Первые русские поселились 333 года назад на месте колымского села Ямск

Рассказ историка об освоении края

Тематическое фото Юлии Егоровой из материалов проекта kolymahistory.ru

Датой рождения колымского села Ямск среди широкой общественности принято считать 1739 год — тот момент истории, когда майором Якутского полка Василием Мерлиным на реке Яме был заложен острог. Однако, как считают профессиональные исследователи, этот населенный пункт гораздо старше. Во всяком случае, впервые топоним «Ямск» появляется в письменных источниках в 1692 году. Если брать его за точку отсчета, то Ямску сегодня не 286 лет, а 333 года. Разница почти в полвека!

Об этом поведал главный научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея, к.и.н. Александр Навасардов. Вниманию читателей он представляет свой доклад «Из истории села Ямск».

Отряд Соловья

Огромные пространства тундры и лесной зоны Охотского побережья были заселены еще в глубокой древности. Эти места были богаты рыбой, а лежбища — морскими ластоногими. Охотники на морского зверя, имея на вооружении байдары, осваивали этот край. К середине XVII века коряки заселяли приустьевые районы рек Ола, Армань, Яма. Южной границей расселения коряков была река Тауй.

Первыми европейцами, которые посетили эти места в середине XVII века, были русские первопроходцы. Весной 1651 года казак Михаил Стадухин в устье реки Пенжины построил два коча, на которых и отправился на юг вдоль северного побережья Охотского моря. В первый год плавания он смог дойти только до устья реки Гижиги, где казаки пытались объясачить коряков.

В ходе плавания вдоль Охотского побережья они заходили в устье реки Ямы, но никакого зимовья там не ставили. В противном случае Стадухин не преминул бы приписать к своим заслугам строительство еще одного поселения. Ни словом о Яме не упомянул в своей челобитной 1657-1658 годов и другой участник похода – казак Архип Аршин. Поэтому можно утверждать, что с Гижиги стадухинцы морем прибыли сразу на Тауй.

Первое точно датируемое и подтверждаемое источниками сообщение о строительстве на реке Яме русского поселения относится к 1692 году. В этот период времени из Охотска до Ямы плавал отряд Ивана Антипина Соловья, который, объясачив 60 ямских коряков, поставил на Яме зимовье, то есть простую курную избу с большой глиняной печью, со слюдой в окнах, а то и просто с куском льда. Информация о постройке зимовья, отраженная в челобитной казаков, дошла до автора атласа Сибири С.У. Ремезова, и примерно в 1700 году он зафиксировал ее на одном из своих чертежей.

Однако подчеркнем, что это зимовье носило временный характер, поскольку в последующие почти сорок лет о нем нет никаких упоминаний, в том числе в картографических материалах.

Следующее упоминание Ямска относится к осени 1730 года, когда пятидесятник Иван Лебедев с командой казаков, отправившийся на судне «Лев», поставил на реке Яме острожек. Но напали коряки, которые сожгли острожек и судно. Пятерым морякам удалось спастись, и они посуху дошли до Тауйского острога. В 1731-м казаки заставили коряков вернуть часть украденных вещей.

Окончательно русские закрепились на правом берегу Ямы в 15 километрах от устья в 1735 году, заложив здесь острог. А уже в 1739-м для обороны от нападения коряков казаки обнесли острог оградой, построив крепость. Эту работу провел отряд под началом казака Кондратьева, бывшего в подчинении у Василия Мерлина.

Не стало крепости

Тематическое фото из материалов проекта kolymahistory.ru

Впервые на географических картах укрепленный острог в устье реки Ямы появляется на примитивном чертеже начала 40-х годов XVIII века. Несмотря на свою примитивность этот географический чертеж, по мнению историка Б.П. Полевого, является любопытным историческим памятником. Эта рукописная карта, пожалуй, самый ранний географический чертеж долины Ямы, дошедший до нас.

Посетивший эти места в 1806 году путешественник И.И. Редковский указывал уже другое местоположение крепости на правом берегу в восьми верстах от устья Ямы. Прежняя крепость (то есть заложенная в 1739-м), как писал Редковский, находилась от теперешней в четверти версты вверх по реке. От нее в настоящее время не осталось никаких следов. Теперешняя крепость построена была 50 лет тому назад.

По-видимому, перенос острога на новое место состоялся в конце 1750-х годов. Историк А.С. Зуев указывал, что к 1761 году острог был усилен новыми стенами и бастионами, построены новые казенные здания. Гарнизон крепости составляли в 1759 году — 121 человек, в 1763-м — 43 человека, в 1795-м — 5 бойцов. Причина переноса крепости неизвестна.

В своих записках И.И. Редковский оставил описание Ямской крепости:

«Крепость с окружающим ее палисадом, высотой в три сажени, образует четырехугольник, обхватом в 135 саженей. Здесь находятся еще: одна часовня, разрушенное казенное здание бывшего коменданта, теперь превращенное в коровник, тут же баня и двухэтажный склад, в котором находится провиант и различная амуниция.

