Магаданцы не пустили атомный лихтеровоз в торговый порт 34 года назад
День в истории – 10 февраля
10 февраля 1989 года состоялась пресс-конференция по вопросам обеспечения безопасной эксплуатации атомного лихтеровоза-контейнеровоза, который в первой половине марта того же года должен был прибыть в Магаданский морской торговый порт.
За все время было построено всего четыре подобных невоенных торговых судна с ядерной энергетической установкой, крупнейшим из которых сегодня остается лихтеровоз «Севморпуть». Он и должен был прибыть в колымскую столицу, что вызвало определенные волнения среди жителей. Важно понимать, что в сознании простых людей еще жила память об аварии 1986 года на Чернобыльской АЭС и последствиях радиационного заражения.
Тогда в пресс-конференции приняли участие журналисты и представители Министерства морского флота СССР, Института атомной энергии АН СССР, ведущие конструкторы проекта атомохода и другие специалисты.
Позднее, 26 февраля, «Магаданская правда» сообщила, что Магаданский горисполком под давлением общественного мнения принял следующее решение:
— «Севморпуть» не появится в порту до тех пор, пока соответствующие службы города и области не получат всю необходимую документацию по судну, не дадут своих окончательных заключений. Чтобы узнать реальную обстановку на атомоходе, решено послать на него группу магаданских специалистов. Помимо экологической, будет проведена и экономическая экспертиза. И лишь после всех выводов исполком соберется для окончательного решения.
В результате лихтеровоз «Севморпуть» в Нагаевскую бухту не пришел.
Также в этот день
- 10 февраля 1943 года газета «Советская Колыма» опубликовала письмо супругов Ивана и Александры Бойко товарищу Сталину.
Еще в январе они послали Верховному Главнокомандующему просьбу разрешить на собственные сбережения в размере 50 тысяч рублей купить танк и отправиться на фронт воевать с фашистами. Вместе с письмом газета опубликовала и положительный ответ Вождя.
Вскоре супруги выехали в Челябинск, где по окончании ускоренных курсов их зачислили в гвардейскую танковую часть: Александру — командиром танка, Ивана — механиком. Они участвовали в боях на 2-м Прибалтийском и 4-м Украинском фронтах.
Боевой путь Бойко завершили в Чехословакии. Оба награждены орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями.
По примеру супругов Бойко, еще более 70 колымчан в годы войны воевали на танках, приобретенных на свои сбережения. Это те, кто также отправляли письма товарищу Сталину и получили положительный ответ.
- 10 февраля 1951 года в критической заметке «Забытый поселок» газета «Советская Колыма» писала:
«Поселок Нагаево — один из крупнейших пригородов Магадана… Улицы Нагаево постоянно занесены снегом. Здесь часто нельзя проехать не только на автомашине, но даже на лошади… Иногда по 2–3 дня жители лишены света. Если же свет все-таки появляется, то он гаснет по нескольку раз в течение вечера… На весь поселок имеется одна баня с крайне низкой пропускной способностью...».
- 10 февраля 1964 года Решением Магаданского горисполкома №57 были упорядочены наименования улиц по Левобережному и Нагаевскому районам:
— 2-ой Транзитный переулок стал продолжением Библиотечного переулка;
— часть улицы по 2-ой Транзитной от дома №26 до ЛТУ переименованы в Восточный переулок;
— Колымский переулок переименован в Колымскую улицу;
— Первый Колымский переулок переименован в Колымский переулок;
— дома по 2-му Колымскому переулку и отделение связи определены к Колымскому переулку;
— из улицы Средней выделен новый переулок и наименован Янским переулком;
— улица Загородная стала продолжением улицы Парковой;
— участок улицы Нагаевской от дома № 40/2 до улицы Парковой переименован в Нагаевский переулок;
— улица Новая продлена до пересечения улицы Коммуны;
— улица 1-я Северная стала продолжением улицы Почтовой.
- 10 февраля 1976 года создана отдельная авиационная эскадрилья Северо-Восточного регионального управления погранслужбы, что базировалась на аэродроме «Магадан – 56», как воинская часть 9828.
К заслугам авиаэскадрильи относятся спасательные операции в области, помощь в ведении народного хозяйства. Также на протяжении 8 лет десятки экипажей воинской части 9828 приняли участие в Афганской войне. Вертолетчикам приходилось выполнять самые сложные и опасные боевые задачи по выполнению интернационального долга.
В начале 2000-х годов эскадрилья была расформирована, личный состав и материальная часть выведены в город Елизово Камчатской области.
- 10 февраля 2000 года магаданский тяжеловес Владимир Крутоус стал победителем международного турнира класса «А» по боксу в Белграде, Югославия.
2 комментария