История винила: Как оловянные валики превратились в грампластинки


Человеку родом из Советского Союза нет нужды объяснять, что такое грампластинка. Скорее, наоборот – каждому есть что вспомнить об этих виниловых дисках, ведь на них были записаны любимые мелодии детства и юности. Незабываемый запах пластинки, потрескивание, которое раздавалось при опускании иглы на диск, «теплый» звук, раздававшийся в динамиках – все эти аналоговые чудеса, казалось бы, забытые в современном цифровом мире, еще не торопятся сдавать позиции.

Кто придумал грампластинки и как они устроены

Эра звукозаписи кажется уже довольно долгой, даже если не рассматривать совсем уж ранние и довольно примитивные устройства, вроде «водяного органа». В каком-то смысле развитие и расцвет отечественной грампластинки почти совпали с периодом существования СССР. Поэтому пластинки так часто становятся частью ностальгически оформленного интерьера, становятся такой же приметой ушедшего времени, как старые пленочные фотоаппараты, самовары или флажки с первомайской демонстрации.

Фонограф Эдисона

Фонограф Эдисона

Изобретение прибора для записи и воспроизведения звука – заслуга Томаса Эдисона, который в 1877 году запатентовал свой «фонограф». Валик в форме цилиндра, обернутый оловянной фольгой или покрытой воском бумагой, был прототипом пластинки, на него «записывался» звук. Во время записи валик вращался, а игла наносила на поверхность канавку переменной глубины – в зависимости от звука. При воспроизведении использовалась другая игла, ее колебания передавались на мембрану, и механические сигналы преобразовывались в звуковые, которые усиливались рупором в форме конуса.

Такой носитель – валик – был не особенно удобен, прежде всего, из-за быстрого изнашивания и сложности копирования нанесенной на него записи. И спустя десять лет, в 1887 году, был придуман дисковый носитель – прообраз виниловой пластинки. Тогда материалом для изготовления звуконосителя стал цинк. Изобретатель пластинок Эмиль Берлинер несколько изменил принцип записи – в отличие от аппарата Эдисона, здесь игла оставляла «канавку» постоянной глубины, но извилистую, в соответствии с колебаниями звука.

Эмиль Берлинер, изобретатель граммофона и пластинки

Эмиль Берлинер, изобретатель граммофона и пластинки

Теперь тиражировать звуковую запись стало проще – для производства применяли стальную матрицу, а сами пластинки производили из эбонита — вулканизированного каучука. Впоследствии он был заменен на более дешевый материал – шеллак, который представляет собой природную смолу, выделяемую некоторыми видами насекомых.

Пластинки из шеллака - более тяжелые, более хрупкие

Пластинки из шеллака — более тяжелые, более хрупкие

Какими были пластинки в XX веке

Отдельная страница в истории грампластинок – это эволюция их размеров и скорости вращения. Самые первые, выпущенные в конце позапрошлого века, могли воспроизводить не больше двух минут записи. Диаметр таких пластинок составлял семь дюймов, или 175 миллиметров, дорожка была довольно широкой, а скорость вращения при проигрывании пластинки составляла 78 оборотов в минуту.
Появились двусторонние пластинки – это позволило увеличить общее время записи. С 1903 года стали делать 12-дюймовые диски, и на каждой стороне уже можно было прослушать до пяти минут музыкальной записи.

Производители пластинок стремились увеличить продолжительность звучания, прочность материала и снизить стоимость . Так появился винил и несколько вариантов скоростей

Производители пластинок стремились увеличить продолжительность звучания, прочность материала и снизить стоимость. Так появился винил и несколько вариантов скоростей

Своеобразной революцией стало создание в 1948 году долгоиграющих пластинок – теперь скорость вращения составляла 33 1/2; оборота в минуту. К тому же вновь изменился материал пластинок: вместо хрупкого и шумного шеллака стали применять винил, точнее – сополимер винилхлорида и винилацетата, материал небьющийся и значительно более дешевый, чем шеллак.
Почти сразу же другая компания стала производить пластинки для скорости 45 оборотов в минуту – этот формат требовал отдельного аппарата для проигрывания. На этом этапе развитие грампластинок уже определялось конкуренцией между разными звукозаписывающими компаниями.
Поздние советские проигрыватели позволяли использовать любую из трех основных скоростей воспроизведения: 33, 45 и 78. А размеры пластинок относились к категориям «маленькие», или «миньон», диаметром 7 дюймов (7”), «гранд» — 10’’ и «гигант» — 12’’.

