90 лет зимнему походу ледореза «Федор Литке» в Охотском море

Четыре спасенных корабля и 140 дней во льдах

«Федор Литке» в Баренцевом море у берегов Норвегии, 1936

В 30-х годах прошлого века начавшееся освоение Северо-Востока потребовало значительно увеличить грузопоток и продлить навигацию в Охотском море на зимний период.

Стало очевидным, что ледовое плавание не может зависеть от искусства отдельных капитанов. Руководство страны пришло к выводу, что стратегия и тактика плавания во льдах должны стать наукой, основанной на всесторонних исследованиях. Плавание ледореза «Федор Литке», осуществившего целенаправленную проводку судов в Охотском море зимой 1931-1932 годов, и положило начало подобным исследованиям.

ДОЛГИЙ ПУТЬ В МАГАДАН

Капитан «Федора Литке» Николай Михайлович Николаев (17.03.1897–25.12.1958)

Ледорез «Федор Литке» вышел из Владивостока в начале декабря 1931 года, имея на борту 950 тонн угля и 650 тонн пресной воды. Зима в этот год пришла рано, и к моменту выхода «Литке» в Охотском море еще находились пароходы «Да-шинг», застрявший во льдах бухты Аян, «Днепрострой», запертый в бухте Нагаева и «Свирьстрой» на пути в Охотск.

Помощь им являлась приоритетной задачей, и возглавившему команду «Литке» опытному капитану дальнего плаванья Николаеву было также поручено общее руководство всеми судами в Охотском море. Именно он еще прославит свое имя в 1934 году, совершив на том же «Литке» первое сквозное плавание Северным морским путем с востока на запад за одну навигацию.

Стоит учитывать, что тогда подробные сведения об Охотском море касались исключительно летнего периода, а вот о зимнем режиме существовали самые разноречивые мнения. Кораблю предстояло столкнуться с полной неизвестностью.

Сперва «Литке» встретился со «Свирьстроем», который пытался пройти в Охотск, но из-за непроходимости льда изменил курс на Нагаево, и, в конце концов, вынужден был возвратиться обратно на юг. «Литке» взял пароход под проводку.

«Свирьстрой» с очень большим трудом следовал за ледорезом в 30-сантиметровом льду, так как ширина корпуса «Литке» была на 4 фута меньше, чем у него. При дальнейшем продвижении появлялись торосы (нагромождения льда) высотой до 1 метра, и «Свирьстрой» оказался зажат. На конструктивно слабом корабле начали лопаться шпангоуты, получило повреждение рулевое устройство. Пришлось временно лечь в дрейф.

Значительное западное течение и непрерывный дрейф битого льда не позволили подойти к Охотску или спустить на воду деревянные кунгасы для выгрузки со «Свирьстроя». Все попытки добраться до судов с берега также не увенчались успехом. Это удалось лишь одному кунгасу, на котором на «Свирьстрой» прибыли представители местной власти. Они убедились, что разгрузить пароход с помощью кунгасов невозможно.

19 декабря «Литке» вышел из Охотска в Аян, на помощь «Да-шингу». 21 декабря ледорез уже зашел в бухту, покрытую сплошным ровным льдом средней толщиной в 35 сантиметров. После двухсуточной стоянки, взяв «Да-шинг» на буксир, «Литке» вышел из бухты Аян.

В районе Охотска «Литке» вновь последовал к «Свирьстрою», пытавшемуся самостоятельно пройти из Охотска в Нагаево и также застрявшему во льдах в районе полуострова Лисянского, где был вынесен дрейфом на 30 миль от берега.

После соединения всех трех кораблей они последовали в бухту Нагаева. Продвижение с двумя пароходами шло медленно из-за частых заклиниваний «Свирьстроя» во льдах, что вынуждало останавливаться и следующий за ним «Да-шинг».

Только 2 января 1932 года караван подошел к Нагаево. Двое суток «Литке» пробивал во льду бухты канал, чтобы подвести суда ближе к кромке ровного льда. С 5 по 6 января на «Литке» перегружали оставшийся уголь со «Свирьстроя» — всего 380 тонн — значительно меньше, чем требовалось.

Уже 8 января было решено выйти на «Литке» из Нагаево и попытаться прорваться сквозь льды к Четвертому Курильскому проливу, где следовало ждать только выходивший из Владивостока пароход «Сахалин» с грузом угля для экспедиции.

ТОПИТЬ САЛОМ И МАШИННЫМ МАСЛОМ

Технические характеристики ледореза «Федор Литке»

Пройдя мимо острова Завьялова, ледорез попал в сплоченный битый лед, в котором двигался со скоростью 8 узлов, а затем вышел на чистую воду. Оценив обстановку, «Федор Литке» вошел в лед и лег в дрейф, чтобы дождаться «Сахалина».

