Меньше километра за десять дней: сотни дальнобойщиков застряли на границе России и Грузии

Сотни грузовых машин неделями стоят в пробке на границе России и Грузии у КПП «Верхний Ларс». Россияне, которые застряли на грузинской территории, не могут купить себе еду и воду, потому что их карты не работают за границей. Ситуация на Военно-Грузинской дороге, которую и так регулярно закрывают из-за схода селей, усугубилась несколько месяцев назад.
 
Как отмечают эксперты, после очередных антироссийских санкций эта дорога стала основной транзитной магистралью для грузоперевозок в регионе и КПП просто не справляется с возросшей нагрузкой. При этом сами водители утверждают, что грузинские пограничники пропускают местные, украинские и турецкие фуры вперёд российских, белорусских и армянских машин.
 

Меньше километра за десять дней: сотни дальнобойщиков застряли на границе России и Грузии

  • © Из личного архива Андрея Новикова

Более 500 фур неделями простаивают на границе России и Грузии у контрольно-пропускного пункта «Верхний Ларс». Как сообщили застрявшие дальнобойщики, пробка образовалась как на российской, так и на грузинской территории. По словам водителей, некоторые грузовые машины ждут своей очереди уже месяц.

Люди вынуждены ждать в фурах без возможности помыться, нормально поспать и спрятаться от сорокоградусной жары. Российские водители, которые застряли на грузинской территории, к тому же не могут купить себе продукты или воду: их карты за границей не работают.

«Люди теряют сознание из-за жары»

Андрей Новиков — дальнобойщик из России, работает в транспортной компании «Гиртека». Мужчина ехал в Россию из Армении через Грузию, где должен был загрузить коньяк для перевозки.

По его словам, в многокилометровой очереди, собравшейся у государственной границы, стоят только грузовые автомобили с российскими, белорусскими и армянскими номерами — их отправляют на старую тбилисскую объездную дорогу, где машины простаивают неделями. Так, сам Новиков стоит у границы уже десять дней. Фуры с другими номерами грузинские пограничники пропускают без проблем, утверждает собеседник.

«Мы видим по приложению, что через границу в Россию едут только фуры из Грузии, Турции, Украины. Их даже не останавливают, не проверяют толком документы. А как видят другие номера, сразу сгоняют сюда, на объездную. К местной полиции водители уже много раз подходили, нам говорят: вы, мол, берите и вешайте на машины украинские флаги, и мы вас пропустим. Такой вот ведётся разговор», — негодует Андрей.

Водитель подчёркивает, что настолько серьёзные проблемы с очередями на российско-грузинской границе появились несколько месяцев назад — с началом специальной военной операции на Украине. Когда Новиков ехал через Грузию в Армению, он тоже простоял на границе около десяти дней, но сейчас ситуация ухудшилась.

Собеседник подчеркнул, что люди в начале пробки стоят на КПП уже около 30 дней. У водителей нет еды, воды, купить продукты они не могут: за границей не работают их банковские карты. На трассе нет туалета, душа, некуда выбрасывать мусор. Иногда помогать застрявшим на выезде из Грузии дальнобойщикам пытаются местные жители.

«Я связался через Telegram с людьми, которые обещали подвезти к вечеру хотя бы воду, но мы не знаем наверняка, получится это у них или нет. Рядом есть маленькая деревенька, местные жители тоже постараются помочь, но люди в очереди всё равно находятся в ужасающих условиях», — вздыхает россиянин.

Андрей рассказал, что накануне водителям пришлось вызывать скорую прямо на трассу — людям становится плохо из-за сильной жары.

«Тут пекло под 40 °C, машины днём нагреваются до 60 °C, люди теряют сознание, у некоторых отказывали ноги, — описывает ситуацию Новиков. — Полиция по отношению к водителям ведёт себя очень агрессивно, на нас кричат, орут, запугивают. Тем, кто пытается объехать пробку без очереди, выписывают огромные штрафы, по тысяче лари (около 20 тыс. рублей)».

Никто из водителей не знает, когда грузовики начнут пропускать и пробка рассосётся — полиция об этом не говорит, добавляет он.

Владимир (имя изменено) — коллега Андрея Новикова из Белоруссии. Он тоже стоит на границе РФ с Грузией уже более десяти дней. Мужчина рассказал, что, по слухам, некоторым водителям якобы предлагают дать взятку, чтобы проехать без очереди, но у самого Владимира никаких денег не требовали.

