Почему оленеводы до сих пор носят «примитивные» малицы и ягушки, а не куртки и пуховики

На сегодняшний день оленеводство процветает в 9 странах: Норвегии, Финляндии, Швеции, Гренландии, Китае, Монголии, Канаде, Соединенных Штатах Америки (на Аляске) и, конечно же, в России. Во многих из перечисленных стран оленеводством занимаются в первую очередь представители тех или иных малых народностей из числа коренных. Например, инупиаты в США, саамы в Финляндии, ханты в России и еще многие, многие другие.

Если посмотреть фотоснимки оленеводов разных стран за последний век, то можно заметить интересную особенность: годы идут, а современная одежда практически не вытесняет из обихода традиционную. Почему? Неужели несколько «примитивных» шкур могут быть лучше современного пуховика?

Это они конечно совсем нарядились...

Традиционная одежда народов севера безусловно примитивна с точки зрения технологии производства и используемых материалов (что не делает простой задачей само производство этой одежды). Однако, условная примитивность не делает традиционные гардероб плохим.

Более того, так как подобные предметы одежды совершенствовались на протяжении многих столетий и поколений, они до сих пор остаются исключительно практичными и утилитарными для работы в тех условиях, где впервые появились. Насколько традиционная одежда из оленьих шкур хуже какого-нибудь современного пуховика? Скажем так: может быть традиционный гардероб оленеводов и не лучше современной одежды с фабрики, но точно и не хуже.

Женщины носят расстёгивающиеся ягушки, мужчины — надевающиеся через голову малицы.

Главная задача традиционной одежды из шкур оленей – позволять человеку как можно дольше оставаться на морозе арктической тундры в тепле и сухости. С этой задачей гардероб коренных народов прекрасно справляется. Далеко не каждый современный пуховик может похвастаться возможностью сохранять тепло на протяжении многих часов в условиях, когда за «бортом» хотя бы -30 С. Хороший пуховик стоит денег, причем немаленьких. А когда вы занимаетесь разведением оленей, у вас все равно рано или поздно окажется в руках шкура с этого самого оленя.

Так зачем ненужные траты? Многие женщины в семьях оленеводов по сей день умеют шить традиционную одежду. Поэтому в некотором смысле такой гардероб для оленевода не стоит ничего (почти). Не стоит забывать еще и о том, что одежда имеет плохую привычку рваться. Особенно, когда ты в ней работаешь. Порванный в тундре пуховик – это проблема. Его и починить-то самостоятельно скорее всего не получится. А вот порвавшуюся одежду из шкур оленеводы починят при первой же возможности самостоятельно.

Унты — что-то среднее между ботинком и чулком.

Но главное в данном вопросе – это все-таки утилитарность традиционной одежды. Ее носили поколения северных жителей, для которых форма, надежность и удобство гардероба были напрямую связаны с выживанием. А вещь, которая создавалась поколениями людей, чтобы банально не загнуться, не может быть плохой по определению.

Основу традиционного гардероба северных оленеводов составляют четыре вещи. Предметов в действительности намного больше, однако некоторые из них в наше время успешно замещаются современной одеждой. Нынешние оленеводы носят под верхней одеждой из шкур самые обычные кофты, рубашки, свитера, джинсы и т.п купленные в магазине.

Нижняя одежда не только не уступает, но и превосходит традиционную хотя бы по простоте получения. Другими словами: рубашку проще купить в магазине, никто не будет сидеть в XXI веке за прядильным станком. Иное дело куртка: современные куртки очень разные по качеству и цене, а добротную малицу из шкур можно изготовить и самому. При этом рубашка – это далеко не первый вопрос выживания, а вот теплая куртка…

Камлейка от дождя из кишок. Сегодня конечно делают из современных материалов.

Четыре основных предмета гардероба русских приполярных оленеводов – это меховая куртка (аткук, малица, кухлянка, ягушка), меховые чулки (унты, маклаки), меховая шапка и дождевая накидка (камлейка). У разных народов перечисленные вещи носят разные названия, а также могут иметь незначительные отличия по форме исполнения.

Некоторые предметы делятся на мужские и женские. Например, мужская малица не имеет разреза и надевается через голову, в то время как женский вариант (ягушка) имеет разрез и надевается как обычная шуба или куртка. Облачившись во все перечисленное оленевод сможет безопасно находится часами на серьезнейшем морозе.

Шапки у народов севера разные, но все как одна похожи на меховой капюшон. Часто им и являются.

Помимо перечисленного, все еще могут использоваться меховые штаны и рукавицы кокколо. Впрочем, перчатки или варежки у нынешних оленеводов чаще всего современные, из магазина. Штаны из шкур чаще всего не нужны, так как их почти полностью заменяют унты или маклаки – что-то среднее между чулком и валенком. Шапки у большинства оленеводов традиционные, правда, делают их чаще всего не из оленей, а из соболей или бобров.

Нередко шапка является обычным меховым капюшоном и сразу пришита к малице или аткуку. Когда в тундре появляется угроза влажных осадков, на меховую куртку надевают водонепроницаемые камлейки с капюшоном. Раньше их изготавливали из кишок морских обитателей, хотя в наше время чаще всего делают из современных синтетических материалов.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +14

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.