Вырезанные сцены из любимых советских фильмов
Процесс создания фильмов – долгий и творческий. Часто бывает так, что между сценарием и окончательным вариантом существует некоторая разница. Причина может быть как в режиссере – не всегда удается сразу «нащупать» нужное, или сказывается влияние внешних сил, в Советском Союзе окончательное слово часто оказывалось за цензурой. Так или иначе, но многие любимые нами фильмы могли бы иметь совсем другие концовки.
«Чапаев» 1934 г.
Творческий союз братьев Васильевых оказался невероятно предусмотрительным и попытался «подложить соломки» под свое детище. Режиссеры так опасались, что грустный финал фильма не будет принят худсоветом, что заранее подготовили и сняли еще два более «мягких» варианта. Так что, сложись судьба эпичного фильма немного по-другому, мы могли бы увидеть вот такие варианты его концовки:
В одной версии картина заканчивается победным маршем красных войск.
Анка и Петька проезжают мимо, несмотря на усталость и раны, они счастливы. За кадром звучат слова Чапаева: «Счастливые, говорю, вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди».
Кадр из х/ф «Чапаев», 1934 год
Ради второго короткого кусочка съемочная группа даже специально съездила на родину Сталина, в городок Гори. Здесь перед нами могла бы раскрыться картина счастливого будущего главных героев.
В кадре — красивый яблоневый сад, в котором Анка играет с детьми. К ним подходит Петька, он уже возглавляет стрелковую дивизию. За кадром голос Чапаева: «Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!»
В агитационном ролике, снятом в 1941 году, Чапаев выживает и собирается бить фашистов
Почти десять лет спустя, во время Великой Отечественной войны, был снят еще один вариант концовки любимого фильма. На самом деле он был задуман как агитационный ролик, но кто из советской детворы (да и не только детворы) не мечтал вот о такой сцене:
Раненый Чапаев доплывает до противоположного берега и оказывается в 1941 году. Его встречают бойцы красной армии – кавалерист и танкист. Легендарный комдив говорит: «Ну, чего у вас тут? Опять немцы полезли?» и воодушевляет красноармейцев на борьбу: «Врешь, не возьмешь, били и будем бить!» (Агитационный ролик «Чапаев с нами»)
«Белое солнце пустыни», 1970 год
Нашему «историческому вестерну» не везло с комиссиями, как никакому другому фильму. Фильм несколько раз подвергался жесточайшей критике и серьезной переработке. То, что мы видим в результате, очень отличается от первоначальной режиссерской задумки, ведь Владимир Мотыль планировал создать гораздо более трагический финал.
Из фильма били убраны несколько сцен, которые можно было бы назвать «ключевыми». По требованию худсовета киностудии «Мосфильм», были значительно сокращены кадры заключительной перестрелки Сухова с бандой Абдуллы, а также драки Верещагина с бандитами на баркасе. Последнее было особенно жаль, так как Павлу Луспекаеву на протезах каждый шаг давался с огромной болью, и его участие в динамичных сценах было настоящим подвигом.
Кадр из к/ф «Белое солнце пустыни», 1970 год
Кроме того, убрали красочное финальное противоборство Сухова и Абдуллы в воде и следующую удивительно глубокую сцену. В ней Сухов, еле живой, вынужден наблюдать, как жены бандита бегут и оплакивают своего мужа, не обращая внимания на человека, который фактически спас им жизнь. Если бы этот эпизод в фильме сохранился, то разочарованное лицо главного героя придало бы его любимой поговорке «Восток – дело тонкое» несколько иной смысл.
Ну, и наконец, одной из самых тяжелых финальных сцен должно было стать сумасшествие жены Верещагина. Несчастная женщина, потерявшая опору в жизни, идет в пустыню к засыпанным песком рельсам и бормочет бессвязные слова о Паше, Астрахани, и о доме. Она начинает ползать по шпалам и руками сметать с них песок, чтобы поскорее пришел поезд и забрал ее домой. Худсовет настоял на том, чтобы в фильме оставили только пятисекундную сцену, в которой Настасья идет мимо лошадей к морю.
Сцена сумасшествия жены Верещагина, не вошедшая в окончательную версию фильма «Белое солнце пустыни»
В результате для фильма был практически заново создан новый, гораздо более светлый финал, и, возможно, что за этот неувядающий оптимизм и веру в то, что товарищ Сухов все-таки доберется до своей «разлюбезной Катерины Матвеевны», мы и любим этот фильм. Трудно сказать, смог бы главный герой, разочарованный и уставший от вечной борьбы, так покорить сердца миллионов зрителей.
«Москва слезам не верит», 1979 год
Одним из самых эффектных моментов культового советского фильма стал «временной скачок» между двумя сериями. Воспользовавшись магией кинематографа, зритель сразу оказывается в счастливом будущем, где верность, любовь и трудолюбие – вознаграждены, а поверхностные отношения не выдержали испытания на прочность. Однако в процессе создания киноленты был полностью отснят достаточно большой кусок материала, в котором нам могли бы показать, как жили три подруги в эти «вырезанные» годы.
Перед нами могла бы развернуться картина счастливой семейной жизни Людмилы, которая все-таки поймала свою золотую рыбку, спортсмена Гурина, и получила от жизни «все и сразу». Несколько лет героиня Ирины Муравьевой действительно жила в зените славы своего мужа – в окончательной версии мы слышим только упоминание об этом. Причем две другие подруги в этот период своей жизни в буквальном смысле «пашут» — Антонина на стройке, а по выходным на даче, Катерина – на заводе и в институте. Встречаясь, женщины даже завидуют Людмиле, которая одна из них реализовала свои мечты.
Кадр из к/ф «Москва слезам не верит», 1979 год
Однако в окончательной версии Владимир Меньшов расставил акценты абсолютно верно: главная героиня просыпается успешным руководителем, у Антонины прекрасная семья и «дом, полная чаша», а разочарованная Людмила сидит «у разбитого корыта».
1 комментарий