Как Кардиффский гигант одурачил Америку 155 лет назад



Семя того, что впоследствии станет одной из самых изощренных мистификаций 19 века, впервые зародилось в сознании Джорджа Халла в 1867 году. Производитель сигар Халл был убежденным атеистом и скептиком, и во время деловой поездки в Айову он вступил в теологический диспут с проповедником.

Позже Халл заявил, что был поражен буквальным прочтением Библии проповедником, в частности отрывка из Книги Бытия, в котором говорится, что «в те дни на земле были великаны». Позже той ночью, лежа в постели, Халл задавался вопросом, возможно ли обмануть верующих, создав каменного гиганта, «выдавая его за окаменевшего человека».

Если все сделать правильно, размышлял он, афера позволила бы ему нанести удар по религии и попутно неплохо заработать.

В течение следующих двух лет Халл потратил почти 3000 долларов на то, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Он начал с поездки в Форт-Додж, штат Айова, где раздобыл 5-тонный гипсовый блок, заявив, что он будет использован для статуи покойного Авраама Линкольна. Затем Халл отправил плиту чикагскому торговцу мрамором, который согласился помочь с этой схемой в обмен на часть возможной прибыли.

Халл позировал в качестве модели, а пара скульпторов провела конец лета 1868 года, превращая гипс в искусственное антропологическое чудо. Статуя имела форму обнаженного мужчины, лежащего на спине, схватившись правой рукой за живот, закинув одну ногу на другую, а на лице застыла загадочная полуулыбка.

Рабочие облили статую серной кислотой, чтобы придать ей состарившийся, выветрившийся вид, а Халл даже постарался сделать подобие пор на коже с помощью булавки. Когда работа была завершена, бутафорский колосс достигал более 3 метров в высоту и весил почти 1400 килограммов.


Раскопки Кардиффского гиганта, 1869 год

Халлу нужно было место, чтобы похоронить своего гиганта, и в конце концов он поселился в Кардиффе, штат Нью-Йорк, маленьком городке в долине, который также оказался домом дальнего родственника и фермера по имени Уильям «Стаб» Ньюэлл. После того, как Ньюэлл согласился участвовать в афере и поклялся хранить тайну, Халл отправил гиганта в Кардифф в запечатанном железом ящике.

Холодной ноябрьской ночью 1868 года мужчины закопали гиганта недалеко от амбара Ньюэлла, разместив его под корнями большого дерева, чтобы создать иллюзию, что он веками покоился под землей. Затем Халл вернулся в свой дом в соседнем Бингемтоне и начал ждать. Прошел почти год, прежде чем он, наконец, написал Ньюэллу и поручил ему «воскресить» гиганта.

16 октября 1869 года Ньюэлл привел план в действие, наняв пару ничего не подозревающих рабочих для рытья колодца рядом со своим сараем. Мужчинам не пришлось долго копать, прежде чем их лопаты наткнулись на что-то твёрдое. В считанные минуты ошеломленные рабочие откопали тело массивного, лежащего на спине мужчины. Один из рабочих предположил, что «Здесь похоронен какой-то старый индеец».

Не потребовалось много времени, чтобы новость об открытии распространилась по Кардиффу. «Мужчины бросили свою работу, женщины подхватили своих младенцев, и все дети в большом количестве поспешили к месту находки» — позже написала одна из местных газет. Поскольку Кардифф уже был известен своими залежами окаменелостей, многие предположили, что тело принадлежало древнему человеку, окаменевшему в водах близлежащего болота.

Хотя первые исследования, казалось, подтвердили эту теорию, позже преподаватель естественных наук из Сиракуз заявил, что гигант был не человеком, а скорее статуей, возможно, вырезанной французскими иезуитами столетиями ранее. По мере того, как росли слухи, Стаб Ньюэлл играл роль скромного фермера. Он даже поклялся заново похоронить гиганта и забыть о нем, пока соседи не «убедят» его, что находка может иметь какую-то историческую ценность.