Кроме этих построек прежде здесь была еще ясачная изба, амбары и другие здания, от которых теперь не осталось и следа. Крепость имеет двое ворот на двух противоположных концах. Всего в крепости было 46 зданий».

В 1810 году из-за отдаленности и трудности снабжения гарнизон Ямской крепости был упразднен. После этого Ямск постепенно превращается из крепости в обыкновенное сельское поселение.

Охотский тракт

Тематическое фото из материалов проекта kolymahistory.ru

Какие народы населяли район Ямской крепости?

В Ямском остроге находился постоянный казачий гарнизон, количество служивых в котором менялось в зависимости от времени и надобности. Около половины контингента русских казаков, обитавших в остроге, жили здесь постоянно и являлись, по существу, местными жителями, так как были связаны браками с представительницами коренного населения. Другую часть гарнизона присылали из Якутска. После упразднения гарнизона значительная часть казаков, породнившихся с местными женщинами, добровольно осела на жительство в Ямске.

В XVII веке коряки заселяли район нижнего течения Ямы. Кроме коряков эти места населяли пешие тунгусы тауйской группы. Впоследствии они были ассимилированы численно преобладавшими коряками. Представители тунгусов, войдя в состав ямцев, полностью растворились.

Дальнейшее существование населенного пункта в устье реки Ямы было тесно связано с Охотско-Камчатским трактом. По распоряжению Охотского управления здесь поместили дорожную станцию. А на местных жителей возложили не только транспортную повинность, но и обязанности по снабжению проезжающих провиантом и предоставлению ночлега.

Перевозки осуществлялись на оленях, собаках, лошадях. Такие путешествия были очень трудными как для путешественников, так и для местных жителей. Охотско-Камчатским трактом пользовались государственные чиновники, служивые люди, путешественники.

Духовенство, ссыльные, купцы

Тематическое фото из материалов проекта kolymahistory.ru

Формирование оседлого населения в устье реки Ямы относится к концу XVIII – началу XIX века. Здесь селились казаки, вышедшие в отставку, ссыльные якуты, высланные по приговорам на поселение, промышленники, церковнослужители, купцы, крестьяне-переселенцы. Крестьян перевозили с некоторым количеством скота, закупленного за счет казны в центральных якутских улусах. Скот этот доставляли в конечные пункты с большими трудностями. В 1806 году здесь проживало 112 жителей — 68 русских и 44 коряка.

Государство снабжало переселенцев семенами ржи, пшеницы, ячменя, овса. Однако в охотском крае некоторые успехи имело лишь огородничество. В отчете по управлению Охотским округом за 1844 год отмечалось, что огородные овощи разводятся с недавнего времени довольно успешно.

Картофель и некоторые виды овощей выращивали в селениях: Тауйском, Арманском, Ольском, Ямском, Тахтоямском и в Гижигинске. Огородничество в охотском крае было второстепенным делом. Основными занятиями мещан, крестьян, казаков являлись рыболовство и охота.

Начиная со второй половины XIX века основное ядро ямцев составляли обрусевшие коряки. Менее значительными по численности были представители так называемых русских сословий — казаков, духовенства, мещан.

В конце ХIХ — начале ХХ века из-за наплыва большого количества сезонных рабочих, ввозимых частными предпринимателями для освоения рыбных запасов края, происходит некоторое увеличение численности ямцев. Часть этих людей оседали здесь на постоянное жительство. В 1910 году в Ямске проживало более 300 человек.

Первый храм

Другим знаковым событием в истории Ямска явилось сооружение Благовещенской церкви. К началу 1840-х годов ямская часовня сильно обветшала, ценного имущества в ней не было. Учитывая значительные тяготы, которые преодолевали ямцы, добираясь до отдаленной приходской церкви в Тауйске, Правительствующий Синод 5 апреля 1844 года издал указ №2664 о строительстве церкви в Ямске и переводе туда причта Малкинской больницы из Камчатки. Приход вновь учреждаемой ямской Благовещенской церкви был образован из жителей Ямска, Тахтоямска и Туманов, а также кочевых эвенов двух Долганских и одного Уяганского родов. Итого прихожан насчитывалось свыше 1000 человек.

Православный храм в Ямске начали строить в 1845-м силами самих ямских жителей, обрусевших коряков, среди которых имелось много умелых плотников, в совершенстве освоивших традиции русского срубного домостроительства. Строительство велось быстро, и в феврале 1847 года храм уже был освящен. Первым ямским священником стал Игнатий Правоверов, дьячком – Николай Логинов.

В 1840-1870-х годах при ямской церкви действовало церковное училище. Обучением детей занимались священники М. Масюков, М. Замякин, дьячки И. Верещагин, Н. Никифоров. Обучались в основном мальчики из числа станичных казаков и обрусевших коряков.

Таким образом, можно констатировать, что только к концу XIX века населенный пункт Ямск приобрел черты русского оседлого поселения. Здесь проживали казаки, мещане, купцы, а также обрусевшие потомки эвенов и коряков, находилась дорожная станция Охотско-Камчатского тракта, стоял православный храм, был свой священник, работало церковное училище.

 

Александр НАВАСАРДОВ

  • avatar
  • .

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.