Уроки истории: Москва

Вчера – очередная годовщина первого массированного налета германской авиации на Москву. В 22 часа 20 минут 21 июля 1941 года ее в наступившей темноте атаковали 195 бомбардировщиков Ju-88, He-111, Do-17Z и Do-215 из 3-й, 4-й, 28-й, 53-й и 55-й бомбардировочных эскадр Люфтваффе.

Из них 127 прорвались к городу. Главными целями были промышленные предприятия, вокзалы, Кремль и административные объекты в центре города.

Несмотря на активное противодействие службы ПВО, на город упали 104 тонны фугасных бомб и более 46 тысяч “зажигалок”, в результате чего были полностью разрушены 37 жилых домов, завод “Москватоль”, склады и мастерские Наркомата путей сообщения, два пищевых комбината и гараж НКВД. Частичные разрушения получили заводы “Серп и молот”, “Динамо”, фабрика “Трехгорная мануфактура”, театр имени Евгения Вахтангова и многие другие объекты.

От зажигательных бомб возникло 1106 очагов возгораний, в том числе 38 – на военных объектах. Наиболее сильные пожары вспыхнули на Белорусском вокзале, а также – на станции Подмосковная, где сгорели 19 вагонов, на военных складах в районе Волочаевской улицы, на хлебзаводе и в пакгаузах в районе Грузинского вала и в Трубниковском переулке, где огонь охватил ряд жилых домов. Застройка Хорошевского шоссе, согласно секретному докладу, подписанному Берией, представляла собой “сплошное пожарище”. Налет прекратился в два часа ночи, но только к девяти часам утра пожары удалось локализовать, а в течение следующего дня – потушить.

От бомб и пожаров 130 человек погибли, 662 получили ранения и травмы, в том числе 241 – тяжелые. К сказанному можно добавить, что во время бомбардировки в Лефортовской тюрьме был расстрелян бывший командующий Западным фронтом генерал Павлов и другие заключенные, ранее приговоренные к смерти. Возможно, энкаведешники опасались, что в случае повреждения тюрьмы они попытаются сбежать.

Немцам налет обошелся в восемь сбитых бомбардировщиков, пять из которых упали на нашей территории, а остальные – за линией фронта. Примерно три десятка членов экипажей погибли или попали в плен. Наши потери – три истребителя, два из которых разбились из-за полной выработки топлива, а у одного загорелся мотор, возможно, поврежденный немецким воздушным стрелком. Все три летчика благополучно выпрыгнули с парашютами.

На следующий день ночные события были отражены в очередной сводке Совинформбюро, которая как всегда правдиво сообщила:
“При попытке немецких самолетов совершить в ночь с 21 на 22 июля массированный налет на Москву уничтожено 22 немецких бомбардировщика. Рассеянные и деморализованные действиями нашей ночной истребительной авиации и огнем наших зенитных орудий немецкие самолеты большую часть бомб сбросили в леса и на поля на подступах к Москве. Ни один из военных объектов, а также ни один из объектов городского хозяйства не пострадал”. О жертвах и пострадавших, разумеется, ни слова.

А вот весьма наглядная карта-схема, на которой отмечены задокументированные места падений фугасных бомб (лиловые значки) и пожары от зажигательных бомб (красные пометки), возникшие при бомбардировках Москвы в 1941-42 годах. В общем, что ни говори, сурово ей досталось, хотя, конечно, не так сильно, как Лондону, Берлину, Дрездену, Минску или Токио.

 
Материал: vikond65.livejournal.com/1728319.html
  • avatar
  • .
  • +7

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.