«Лично мне никто не говорил, что можно кому-то заплатить, чтобы быстрее проехать. Если бы сказали, думаю, проще было бы уже дать денег и проехать, чем столько ждать. У меня тут стоят знакомые ребята. Говорят, за последние 10—11 дней проехали только 800 м. Мы находимся сейчас в 3,5 км от границы на старой объездной дороге, за нами ещё километра полтора — сплошняком фуры. Не знаю, на сколько мы тут застряли. Наверное, недели на две точно, а то и на три», — констатирует собеседник.

  • © Из личного архива Андрея Новикова

По его словам, водители, оказавшиеся в очереди, перевозят в основном вино. Дальнобойщиков со скоропортящимися грузами мужчина пока не встречал, однако в тематических пабликах в соцсетях пишут о ситуациях, когда через границу не пускают и фургоны, гружённые замороженной рыбой и другими подобными продуктами, говорит Владимир.

«Что делаем сейчас в этой пробке? Все вместе сидим, больше делать нечего. Покушать иногда готовим, что у кого есть. Делимся по возможности», — объясняет водитель.

«Грузопоток увеличился в десять раз»

При этом эксперты, с которыми пообщался RT, уверены, что причина таких серьёзных пробок на КПП вовсе не в русофобии грузинских пограничников. Дело в том, что после антироссийских санкций многие логистические маршруты оказались фактически перекрыты. В связи с этим Грузия сейчас стала основной транзитной территорией, через которую идут грузопотоки как в Россию, так и из неё.

«В связи с тем что дороги из Европы отрублены, Грузия стала основной транзитной территорией. По нашим оценкам, грузопоток через эту страну увеличился минимум в десять раз. То есть раньше пробки были не такими заметными, а теперь проблема стала серьёзной», — пояснил председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров.

По его словам, движение по Военно-Грузинской дороге регулярно затрудняется из-за природных катаклизмов: во время мощных ливней, селей и камнепадов дорогу частично, а иногда и полностью перекрывают.

Так, 27 июня МЧС России запретило движение по магистрали для всего транспорта, когда из-за обильных осадков в регионе разлилась река Терек. В результате было размыто дорожное полотно: на видео, опубликованных в сети, было видно, как воды реки уносят куски асфальта вперемешку с горной породой.

«Дорогу размыло очень серьёзно, её фактически нет, поэтому машины там до сих пор пропускают очень маленькими группами. Причём грузовикам пройти ещё сложнее, поэтому они стоят очень долго, — поясняет Сергей Владимиров. — Проблема с селями возникает регулярно, просто сейчас она усугубляется ещё и тем, что нагрузка на эту магистраль серьёзно увеличилась».

Собеседник опроверг информацию водителей о том, что грузинские пограничники якобы намеренно не пропускают фуры с российскими, белорусскими и армянскими номерами.

«Ничего подобного не слышали, буквально вчера общались с коллегами, которые там стоят. Пропускают только легковые машины», — добавил он.

Эксперт по организации международных грузовых перевозок автомобильным видом транспорта Зураб Швелидзе отметил, что серьёзные пробки образовались у КПП с обеих сторон. На днях он сам был на «Верхнем Ларсе», чтобы проанализировать ситуацию.

«Эта пробка образовалась ещё три месяца назад. Были эпизоды, когда с обеих сторон стояло более 3 тыс. машин! Сейчас ситуация с российской стороны лучше, чем со стороны Грузии. Ещё до тбилисской объездной дороги стоят машины, которые уже десять дней просто не двигаются с места, даже на километр не продвинулись. Стоят просто намертво», — говорит собеседник RT.

Он также соглашается, что основная причина таких серьёзных заторов в том, что в последние месяцы транзитный грузопоток увеличился, а пропускной пункт «Верхний Ларс» не приспособлен для приёма такого количества машин.

«Верхний Ларс» — единственный действующий сухопутный погранпереход на границе с Грузией и один из самых загруженных погранпереходов в России. Сейчас на российской территории параллельно с пропуском машин проходит реконструкция КПП, которую власти начали зимой 2021 года. В результате планируют увеличить количество полос движения и число накопительных стоянок автомобилей, а также разделить потоки грузового и пассажирского транспорта.

К слову, нагрузка на КПП становится ещё больше с наступлением зимы: в этот период из-за ухудшения погодных условий дорогу перекрывают по несколько раз в неделю.

Председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичёв считает, что реконструкция КПП поможет справиться с огромными пробками.

«Работы курирует Министерство транспорта РФ. До 15 сентября оно должно завершить реконструкцию «Верхнего Ларса» с российской стороны. После этого пропускная способность увеличится. Я считаю, что в первую очередь надо завершить реконструкцию, навести порядок, а дальше уже встречаться с Грузией и обсуждать ситуацию на дороге и способы полностью решить проблему», — подытожил депутат в беседе.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +4

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.