Родовая община «Гулун» возрождает искусство приготовления юколы в Северо-Эвенском округе Колымы

О непростом деле, традиционном промысле и вкусе вяленой кеты со сладким чаем

Фото из личного архива Евгения Канчалана

Северо-Эвенский округ традиционно продолжает быть территорией компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Эту землю издавна населяли коряки, эвены, ительмены, орочи, камчадалы, чукчи и другие аборигенные народы. Считается, что эвены поселились на берегах Охотского моря в далеких XIV — XVI веках, придя сюда с кочевьем из Прибайкалья. Именно их предкам принадлежит приоритет в одомашнивании оленя и использовании его в хозяйстве.

Сладкий чай с рыбой

Но если оленеводством в современном мире занимается ограниченное число человек, то другому традиционному промыслу — рыболовству — с удовольствием предаются многие местные жители.

— Рыба для коренного человека имеет очень большое значение, — отмечает председатель родовой общины КМН «Гулун» (костер) Евгений Канчалан. — Это основа нашего рациона. Наш хлеб, если хотите.

Многие старики без рыбы не представляют себе жизни. Большинство старожилов едят рыбу круглый год, свежую и вяленую, соленую и копченую. Она является и основным блюдом, и лакомством к чаю. Сладкий чай с сушеной или соленой рыбой вприкуску — нет ничего вкуснее!

Красной рыбы в Северо-Эвенском округе много. Это голец, горбуша, кета, кижуч. Знающие люди без труда перечислят еще несколько видов лососевых пород, встречающихся в этих местах. Однако простому человеку добыть ее трудно. И речь не идет о сложностях процесса рыбалки. Сейчас говорим о несовершенстве законодательства, регулирующего рыбный промысел.

— Простому человеку, такому, как я, сложно разобраться во всех тонкостях заполнения документации. Можно запросто ошибиться в формах, что-то не так заполнить, придется переделывать, а это время.

Упустишь срок — не получишь права на вылов в следующем году. А мне так нельзя, я же не только за себя отвечаю, но и за людей, вступивших в общину, — поясняет Евгений Канчалан.

Председатель родовой общины очень благодарен сотрудникам Магаданского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны ОТУ Росрыболовства, дислоцирующегося в поселке Эвенск, особенно старшему государственному инспектору Анжеле Кирсановой, которая из года в год неустанно помогает зарегистрироваться и правильно оформить отчеты.

10 штук на человека

Фото из личного архива Евгения Канчалана

— Наши предки веками кормились у рек, заготавливали рыбу на зиму в больших количествах, — продолжает глава общины. — Теперь же все регламентировано. Есть строгие правила, не только обязывающие население рыбачить в строго отведенном месте и в рамках определенного лимита на человека, но и запрещающие передачу разрешающих вылов документов от одного человека другому.

А как же быть детям, старикам, женщинам? Зачастую они не могут сами осуществить вылов, сил не хватает ни добраться до реки, ни осилить рыбалку. Вот и приходится людям объединяться в общины, как мы.

В моей общине сейчас насчитывается 14 человек. Мы крепко держимся друг друга, помогаем, чем можем. Поэтому и выбрали такое название «Гулун» — костер, ведь возле него все собираются, советуются, сообща решают проблемы.

А проблем у общины, несмотря на ее немногочисленность, хватает. Все дело в том, что «Гулун» специализируется не просто на вылове рыбных ресурсов, эта община одной из первых подняла вопрос о заготовке для КМНС традиционного вида северных запасов — юколы, вяленой кеты.

В прошлом году Евгению Канчалану решением Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Магаданской области для этих целей на короткое время был выделен участок на реке Наяхан. Но погодные условия тогда помешали произвести заготовку кеты в полном объеме. В этом году община также обратилась в комиссию за разрешением на вылов кеты для заготовки юколы, которое было удовлетворено.

Большое участие в решении этого вопроса приняли председатель Магаданской областной общественной ассоциации коренных малочисленных народов и этнических групп Севера Лилия Щербакова и сенатор РФ, президент общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» Григорий Ледков. Во многом именно благодаря их ходатайству общине удалось повторно получить данный участок.