Большая пластинка продавалась за 2 рубля 15 копеек

Большая пластинка продавалась за 2 рубля 15 копеек

Помимо обычных виниловых выпускались и гибкие пластинки – их делали из ПВХ. Обычно такие диски можно было встретить между страницами некоторых советских журналов, в первую очередь «Кругозор» и «Колобок». Качество воспроизведения на такой пластинке было несколько ниже, зато и стоимость изготовления тоже оказывалась невысокой.

Гибкие пластинки

Гибкие пластинки

Для воспроизведения музыкальных и любых других аудиозаписей использовали специальный аппарат, который в разговорной речи называли проигрывателем, официально же его именовали «электрорадиограммофон», а потом – «электрофон». Первые такие устройства в СССР начали производить в 1932 году.

От громоздкого граммофона и его переносной версии - патефона - к классическому советскому проигрывателю

От громоздкого граммофона и его переносной версии — патефона — к классическому советскому проигрывателю

Вся целиком звуковая индустрия в Советском Союзе была сосредоточена в руках единственной компании, конечно, государственной, ею была фирма «Мелодия». Она возникла в 1964 году и объединила и фабрики грампластинок, и звукозаписывающие студии. У «Мелодии» было два десятка Домов грампластинок по всему Союзу – магазинов, продающих советским гражданам как отечественные, так и зарубежные аудиозаписи. Да и сама компания была хорошо известна за рубежом, и благодаря экспорту продукции во множество стран, и как один из лидеров в области создания высококачественных грампластинок.

Из кинофильма «Я шагаю по Москве»

Из кинофильма «Я шагаю по Москве»

В семидесятых аудиопродукция «Мелодии» уже была разбавлена компакт-кассетами, а с девяностых годов пришло и время компакт-дисков.

Старые грампластинки за тысячи долларов

Прослушать сейчас любую музыкальную запись – дело настолько простое, что не требует практически никаких усилий. Уж точно не приходится ради заветной песни ехать в специальный магазин, искать там среди сотен и тысяч виниловых пластинок одну, а потом хранить ее в соответствии с правилами – вертикально, не перегревая, вдали от солнечных лучей и всего того, что может сказаться на целостности дорожки или поцарапать поверхность диска. И все же даже в наше время спрос на грампластинки не пропал, больше того – исследователи фиксируют даже рост продаж виниловых пластинок в первые два десятилетия XXI века.

И в новом тысячелетии виниловые пластинки прошлых лет пользуются большим спросом

И в новом тысячелетии виниловые пластинки прошлых лет пользуются большим спросом

Лидерами продаж прошлого десятилетия неоднократно становились старые альбомы группы The Beatles. Кстати, само слово «альбом» применительно к сборнику музыкальных композиций появилось не случайно. Когда-то, до эры долгоиграющих пластинок, выпускали вместе по несколько дисков одного исполнителя, этот комплект пластинок упаковывали в коробку, которая очень напоминала тогдашние фотоальбомы.
Среди покупателей встречаются как коллекционеры или диджеи, экспериментирующие со звуком, так и простые любители музыки. Цифровизация современного мира не всем по нраву – некоторые меломаны уверяют, что звучание аналоговых дисков существенно выигрывает по качеству воспроизведения, возникло даже понятие «лампового звука» — то есть «богатого и теплого», в противовес бездушному и холодному звучанию «цифры».

 

источник

  • avatar
  • .
  • +8

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.