Археолог случайно открыл, как наскальные рисунки превращаются в первобытные мультики
Долгое время эти изображения считались мутными и непонятными, однако немецкий археолог неожиданно понял, как их нужно рассматривать.
Эта история произошла много лет назад, однако она до сих пор будоражит воображение археологов. Да и наше тоже!
Дело было в пещерах с палеолитическими рисунками на юге Франции. Немецкий археолог Эдвард Вачтель поехал посмотреть, не найдется ли там чего-нибудь новенького.
Эти места очень известны археологам, которые постоянно делают там открытия. Особенно пещера Ласко. Ее даже называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Пещеру случайно обнаружили мальчишки в 1940 году, когда пролезли между корней упавшей сосны.
Как ты догадываешься, в те времена было не до археологии. Однако после Второй мировой войны в пещеру пришли исследователи и, мягко говоря, остолбенели. Огромный центральный холл был украшен великолепными изображениями животных в цвете. Слой мрамора в горных породах защищал пещеру от влажности, и рисунки сохранились в своем первозданном виде.
Конечно, вскоре после этого открытия в пещеру валом повалили туристы. В разгар популярности пещеру Ласко посещали до тысячи человек в день. От такого наплыва микроклимат внутри пещеры нарушился, и рисунки начали исчезать. Археологи забили тревогу. После многочисленных попыток ограничить поток туристов и установить кондиционирование, которые ни к чему не привели, пещера была навсегда закрыта для посетителей.
Впрочем, запрет, конечно, не касается археологов в индивидуальном порядке. Эдвард Вачтель в 1993 году получил заветный допуск и очень радовался предстоящей встрече с прекрасным. Палеолитическая капелла не разочаровала.
Однако даже больше, чем великолепные рисунки в центральном зале, Эдварда заинтересовали гравировки животных в узких труднодоступных проходах в закоулках Ласко. Дело в том, что в одном ракурсе они были очень похожи на вырезанные на каменных стенах силуэты зверей из других неолитических пещер на юге Франции. Изображения как будто перечеркивали параллельные линии.
«Как и для чего они были сделаны?» — задумался Эдвард. Как показал анализ, линии были нанесены в то же время, что и основные рисунки. Однако они делали силуэты животных трудноразличимыми. Было похоже на то, будто кто-то пытался перечеркнуть труд предыдущего художника, однако сделал это очень аккуратно.
Также у некоторых изображений было несколько голов или явно большее количество ног, чем предусматривает земная анатомия.
Вачтель разгадал этот секрет совершенно случайно. Однажды во время своего путешествия он отправился осматривать совсем маленькую пещеру, которая содержала очень примитивные рисунки. Туристы даже не подозревали о ее существовании. В пещеру археолога отвел местный фермер. Вместо фонарика он взял с собой старую масляную лампу.
Тут надо отметить, что все предыдущие знаменитые пещеры Эдвард рассматривал в специальном ярком электрическом свете, который позволял рассмотреть мельчайшие детали. Ученым предоставляли все условия для работы. А тут…
А тут, переходя от одной картинке к другой в мерцающем свете лампы, который так напоминал свет примитивных лампадок, доступных первобытным людям, Вачтель вдруг увидел чудо. Рисунки ожили!
С разных ракурсов в мерцающем свете загадочные параллельные линии то появлялись, то исчезали, как будто колыхалась трава, а в ней ходили животные! Две головы антилопы тоже появлялись поочередно — создавалось ощущение, что животное пасется и вдруг вскидывает голову, услышав охотника. Многочисленные ноги создавали эффект бега.
«Так вот чем занимались первобытные люди в длинных галереях пещер!» — осенило Вачтеля. Они медленно ходили вдоль фресок с факелами и… смотрели мультики!
0 комментариев