- Хотим постараться закрепить его за собой на постоянной основе и получить квоту на вылов кеты. Все дело в том, что норма так называемых лимиток на лов кеты — 10 штук на человека. А это мизер по сравнению с потребностью.

Нам важно добиться выделения постоянного участка и квоты на вылов еще и потому, что мы с сыном Егором печемся о возрождении традиционных промыслов, чтобы представители северных народностей не забывали традиции предков, — говорит Евгений Канчалан.

Я вообще мечтаю организовать на своем участке мастер-классы по заготовке рыбы для всех желающих. А то, стыдно сказать, дошло до того, что люди коренных национальностей сейчас хуже умеют работать с рыбой, чем другие народы. А уж юколой практически никто не занимается, потому что это трудоемко, требует большой отдачи и аккуратности.

В этом году большую практическую помощь нашей общине оказали Алексей и Владимир Байкаловы из родовой общины «Учак» (олень). У этих парней просто дар к рыбе. Мы много премудростей у них почерпнули. К тому же у них есть техника: лодка, машина, которые пришлись как нельзя кстати при перевозке запасов и заготовок. Без них нам было бы гораздо сложнее.

Вкус вяленой кеты

Фото из личного архива Евгения Канчалана

Евгений Канчалан рассказал, что родовые общины ежегодно получают финансовую господдержку. Выделяемых средств хватает на покупку инвентаря, палаток, необходимых на промысле, но рыбаку хотелось бы также приобрести машину и лодку для своей общины. Это повысило бы уверенность в завтрашнем дне, облегчило бы задачу по заготовке и доставке рыбы в поселок.

— Летом мы всегда стараемся не только сделать засол на зиму, но и подкинуть своим семьям свежей рыбы. К тому же вокруг столько стариков. Да, они не являются членами моей общины, но многих я знаю и уважаю с детства, как же не поделиться с ними уловом! — разводит руками председатель общины. — Поэтому в будущем хотелось бы иметь возможность оказывать соцподдержку тем, кто нуждается, на постоянной основе.

Работу «Гулуна» ценят многие жители округа.

— Я очень рада, что вступила в общину, — говорит жительница Эвенска Инга Ханькан. — Мои сыновья выросли, теперь живут в другом регионе. А Евгений помогает мне рыбой, это большое подспорье в хозяйстве, особенно зимой. Из соленой красной рыбы буду делать салат с луком, он очень хорошо подходит к вареной картошке, а юколу люблю со сливочным маслом, можно с нерпичьим жиром еще, если есть, это очень вкусно.

— Да, приятно, когда тебе домой приносят свежую рыбку, — вторит ей односельчанка Алла Котова. — Евгений не раз за лето помогал нам, надеюсь, что и зимой не обойдет стороной.

Сам же председатель родовой общины «Гулун» постоянно в заботах, сложно начинать дело с нуля, как он. Здесь и выдержка нужна, и немалое упорство, чтобы не отступить и не бросить начатое.

— Идей у меня много, хочется охватить все и сразу, — признается он. — Но на это и деньги нужны немалые. Ведь чтобы все работало, необходимы не только руки и энтузиазм, но и техника, лодка, топливо, рефрижератор для хранения, многое другое.

Вот думаю обратиться за финансовой поддержкой к губернатору Магаданской области Сергею Носову, надеюсь, что мой проект по заготовке юколы не останется местечковым, а получит дальнейшие перспективы роста. Ведь юкола — это исконный продукт, то, что раньше знали в каждой семье, а теперь воспринимаем как лакомство и экзотику. Хочу перевернуть это и надеюсь на помощь.

Евгений Канчалан улыбается. Несмотря на трудности, его дело возрождения традиционного для КМНС промысла по заготовке юколы медленно, но верно продвигается вперед. А значит, есть еще шанс, что не только его дети, но и дети его детей полюбят вкус юколы — вяленой кеты.

 

Татьяна МАМАТОВА

  • avatar
  • .
  • +12

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.