Воровство технологий по-американски: как скопировать и не платить

Принято считать, что«заимствованием» технических решений занимаются лишь отсталые страны. А технически продвинутым демократиям это не требуется просто по определению. Но не всё так просто…

На земле

В ходе испано-американской войны 1898 года и филиппино-американской 1899–1902 годов воины света дяди Сэма внезапно выяснили, что их только что принятые на вооружение магазинные винтовки и рядом не валялись с оружием даже не самых крутых на свете противников —«испанскими маузерами» обр. 1893. 

Основные винтовки участников испано-американской и филиппино-американской войн

Основные винтовки участников испано-американской и филиппино-американской войн

Кончилось тем, что в 1900 году американские военные притащили в казённый арсенал в Спрингфилде как трофейные стволы, так и новый хит от того же производителя — небезызвестный«Гевер 98».

«Хотим что-то типа этого».

Сказано — сделано. В сжатые сроки была разработана и принята на вооружение винтовка«Спрингфилд» обр. 1903, верой и правдой прослужившая ВС США до середины Второй мировой. Спустя три года к ней создали ещё и патрон с новомодной остроконечной пулей — знаменитый .30-06(7,62×63-мм).

И всё бы хорошо, если бы не фирма«Ваффенфабрик Маузер», где решили, что американские коллеги слишком уж буквально поняли пожелание своих военных, а посему неплохо бы заплатить за«заимствования».Те были настолько очевидны — от конструкции затвора до обоймы, — что американцы не стали упираться и раздувать скандал, а по-тихому отстегнули 200 тысяч баксов.

Маузер 98 и Спрингфилд М1903 — фамильное сходство не скроешь

«Маузер 98» и«Спрингфилд» М1903 — фамильное сходство не скроешь

Но тут нарисовалась ещё одна немецкая компания — DWM. Их претензии касались уже пули к патрону .30-06 — за это заимствование они выкатили счёт в 250 тысяч. На этот раз американцы попытались замотать дело в судах, а тут ещё и Первая мировая кстати началась… Но немцы оказались упорными, и правительству США всё же пришлось заплатить. Пусть только в 1928 году, но зато сильно больше, чем требовалось изначально, — 412,5 тысячи долларов.

Под водой

С самого начала боевых действий на Тихом океане в ходе Второй мировой опять же внезапно выяснилось, что с американскими торпедами всё обстоит сильно не очень. Они то шли на три с лишним метра глубже, чем надо, то на них глючили взрыватели. Причём не только навороченные магнитные, но даже старые и надёжные контактные.

Усугублялось это тем, что монопольный разработчик и производитель — казённая торпедная станция в Ньюпорте — категорически отказывалась признавать свои косяки и упорно валила всё на кривые руки моряков. В результате эпопея под названием«великий торпедный скандал» затянулась до конца 1943 года.

Морпех охраняет выброшенную на берег немецкую торпеду G7e. Карибское море, остров Аруба, 16 февраля 1942 года

Морпех охраняет выброшенную на берег немецкую торпеду G7e. Карибское море, остров Аруба, 16 февраля 1942 года

Неудивительно, что моряки с самого начала стали посматривать«налево». Весной 1942 года они притащили в Ньюпорт немецкие электрические торпеды G7e — мол, раз уж свои до ума довести не можете, так хоть скопируйте вот это по-быстрому. На что главные торпедные гуру США гордо ответили, что ничего копировать не будут, а сделают лучше!

Ага, знаем мы это ваше«лучше»…

Трофеи из Ньюпорта забрали и обратились к частнику, компании«Вестингауз». Те не стали выпендриваться — любой каприз за ваши деньги! — и действительно по-быстрому слепили на базе«немки» свою торпеду Mark 18. Не самых выдающихся характеристик, зато сильно дешевле имевшихся. Так что к концу войны на них приходилось больше половины торпедных запусков с американских подлодок.

На этот раз патентных претензий не последовало.

Немецкая торпеда G7e и её американская дочка Mark 18

Немецкая торпеда G7e и её американская«дочка» Mark 18

И в небе…

Схема с вращающимися в противоположные стороны соосными винтами возникла одновременно с идеей самого вертолёта. Однако из-за сложности её реализации более востребованными оказались вертолёты с хвостовым винтом. Единственной страной, где эти сложности победили, стал СССР с его линейкой вертолётов ОКБ имени Н. И. Камова.

Полвека эволюции: от Ка-8 до Ка-52

Полвека эволюции: от Ка-8 до Ка-52

Отдельные злые языки утверждают, что«не имеющими аналогов» они стали лишь потому, что больше никому эта схема нафиг была не нужна. Другие, не менее злые, клевещут, что те же американцы пробовали это ещё в 1960-х. Например, в виде противолодочных беспилотников«Джиродайн» QH-50.

Так что«они просто не умеют их готовить»!

Между тем, из семи участников конкурсов по американским программам FLRАА и FARA — перспективные дальний ударный и разведывательно-ударный вертолёты — три внезапно оказались выполнены по той самой«никому не интересной» и«бесперспективной» соосной схеме:«Сикорски-Боинг» SB-1,«Сикорски Рейдер Х» и AVX/L3 CCH.

Финалист конкурса по программе FARA Sikorsky Raider X и не прошедший во второй этап AVX/L3 CCH

Финалист конкурса по программе FARA Sikorsky Raider X и не прошедший во второй этап AVX/L3 CCH

При этом представитель AVX, не особо комплексуя, сообщил, что лишь«неожиданная открытость русских в области технологий» позволила им решить массу проблем. В частности, такую серьёзную, как уменьшение расстояния между роторами, а также общее облегчение конструкции. У«Сикорского» скромно промолчали.

Заимствование технических решений — от«честной» покупки лицензий до«нечестного» промышленного шпионажа или реверс-инжиниринга — это просто суровая реальность. Обычно это способ быстро,«рывком» преодолеть технологическое отставание в какой-то области. И способом этим никогда не брезговали — даже в самых продвинутых в технологическом плане странах.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +31

1 комментарий

avatar
Ой, да ладно, хорошие идеи, все у всех пиздили, пиздят и ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ будут пиздить…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.