Клипер Сикорского

 

Ровно 90 лет тому назад, 29 марта 1934 года, впервые поднялся в воздух гигантский четырехмоторный гидроавиалайнер Игоря Сикорского S-42. Правда, по причине известных обстоятельств, произошло это, к сожалению, не в России, а в США.

В 1931 году американской авиакомпании «Пан Америкен Эйрлайнс» стало тесно в Карибском бассейне и она решила покорить более дальние, в том числе — трансокеанские маршруты. Для этого ей понадобился комфортабельный и скоростной морской авиалайнер с дальностью полета в несколько тысяч километров. С выгодным предложением спроектировать и построить такой лайнер руководство компании обратилось к Сикорскому, который к тому времени уже разработал весьма удачный тяжелый пассажирский гидроплан S-40.

Разумеется, Сикорский принял это предложение, чувствуя в себе силы сделать машину с требуемыми характеристиками. А требования были очень жесткими: дальность беспосадочного полета — 4000 км, в том числе — при сильном встречном ветре, крейсерская скорость с полной нагрузкой — не менее 145 миль в час (233 км/ч).

Чтобы удовлетворить этим требованиям, пришлось установить мощные моторы и значительно облагородить аэродинамику. Двухбалочная «рамная» схема S-40 тут уже не годилась. Поэтому самолет пришлось проектировать «с нуля».

Предшественник S-42 — авиалайнер «Сикорский» S-40.

 

В новой машине авиаконструктор воплотил целый ряд новинок авиационной науки и техники, в том числе — мотогондолы, «утопленные» в крыло, винты изменяемого шага и зависающие закрылки, позволившие значительно сократить взлетно-посадочную дистанцию. Само крыло относительно тонкого профиля с цельнометаллической обшивкой разработал коллега Сикорского — другой русский эмигрант Михаил Глухарев. Значительную часть внутреннего объема крыла занимали топливные баки.

S-42 представлял собой высокоплан с крылом, укрепленным на пилоне, при этом количество подкосов и расчалок было значительно уменьшено по сравнению с S-40. В целом на фоне предшественника машина смотреась гораздо более изящно и современно. Размах крыла составлял 36 метров, а длина фюзеляжа — 21 метр, масса конструкции — 9 тонн. Самолет оснастили четырьмя звездообразными моторами «Хорнет», аналгичными тем, что стояли на S-40, но более мощными — по 660 л.с.

Экипаж состоял из пяти человек (двое пилотов, бортинженер, радист и стюард), а пассажировместимость зависела от дальности маршрута. На относительно коротких рейсах S-42 мог перевозить до 37 человек, а на самых дальних, многочасовых, — всего 14, но все они имели закрытые спальные места. Разумеется, на борту имелся буфет, два туалета, гардероб, багажные отделения и неизменный атрибут тогдашних авиалайнеров — комната для курения.

Кабина пилотов и пассажирский салон S-42 в «короткой» конфигурации с сидячими местами. Обратите внимание, что дверь между отсеками салона — герметична и при необходимости может играть роль водонепроницаемой переборки.

 

На испытаниях машина продемонстрировала скорость 300 км/ч и дальность 6000 км с семью центнерами коммерческой нагрузки, намного перекрыв требования заказчика. 1 августа 1934 года летчик Борис Сергиевский, имея на борту в качестве наблюдателей представителя фирмы «Пан Америкен» и знаменитого пилота Чарльза Линдберга, в одиночку покорившего Атлантику, установил на S-42 сразу 10 мировых рекордов скорости и грузоподъемности для тяжелых гидросамолетов.

Такие достижения привели руководство фирмы в восторг и у Сикорского заказали сразу 10 экземпляров авиалайнера по 250 тысяч долларов за штуку. А уже в октябре первый серийный экземпляр был торжественно передан заказчику.

Первоначально он использовался на «бразильском» маршруте Майями — Рио-де-Жанейро, получив собственное наименование «Бразильский клипер». Второй экземпляр, названный в честь владельца «Пан Америкен клипер» летал над Тихим океаном из Лос-Анжелеса в Китай с промежуточными посадками на Гавайских островах и на Филиппинах.

В 1937 году, когда англичане разрешили промежуточные посадки для дозаправки на Багамах, «клиперы» стали летать над Атлантикой в Британию и Португалию. Они эксплуатировались на пассажирских маршрутах вплоть до Второй мировой войны, а потом использовались американскими ВВС в качестве военных транспортов.

Один «клипер» в конце 1941 года был расстрелян японцами в Гонконге, еще четыре — разбились в авариях, один — сгорел при пожаре в аэропорту, а остальные были списаны в 1946 году, когда эти самолеты считались уже сильно изношенными и безнадежно устаревшими. Но свое веское слово в истории авиации они сказали.

На заставке — S-42 пролетает над строящимся мостом «Золотые ворота» в Сан-Франциско.

 
Материал: vikond65.livejournal.com/1913322.html
  • avatar
  • .
  • +7

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.