Иногда они возвращаются: сиквелы, которые стоило ждать долгие годы

На большие экраны возвращаются рокеры-раздолбаи Билл и Тед. Первый фильм об их приключениях вышел аж в 1989 году, а через два года последовало продолжение, которое, впрочем, оказалось менее успешным, чем оригинал. Чтобы увидеть третью часть, фанатам пришлось ждать почти 20 лет, и вот в 2020 году старые герои вновь готовы радовать зрителей.

О том, каким вышел фильм, нам еще предстоит узнать, а пока мы вспоминаем достойные сиквелы, мучительное ожидание которых, как оказалось, было оправданно.

Клерки 2 (2006)

Разговорный инди-шедевр Кевина Смита про двух продавцов стал народным хитом, и его успех, казалось бы, должен был лишь ускорить производство продолжения. Но сиквела «Клерков», вышедших в 1994-м, зритель дождался только в 2006 году. Причем тонально это кино заметно отличалось от оригинала, полностью камерного, сдержанного и порой даже пропитанного меланхолией.

Главные герои — два бездельника, Данте и Рэндалл, — устроились в местный ресторан быстрого питания, где они по-прежнему отдают предпочтение болтовне, а не работе. Теперь предметы их обсуждений — гомоэротические подтексты во «Властелине Колец», споры о морали в Интернете и расизме. В сиквеле Кевин Смит как сценарист куда язвительнее, а сюжет больше напоминает мыльную оперу с телевизора.

Хит группы Talking Heads на фоне мелькающих забегаловок и магазинов с первых же минут заявляет основную проблему: зависимость человека от массовой обывательской культуры и невозможность вырваться за ее пределы.

Данте и Рэндалл в продолжении уже герои другого, постмодернистского толка, и их зона комфорта ограничивается не только вайбом апатичного захолустного городка, но и ландшафтом искусства, превратившим всю жизнь в одну большую болтовню о Дарте Вейдере и хоббитах. Интересная, в общем-то, мысль для на первый взгляд необязательного сиквела.

Бегущий по лезвию 2049 (2017)

Пожалуй, один из самых неожиданных и долгожданных сиквелов XXI века, который сумел не только подхватить канон Ридли Скотта, но и развить на его почве почти трехчасовую уникальную авторскую историю.

Первый «Бегущий по лезвию» появился на экранах в 1982 году, и вокруг фильма сразу же развернулись ожесточенные дискуссии. В 2017-м эти же дискуссии поджидали и продолжение: арт-блокбастер Дени Вильнева, бескомпромиссно неспешно погружающего зрителя в мир будущего.

Сюжет о поиске репликантов остался, а вот детали, включая гуманистическую проблематику и динамику, заметно изменились. Из-за этого подхода, впрочем, «Бегущий по лезвию 2049» и стал жертвой неубедительных кассовых сборов.

Поклонники Вильнева и франшизы старания автора уж точно оценили, а вот обычный зритель, ожидавший размашистого зрелищного сай-фая, своего не получил. С другой стороны, главное, что этот сиквел случился — и киноманы его запомнят надолго.

Рэмбо IV (2008)

Казалось бы, что в этом списке делает фильм серии, которая уже со второй части начала превращаться в типичный b-movie? «Рэмбо» с момента своего первого появления на экранах и правда успел претерпеть множество странных трансформаций, тесно связанных с политическим контекстом.

Однако четвертый фильм, вопреки устоявшемуся правилу «каждый сиквел оказывается хуже предыдущего», вернул франшизу к истокам. «Рэмбо IV» — кино по-прежнему политизированное и не стесняющееся собственных консервативных подтекстов, но важнее в нем не авторское высказывание как таковое, а то, как он работает с пластикой жанра.

Экшен в четвертом «Рэмбо» грязнее, натуралистичнее в визуальном плане, но по уровню безумия в какой-то степени абсурдный. Железный Слай здесь уничтожает столько врагов, сколько Матрикс из «Коммандо» не устранил бы и за три сиквела.

Сталлоне брызжет кровью в экран и делает из своего персонажа вольную вариацию настоящего американского супергероя, которого не берут пули и который готов биться за одну лишь благородную идею.

«Рэмбо IV» с таким же успехом мог бы существовать на страницах комиксов, не скупящихся на гиперболы, но тот факт, что это произошло именно в формате кино, добавляет картине сущей важности. Такого продолжения и правда стоило ждать с 1988 года.

Безумный Макс: Дорога ярости (2015)

«Безумный Макс» — сама по себе франшиза многострадальная, а выход ее четвертой части, учитывая обстоятельства, воспринимается как чудо. Споры с продюсерами, ужасные погодные условия, нехватка денег — Миллер переборол все эти невзгоды, чтобы создать поистине уникальный сиквел.

Новый фильм его апокалиптической серии не только вбирает в себя лучшие наработки предшествующих картин о Максе, но и использует весь спектр приемов экшен-кино. Грубо говоря, эта лента и есть концентрированный экшен, использующий скромный сюжет о побеге как предлог для собственного существования.

Критика в сторону сценарной составляющей «Безумного Макса», быть может, и оправданна (разве что самую малость), но эта содержательная жертва в угоду идеальной яркой форме не была напрасна.

Рок в чистом киношном виде, вызывающий эмоции не тем, собственно, о чем повествуется, а тем, как это повествуется, — особенность, которой, к сожалению, многим современным блокбастерам не хватает. Если еще одно такое кино тоже придется ждать 30 лет, мы вполне готовы.

Техасская резня бензопилой 2 (1986)

По понятным причинам самый дискуссионный фильм из списка. Мало того что для создания сиквела Тоубу Хуперу понадобилось 12 лет, так и зрители не оставили от картины камня на камне.

По сей день продолжение считается максимально неудачным, но, честно говоря, эта позиция требует ревизии. «Техасская резня бензопилой 2» — это действительно другое, не похожее на оригинал кино. Грязная эстетика первого фильма сменяется бесстыдным трэшем и угаром, но даже во всем этом трудно не разглядеть безумный саспенс, перекочевавший из какого-нибудь итальянского джалло.

Это вообще кино на стыке поджанров и настроений: с одной стороны, старая история о семейке людоедов, эдакий слэшер, с другой — рафинированный грайндхаус, чей создатель прекрасно осознает законы хоррора и пытается выворачивать все его приемы наизнанку.

Вот и получается лента не столько для массового зрителя, сколько для фанатов жанра, вечно жаждущих перемен в рамках одних и тех же шаблонов. С тем, что явление нишевое, не поспоришь, но порой и ниша дарит нам hidden gems, где герои сражаются на бензопилах и мрут как мухи.

  • avatar
  • .
  • +20

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.