Сказ о потерянном времени

 

Обычно при обсуждении экономики главной темой является мировой сырьевой кризис. Я же хочу затронуть такой вид ресурса, как время: этот ресурс у каждого из нас ограничен! Как говорил один персонаж: “Время, которое у нас есть – это деньги, которых у нас нет!”

В советское же время тоже учили беречь этот ценный ресурс: «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы!»

Сегодня посмотрим, как ценилось время во времена СССР.

Эпизод 1. Я припоминаю, что с определенного возраста нас, подростков везли в заволжские степи в так называемый “трудовой лагерь”. С сегодняшних позиций мы там трудились, грубо говоря, за еду. У нас были нормы, которые все стремились выполнить. Например, шесть ящиков укропа, набрать которые было не реально. Или шесть ящиков редиски. Или два ряда по 400 метров прополки свёклы…

Главное в том, что всё это не появлялось в доступных количествах в магазинах.

Эпизод 2. Картошка! Для советского человека это слово имеет два значения. Кто же не был в СССР “на картошке”? Припоминаю, как мы вдесятером заложили в Зарайске 400 тонн собранного картофеля в хранилище…

Миллионы докторов наук, ведущих конструкторов, специалистов – ежегодно трудились на уборке картошки, капусты, свеклы, строили пионерские лагеря, вместо занятия своим непосредственным делом.

Главное тут в том, что при всём этом еще в школе мои субботы начинались с того, что мы шли с отцом на рынок в Центральном районе Тольятти, чтобы, в том числе, купить и картофеля… Конечно же – не по госцене!

Эпизод 3. Практически каждый студент в СССР по нескольку раз побывал в стройотряде. Припоминаю, как после второго курса Бауманки наша группа манула в Луховицкий район в один из колхозов. Лично я перекрывал полы в коровниках, бетонировал входы туда, белил коровники, распускал бревна на пилораме…

Что в это время делали так называемые колхозники, мне до сих пор непонятно!

Ирония состоит в том, что мы работали в Луховицком районе, рядом с тем предприятием, где нам предстояло работать в будущем. Каждый день я любовался пролетающими низко над нами самолетами. Сейчас видится, что полезнее было бы будущим инженерам быть на практике на ЛАЗе, чем в свинарниках и коровниках. Нет, ну правда же – если авиазаводу нужны инженеры, тогда логично отправить студней туда на практику, вместо постройки свинарника. А если инженеры не нужны, а нужны строители свинарников – тогда надо строителей свинарников и учить, а не авиационных инженеров.

Да что студни и инженеры! Академики, каждый час которых, даже по себестоимости их подготовки, стоил огромных денег, в СССР копали картошку и сажали рассаду в “подшефных колхозах”.

Вы всё еще не догадываетесь, какая здесь связь с ценностью времени жизни человека?

ОК, тогда продолжим вечер воспоминаний. Дальше у нас речь пойдет о присущем социализму явлении: очереди.

Эпизод 1. В сегодняшние годы я иногда пью чай с сервизом, на котором написано: “Сделано в ГДР”. Моя мать рассказала такую историю. Как-то к ней забежала знакомая и сказала: “На Мира сервизы выкинули!”

Только советский человек поймет, что такое “выкинули”, и почему моя мать быстро пошла стоять в очереди за этим фарфором. Ирония ситуации была в том, что этот сервиз старше меня всего на три месяца. Я, еще не родившись, уже стоял в очереди… Миллионы советских людей еще в утробах матерей стояли в очередях!

Эпизод 2. Это было где-то году в 1986… Мы, студенты, отправились к Трем вокзалам, ибо прошел слух, что в Московском продают шампунь! Очередь начиналась на улице. Далее, пройдя по первому этажу, очередь поднималась по лестнице на второй этаж, где располагался вожделенный отдел. Все получали по две бутылочки шампуня красного цвета “Радон”…

Эпизод 3. Чем мог заниматься ученик 4, 5, 6 классов, придя домой? Учить уроки? Побежать во двор: кататься с Валеркой на велике? Не в СССР! Придя домой после школы, я бросал портфель, брал с серванта “трёшку” с мелочью и бежал по окрестным магазинам: на Ушакова, на Советскую, в “Руслан”, на Мира, в Соцгород… И не каждую неделю выпадала удача – постоять в очереди за колбасой или маслом.