Доисторический человек Кардиффа произвел фурор, подобного которому никогда не видели в сельской местности Нью-Йорка. «НОВОЕ ЧУДО», — гласил заголовок в Syracuse Daily Standard. Другая газета назвала находку «уникальным открытием». Когда толпы продолжали расти, Ньюэлл накрыл гиганта белой палаткой и начал взимать 50 центов за вход.

Только за первую неделю ее посетило около 2500 человек. Ньюэлл отвергал предложения купить гиганта, пока несколько дней спустя в Кардифф не прибыл Джордж Халл. После короткого совещания заговорщики согласились, что пришло время забирать деньги. Когда группа бизнесменов предложила 30 000 долларов за три четверти доли от выручки, Джордж Халл согласился.

В течение следующих нескольких недель все больше экспертов съезжались в Кардифф, чтобы осмотреть древнего человека. Геолог из штата Нью-Йорк Джеймс Холл и профессор Рочестерского университета Генри Уорд были одними из многих, кто поддержал теорию статуи, а Холл окрестил ее «самым замечательным объектом, когда-либо обнаруженным в нашей стране».

Другой лагерь все еще цеплялся за гипотезу об окаменелом человеке, но некоторые начали сомневаться в подлинности открытия. Местные жители вспомнили, как годом ранее Джордж Халл перевозил через Кардифф массивный ящик, а репортеры узнали, что Ньюэлл передал Халлу крупную сумму наличными сразу после продажи доли в выставке.

В ноябре того же года бизнесмены, купившие 75% доли в «предприятии» Стаба Ньюэлла, отправили Кардиффского гиганта в турне, где его увидели тысячи жителей в Сиракузах и Олбани. Горный инженер вызвал переполох, когда заметил, что гипс быстро разрушился бы в сырой почве фермы Ньюэлла, и еще более серьезный удар был нанесен знаменитым йельским палеонтологом Отниэлем Чарльзом Маршем, которому хватило всего лишь мимолетного взгляда на гиганта, чтобы заявить, что он «совсем недавнего происхождения и является обманом».

Тем не менее, там, где одни видели мошенничество, другие видели знаки доллара. Всего через день после осмотра Марша знаменитый цирковой импресарио и шоумен П.Т. Барнум увидел гиганта в Сиракузах и попытался его купить. Когда владельцы отказали ему, он заказал его точную копию и начал выставлять ее в музее Манхэттена как настоящую. «Что это?» — спрашивала реклама выставки Барнума. «Это статуя? Это окаменелость? Это грандиозный обман? Это останки неизвестной расы?».

Гигант Барнума собрал огромные толпы, даже превзойдя по продажам оригинал, когда он наконец прибыл в Нью-Йорк в декабре 1869 года. Человек, создавший для Барнума копию гиганта, вскоре изготовил еще несколько копий, и к концу года полдюжины кардиффских гигантов были выставлены по всей стране.

К началу 1870 года Кардиффский гигант превратился из предмета восхищения в предмет насмешек. Некоторые люди все еще настаивали на его древности, но постоянно появлялись новые разоблачения, и даже Джордж Халл начал публично хвастаться тем, что организовал мистификацию. Уловка окончательно рухнула в феврале, когда газеты напечатали признания чикагских скульпторов, которые первыми изваяли гиганта.

Владельцы «оригинального» Кардиффского гиганта продолжали выставлять его в течение нескольких лет перед постоянно уменьшающейся аудиторией, но к 1880 году он был отправлен на хранение в сарай в Массачусетсе. В конце концов гигант сменил нескольких владельцев, прежде чем был продан Фермерскому музею в Куперстауне, штат Нью-Йорк.

В 1877 году Джордж Халл снова попытался обмануть массы, двухметровую статую с хвостом и похоронив её в Колорадо. Однако мистификация была быстро разоблачена, и Халл потерял много денег. Он умер в безвестности в 1902 году.

 

источник

  • avatar
  • .

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.