Самая странная рабочая командировка в истории наконец-то закончилась!

Просто некоторые цифры незапланированного пребывания «застрявших астронавтов» Суни Уильямс и Бутча Уилмора на МКС:

  • Первоначальная миссия: 8 дней
  • Общее время пребывания: 286 дней (6-я по продолжительности одиночная миссия в истории США)
  • Сделано кругов по орбите вокруг Земли: 4576
  • Пройденное расстояние: 194 миллиона километров
Самая странная рабочая командировка в истории наконец-то закончилась!

 Следующие 45 дней они проведут в Космическом центре имени Джонсона в НАСА, проходя курс восстановления после миссии.
 
Напомним, они застряли на МКС из-за проблем с пилотируемым кораблем CST-100 Starliner, который сам по себе одна большая проблема. К примеру, у него 64 (!) двигателя системы коррекции и маневрирования.
 
Что случилось со Starliner на орбите и откуда вся драма? Тут настоящий детектив.

  • Ещё перед началом полёта, когда ракета Atlas V с кораблём была на площадке, в одном из контуров подачи гелия в сервисном отсеке была зафиксирована небольшая утечка. Комиссия провела ревью и пришла к выводу, что угрозы для миссии нет и провели старт. 
  • Уже после выхода Starliner на орбиту, в другом контуре подачи гелия была зафиксирована ещё одна утечка. NASA и Boeing приняли решение изолировать оба контура. Всё ещё не так критично для продолжения миссии. 
  • Поскольку полёт был тестовым, то была предусмотрена дополнительная программа для сертификации корабля, включая тесты с ручным управлением перед стыковкой с МКС.
  • Во время этих тестов было выявлено ещё несколько утечек гелия, а работа двигателей коррекции была слабее ожидаемого. Автоматика также отключила плохо работающие двигатели. 
  • По итогу: 5 разных утечек, и 5 неработающих двигателей. Причём все 5 это именно двигатели OMAC в кормовой части.
  • Таким образом, перед стыковкой с МКС, 5 из 8 двигателей OMAC не работали. В конструкцию Starliner заложено, что для операций на орбите в худшем случае достаточно 1 работающего двигателя, то есть заложен отказ 7 из 8. 
  • Ещё один предвестник проблемы — эти двигатели OMAC расположены ближе к верхней стенке каждого из 4 блоков. 
  • А теперь самое важное: в ходе тестов, 4 из 5 неработающих двигателя в итоге заработало. Таким образом, Starliner лишился всего-лишь 1 двигателя OMAC. 
  • Более того, утечка гелия и отказ двигателей это 2 разных проблемы. А снижение тяги (и выключение автоматикой) было связано с перегревом внутри каждого из 4 блоков, их ещё называют будкой. Как упоминалось выше, сами эти двигатели находятся ближе к стенке, и двигатели коррекции работают импульсами. Так что при определённых режимах работы они могут перегреваться. 
  • И эта проблема для лётного железа не вылезала при стендовых испытаниях на земле, поэтому и вылезла она на орбите. Boeing даже провёл отдельные тесты уже во время миссии и выпустил апдейт, что проблема не критична.

 Почему NASA не решились возвращать астронавтов на Starliner?
 
Причина довольно банальная: невозможность просчитать риски.

  • Для агентства, которое за свою историю потеряло 2 экипажа во время полётов из-за игнорирования рисков, любая ситуация, где этот риск, даже самый малый, не просчитывается — это недопустимый риск. Можно с этим не соглашаться, но это правило. И директора не хотят ставить свою подпись, если риски не просчитаны.
  • А поскольку Boeing не мог нормально реплицировать проблему на земле, предоставить нужный анализ и удовлетворяющую оценку для NASA, то условия миссии пришлось менять. Хотя сама компания говорила, что проблема преувеличена, и оказалась права.

 По итогу, в сентябре 2024 года, через 3 месяца после старта, корабль Starliner успешно вернулся и сел в нужную точку без экипажа.
 
Сейчас Boeing проводит за свой счёт работу по устранению проблем. Следующая дата запуска Starliner неизвестна. Грузовую миссию с рядом тестов могут провести к концу 2025 года, а полноценный пилотируемый полёт не раньше начала 2026. И то, это пока под большим вопросом.

  • avatar
  • .

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.