Да, в СССР нужно было стоять в очередях за всем: колбаса, масло, сметана, шоколадные конфеты, майонез, обувь, одежда, телевизор. Но в СССР время тратилось в большом количестве еще и на то, чтобы найти сначала очередь, в которой нужно было постоять!

Разумеется, от “верных ленинцев” (на самом деле простых совкодрочеров, которые Ленина не читали ни строчки) в ответ на факты вы услышите ожидаемое: “Говоришь правду – очерняешь СССР!” тм

Я же продолжу рассматривать, как в СССР ценился самый дорогой для каждого из нас ресурс: время. И речь пойдет о присущем социализму явлении: поголовному обучению всего вокруг марксизму-ленинизму.

Эпизод 1. Холодный темный ноябрьский вечер начала восьмидесятых. Завтра “Обществоведение” и нужно подготовить какие-то там конспекты. По пути в читальный зал библиотеки забежал к однокласснице, чтобы узнать темы. На улице ветер, дождь с мокрым снегом, но нужно тащиться через пару кварталов, дабы написать от руки: под какой сосной вождь строил себе шалаш то ли в разливе, то ли в розливе, и в каком подвале печатали “Искру”. До сих пор не могу понять, зачем нужно было заставлять школьников тратить время на этот бред?

Эпизод 2. Первым экзаменом в Бауманке у меня, 3-го января 1985 года, был экзамен по “Истории КПСС”. Одна пара лекций и пара семинаров в неделю. Подготовка и зубрежка всех этих съездов, пленумов… Будто не было у будущих инженеров начертательной геометрии, матанализа, химии, физики. А далее были: марксистско-ленинская философия и госэкзамен по Научному коммунизму.

Эпизод 3. Но всё не ограничивалось только конспектами, лекциями и семинарами. Было у нас такое явление, как: “Личный комплексный план” (ЛКП). Каждый комсомолец был обязан на листе А3 красочно оформить заранее предусмотренные пункты, в которых рассказать о том, что он обязуется выполнить. Был там такой пункт: общественная работа. Профсоюз, комитет комсомола… Я выбрал Добровольную народную дружину, как и большинство моих одногруппников. Примерно раз в две недели мы ходили на дежурство в Бауманку. Нужно было ходить по Альма-Матер и гонять по вечерней темноте вечерников, которые любили то с одногруппницей уединиться в темной пустой аудитории, то распивать портвейн. Конечно же все заканчивалось совместным распитием портвейна с вечерниками…

Раз в семестр группа собиралась в назначенной аудитории и в присутствии представителей комитета комсомола каждый отчитывался по своему ЛКП. Большей показухи и большего маразма я в своей жизни не видел! Но времени потраченного на все это – жалко!

Выводы:

1. Советский народ массово изучал теорию, истинность которой доказывается идиотской фразой: “Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!” И это не в СССР придумали:

2. Как утверждал классик: “Практика – главный критерий истины!” И вот в 1917 году верным ленинцам был предоставлен шанс доказать истинность и всесильность марксизма-ленинизма. Результат: практика показала, что марксизм-ленинизм – это просто набор лозунгов, нереализуемых в работоспособную социальную систему.

3. В СССР было наплевательское отношение к одному из главных ресурсов экономики: человеческому времени! В частности, огромный временной ресурс тратился на изучение марксизма-ленинизма – теории, опровергнутой практикой.

Вообще-то, конечно, польза от изучения Истории КПСС небольшая, но была. Я вот знаю, что второй съезд РСДРП проходил в Лондоне. Это многое объясняет. Но вряд ли это тот результат, на который рассчитывали организаторы поголовного изучения истпарта. А вместо пары Научного коммунизма полезнее было бы будущим инженерам на пару сопромата и теормеха сходить.

И так было не только у будущих инженеров. Товарищ пишет – на кафедре Марксистко-Ленинской Философии мы изучали, наверное, 8-10 предметов. Это было военное летное училище. Подсчитали по зачеткам, что часы на предметы МЛФ сравнимы с часами всех остальных дисциплин, включая специальные.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +16

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.