19 января «Литке» снялся навстречу вошедшему в Охотское море пароходу. Но уже через два дня на ледорезе закончился весь уголь, и, чтобы поддерживать пар в котлах, пришлось разобрать деревянный кормовой кубрик. «Сахалин» продвигался навстречу ледорезу очень медленно, поэтому было решено пустить на топливо и часть материалов, инвентаря и продовольствия – чтобы как можно ближе подойти к пароходу. Наилучшим суррогатом топлива оказался шлак, смешанный с салом и машинным маслом. Однако постоянно поддерживать необходимое давление пара таким топливом было почти невозможно. Весь путь «Литке», согласно записи в вахтенном журнале, состоял из ежечасных остановок для поднятия пара и движения вперед продолжительностью от 40 минут до 1 часа.

Не дойдя до «Сахалина» всего 200 метров, ледорез окончательно остановился. Пара не хватило даже на приветственный гудок. «Сахалин» своим ходом пришвартовался к борту «Федора Литке» и передал ему 564 тонны угля и 175 тонн воды. 24 января суда снялись для следования в бухту Нагаева.

В 7 милях от мыса Алевина «Сахалин» был сильно зажат льдом, судно накренило, торосы до 3 метров нагромоздились почти до верхней палубы. По замерам толщина ровного льда составляла 60, 80 а местами и 120 сантиметров.

Только с начавшейся разрядкой льда суда получили возможность возобновить движение. Пройдя Ольский пролив, оказавшийся почти чистым ото льда, суда вошли в лед Ольского залива для перегрузки угля на «Федор Литке».

2 февраля сплошной лед с торосами высотой 1–2,5 метров, в котором двигался караван судов, дал трещину, которая быстро разошлась до 10–15 сажен вдоль берега до самого мыса Чирикова. По образовавшемуся каналу суда подошли к входу в бухту Нагаева.

Так, 4 февраля 1932 года «Сахалин» с ощутимой помощью «Литке» достиг пункта назначения. Выгрузка прибывшей на судне техники, грузов производилась прямо на лед бухты Нагаева. Отметим, что на этом же пароходе прибыло руководство только что созданного треста Дальстрой во главе с Эдуардом Берзиным, также были доставлены вольнонаемные работники, стрелки военизированной охраны и первый этап колымских заключенных, которых, по разным данным, было около ста человек.

ДВА МЕСЯЦА ВО ЛЬДАХ

Эдуард Берзин на борту корабля со стрелками военизированной охраны

После объединенного совещания капитанов всех стоявших в бухте Нагаева судов и представителей местных властей из-за ограниченного количества угля было решено оставить все пароходы на зимовку в бухте Нагаева, а ледорезу «Федор Литке» – выйти во Владивосток.

11 февраля «Литке» начал пробиваться к выходу из бухты, направляясь на встречу со следующим из Владивостока караваном с углем. Но из-за тяжелой ледовой обстановки в Охотском море и ограниченных запасов угля был вынужден остановится и 17 февраля снова лечь в дрейф, продолжавшийся два месяца. В это время ледорез поддерживал постоянную радиосвязь с Владивостоком с помощью аварийной рации, работавшей на аккумуляторах.

19 апреля утром на горизонте показался дым ледокола «Давыдов» и транспорта «Бурят», шедших с углем к «Федору Литке».

Так как «Давыдов» продвигался вперед с большим трудом, «Литке» пустил в ход последние остатки угля и выдвинулся ему навстречу. После того как ледорез принял 627 тонн угля и 150 тонн пресной воды, караван снялся для следования к западному берегу Камчатки, этот курс считался единственным для выхода изо людом на юг.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ

В момент прохода Первого Курильского пролива был перехвачен сигнал бедствия с краболова «Юкагир». «Бурят» направился в Петропавловск, а ледоколы пошли к месту аварии. Поврежденный краболов плотно сидел на камнях. «Литке» принял на борт около 180 человек, всего было вывезено на берег около 500 мореплавателей.

5 мая «Федор Литке», принял в Петропавловске запас угля с «Бурята» и, загрузившись водой, вышел во Владивосток.

В районе острова Мушир ледорез попал в циклон: при юго-восточном ветре силой в 10 баллов судно, уменьшив ход до малого, испытывало крен в 36 градусов. При усилении зыби и крене в 50 градусов «Литке» черпал воду бортами, но все же после трехдневного шторма смог дать полный ход.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

12 мая 1932 года ледорез вернулся во Владивосток после 152 дней плавания, из которых 140 были проведены во льдах. За все время он израсходовал 4718 тонн угля.

Плавание «Федора Литке» зимой 1931-1932 годов позволило частично приподнять завесу над абсолютно не исследованным зимним режимом Охотского моря, что с каждым годом начинало играть все большую роль в хозяйственной жизни не только Дальневосточного края, но и всего Советского Союза.

Опыт «Литке» помог обозначить точки для будущих узлов снабжения судов углем, а также важность обслуживания судов метеорологическими и ледовыми ведомствами и, наконец, воздушной ледовой разведки

Также в ходе выполнения рейса «Литке» выяснилось, что вдоль восточных и северных берегов моря периодически открывается канал чистой воды, по которому при выполнении ряда условий возможно движение судов.

 

Материал основан на работе А.Ф. Позднякова «Плавание ледореза «Федор Литке» в зиму 1931/32 г.»

источник

  • avatar
  • 1
  • .
  • +8

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.