных направлений азиатской поп-культуры.

На форуме можно было размещать видео, и именно видеоконтент собирал больше всего трафика. Сю И заметил это и переделал Mikufans в видеохостинг. А еще сменил название на Bilibili.

Многие молодые китайцы увлекались мощной азиатской поп-культурой, а игровой видеоконтент традиционно собирает в Китае неплохие просмотры, так что Bilibili начал ловить неплохой молодежный трафик. Вскоре авторы из других актуальных для молодежи тематик начали заливать туда свои видосы. На BiliBili стал появляться развлекательный контент, челленджи, обучалки, разборы техники, фудблоги, видео о жизни и многое другое.

Тем не менее, около 90% контента Bilibili шло не от продюсеров и профессиональных студий, а от пользователей. Этому способствовало и внедрение Bilibili Creators — полноценной ютубоподобной системы монетизации для авторов. Также добавили стримы, очень важный шаг для сегмента геймерского контента. В 2016 году сервис запустил премиальную подписку. Она открывала доступ к “особым” видео (в первую очередь собственного производства), позволяла смотреть видео в улучшенном качестве и отключала рекламу.

В 2018 году Bilibili провела успешное IPO. Деньги от размещения были использованы на внедрение новых фич и технологических решений, программы поддержки авторов и развитие собственного продакшена. Причем делать решили не только аниме, сериалы и прочие видосы, но и игры для китайского рынка (что логично, учитывая ядро их аудитории). Также усилили международную экспансию — например, в 2020 году Bilibili получил эксклюзивные права на показ Олимпийских игр в Токио.

На фото в заголовке — иллюстрация к моему тезису про ориентацию китайских видеосервисов на США — Bilibili отмечает публичное размещение на NASDAQ. Наглядно видно, что американские ИТ-гиганты на фоне этой новости ПАДАЮТ.

Я это к тому, что если местные платформоделы обгадятся — мы просто пересядем на китайские Xigua Video и Bilibili. Которые к тому времени слепят русский интерфейс для лаоваев. Вспомни, товарищ, как выглядел лет 10 назад АлиЭкспресс — и как он выглядит сейчас для русского покупателя. Впрочем, наш Wildberries вовсю проводит выставки в Китае, заманивая китайских продавцов торговать в РФ через свою инфраструктуру. И успешно заманивает — так что интерес у китайцев к окучиванию русской аудитории (вполне платежеспособной) очень даже есть. До сих пор нам мешала ориентация Китая на окучивание рынка США — но сейчас они расплюются с США, и мы увидим десятилетие прогресса.

Поэтому обсуждать прямо сейчас то, какие классные у китайцев есть сервисы — имеет вполне особый и большой смысл. Потому что это и есть наше реальное будущее. Как китайские автомобили на рынке РФ. Дураки до сих под дрочат на мифическое «возвращение европейских автопроизводителей в РФ» — но хрен там, не будет этого. Будет наоборот — они и в европе-то накроются медным тазом, и будут еврогеи ездить на китайчатине точно так же, как мы сейчас. Или вообще будут ходить пешком да на великах педали крутить. На китайских великах причем.

Вспомните — чо там было в США насчет отжимания ТикТока? Отсосал Ютуп у китайского Тиктока прямо в родной Америке, не смог удержать аудиторию — и американцы не придумали ничего лучшего, как под угрозой забанивания Тиктока требовать его продажи американцам. Но и это сделать не смогли — поэтому Тикток будет забанен.

19 января 2025 года в США вступил в силу закон, требующий от ByteDance продать американский сегмент TikTok. Дедлайн бана был в начале апреля. 4 апреля 2025 года президент США Дональд Трамп продлил отсрочку на запрет работы TikTok в стране на 75 дней — но недели не прошло, как было объявлено об отказе США покупать TikTok, и соответственно бан вступит в силу. А ведь ради сделки с США Тикток прекратил регистрировать русских пользователей и отключил существующим российским пользователям возможность заливать видосы.

Но всё-таки показательно, что конкурировать с ТикТоком великий и могучий Гугель не смог даже в своей родной Америке. Хотя казалось бы — у него в руках все карты: и госфинансирование, и свой практически монопольный поиск, и система продажи рекламы, и лоббизм законов под себя. Как при таких стартовых условиях можно было прогадить рынок?

Аудитория TikTok в США — 117 миллионов на апрель 2023 года. На втором месте — Индонезия (113 млн).

Конечно, Китай бы был на первом месте — но в Китае формально нет Тиктока, там он называется Douyin. И это сделано сознательно — есть Тикток для лаоваев, и есть Douyin для людей, с РАЗНЫМ контентом. Хочешь показывать видео китайцам — грузи в Douyin, хочешь окучивать лаоваев за границей — вот тебе Тикток. Технически это одно и то же — но сервера с контентом разные, и разные требования к контенту.

Китайцы сделали систему мудро. И это одна из причин, по которой я не один раз доводил до разработчиков российской «Платформы» то, что на нынешнем этапе не надо даже думать о каком-то «иностранном» сегменте системы, цеплять туда переводы, разноязычные интерфейсы и прочее. Надо сделать чисто ВНУТРЕННИЙ продукт для российского сегмента — в том числе со своими особыми требованиями к авторскому праву (по возможности пролоббировав определенные изменения в законах с тем, чтобы правообладатели из стран, ведущих враждебную деятельность, не могли получать авторские отчисления из России — и, соответственно, это бы сделало правомерным некоммерческое использование их «интеллектуальной собственности»). Вот тогда система может и взлететь. А лезть на внешний рынок — бессмысленно, там уже сидят не только американцы, но и китайцы. Причем китайцы там давно, и давно отладили свои системы для внешнего рынка — так что конкурировать с ними только зря силы и ресурсы тратить.

По этой же причине имеет мало смысла делать в мобильном приложении видеоплатформы функционал видеостудии — соперничать с ТикТоком заранее проигрышно, а сил и времени это займет много. Лучше сосредотачиваться на продакшене в Web-интерфейсе, прежде всего заточенном под пользователей компов. Ну кто всерьез будет монтировать какие-то приличные ролики на мобиле? С мобилы будет течь только поток коекакерского дерьмища — «поглядите, как я жру в макдаке» и тому подобное.

 
Материал: Proper
  • avatar
  • .
  • +13

4 комментария

avatar
Вспомни, товарищ, как выглядел лет 10 назад АлиЭкспресс — и как он выглядит сейчас для русского покупателя
Вспомнил и прослезился. Сайт вполне норм. А вот мобильное приложение это полное дермище: нет нормального поиска, фильтров вообще нет. плюс куча товара, который «не доставляется в ваш регион»…
Насчет ВБ — ну тоже так себе. По мне так Озон намного удобнее…
avatar
а может давят Ютуб в первую очередь как раз из-за коррупционных схем, чтобы педалировать рутуб и ВК Видео?
  • stvu
  • +2
avatar
я так понимаю, Дзен тоже щас монетизацию для видеоблоггеров закрывает. Типа топайте все на ВК. Ну или платная подписка…
avatar
эти ухари еще и просмотры накручивают из-за автозагрузки видео
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.