«Холодное» дело. О забытой ныне профессии
Некоторые профессии, вероятно, будут существовать вечно, а некоторые давно забыты. Еще сто лет назад одной из самых нужных профессий была профессия заготовщика льда. Данные услуги были востребованы даже тогда, когда изобрели холодильники. Это был целый бизнес, иногда очень прибыльный.
Заготовка льда, как не трудно догадаться, начиналась в зимнее время и длилась до середины весны. В деревнях жители часто занимались этим самостоятельно, в городах работали профессионалы. Заготовщиков льда называли ледоколами. Иногда они работали артелями, а иногда их нанимали купцы, специализировавшиеся на заготовке и продаже льда. У купцов для этих целей часто были подготовлены целые баржи, откуда лед продавался и весной, и даже летом, потому что глыбы льда таяли относительно медленно. Члены мелких артелей чаще развозили товар сами по предварительному заказу. Основным инструментом ледоруба была пешня. Она представляла собой толстое кованное лезвие, насаженное на деревянную рукоятку. Лезвие было изогнутым, и им можно было и колоть, и подцеплять. Также у них были особые пилы.
Из воспоминаний писателя Льва Успенского о столичном быте начала 20 века: «Тут и там (и почти везде) на широком речном просторе, на льду, достигавшем арктической, чуть ли не метровой, толщины, чернели очерченные прямыми линиями, огороженные веревочными оградами квадратные и прямоугольные проруби. Целыми днями мужики с пешнями высекали из речного льда огромные, метра полтора длиной, сантиметров семьдесят – аршин! – в толщину, аквамариново-зеленые, удивительно нежного тона, как бы лучащиеся изнутри, ледяные призмы. Подъезжали, пятясь, обмерзшие дровни; их задние копылы уходили под лед, на санки баграми втаскивалась такая прозрачная драгоценность, лошаденка выволакивала сани прочь из воды, ледяной параллелепипед сбрасывали на снег и устанавливали рядом с десятком других таких же, солдатиками торчащих над полыньей, глыб. Новые и новые призмы извлекали из воды; за ужо обсохшими непрерывным потоком подъезжали из города новые и новые извозчики… Ведь никаких холодильников нигде; ни признака «хладокомбинатов», вся торговля держалась на ледниках, на невском голубоватом льду. Светло-прозрачные призмы соскальзывали с саней; они падали порою на уличный снег и – поднять такую один возчик не мог! – лежали или стояли там уже до весны». Цена льда зависела прежде всего от его прозрачности.
Заготовка льда была делом опасным. Д.А. Засосов и В.И. Пызин в своей книге «Из жизни Петербурга 1890-1910 годов (Записки очевидцев)» вспоминали: «К весне на Неве и Невках добывали лед для набивки ледников. Лед нарезался большими параллелепипедами, называемыми «кабанами». Сначала вырезались длинные полосы льда продольными пилами с гирями под водой. Ширина этих полос была по длине «кабана». Затем от них пешнями откалывались «кабаны». Чтобы вытащить «кабан» из воды, лошадь с санями пятили к майне, дровни с удлиненными задними копыльями спускались в воду и подводились под «кабан». Лошади вытаскивали сани с «кабаном», зацепленным за задние копылья. «Кабаны» ставились на лед на попа. Они красиво искрились и переливались на весеннем солнце всеми цветами радуги. Работа была опасная, можно было загубить лошадь, если она недостаточно сильна и глыба льда ее перетянет; мог потонуть в майне и человек, но надо было заработать деньги, и от желающих выполнять такую работу отбоя не было: платили хорошо. Майна ограждалась легкой изгородью, вечером вокруг майны зажигались фонари, чтобы предупреждать неосторожных пешеходов и возчиков. Набивали ледники льдом особые артели. Эта работа была также опасна и требовала особой сноровки. «Кабаны» опускали вниз, в ледник, по доскам на веревках, а там рабочие принимали их и укладывали рядами. Бывали случаи, когда «кабан» срывался со скользкой веревки и калечил рабочих, стоящих внизу».
В предреволюционные годы крупнейшим заготовителем снега и льда был поставщик двора Его Императорского Величества купец первой гильдии Аникий Сысоев. Его хранилища располагались под Москвой, Питером, в Самаре, Нижнем Новгороде и Рязани. Примечательно, что Сысоев предлагал не только отечественный лед, но и привезенный из-за рубежа. Состоятельные «гурманы» заказывали лед, например, из Альп. Его использовали для приготовления напитков и для различных косметических процедур. Некоторые верили, что прикладывание к коже иностранного льда может, например, избавить от прыщей и прочих несовершенств. Довольно много льда экспортировали США и скандинавские страны. В английском языке для заготовщиков и продавцов льда было свое название — айсмен (ледяной человек). При этом бизнес этот просуществовал до середины 20 века даже несмотря на повсеместное появление холодильников.
Ниже подборка фотографий из США и не только
************************
*********************
***********************
в Германии
0 комментариев