Советский фантастический фильм, оказавший влияние на всю мировую кинофантастику

В эпоху чрезвычайной популярности космической темы во всем мире — а если точнее, 14 апреля 1962 года, через год после полета Гагарина в космос — состоялась премьера художественного фильма, который стал вехой во всей мировой кинофантастике. В фильме рассказывалось о совместной советско-американской экспедиции на Венеру. Речь идет о фильме Павла Клушанцева «Планета бурь».

Идея поставить игровую научно-фантастическую ленту о полете на другую планету родилась у Клушанцева еще в конце 50-х. До этого он в основном снимал научно-популярное кино.

Но уже в нем режиссер начинал поднимать фантастическую тему. Особо примечательны в этом плане фильмы «Вселенная» 1951 года (о строении Солнечной системы, особенностях ее структуры, о космических телах и их взаимодействии)…

…и «Дорога к звездам» 1957 года — первый в истории кино популярно-фантастический фильм, рассказывающий об основоположнике космонавтики К.Э. Циолковском, об истории развития ракетной техники и дальнейших перспективах космонавтики, а также фантазирующий на тему, как будет происходить освоение человеком ближнего и дальнего космоса. Именно в этом фильме достоверно и впечатляюще был показан эффект невесомости космонавтов.

Фильм имел большой успех и в нашей стране, и на Западе. Говорят, что в одном из интервью Стэнли Кубрик заявил, что без «Дороги к звездам» не было бы и «Космической одиссеи 2001 года» — Клушанцев «подсказал» многие технические находки «Одиссеи».

Но вернемся к «Планете бурь». В 1959 году Клушанцев подал заявку на фильм об экспедиции на Луну, и проект был утвержден и поставлен в план «Леннаучфильма». С самого начала еще не рожденному фильму не везло. Сценарий предложили написать Александру Казанцеву и профессиональному сценаристу Михаилу Витухновскому, но результат не удовлетворил Клушанцева. Назрел нешуточный конфликт между режиссером и сценаристами, в результате которого со скандалом вышел из проекта Витухновский, а за ним и Казанцев.

Доведенный до нервного срыва Клушанцев все-таки уговорил Казанцева вернуться и переделать сценарий. В результате в основу была положена повесть А. Казанцева «Планета бурь», а герои картины вместо Луны отправились осваивать Венеру — кстати, впервые в истории кинофантастики.

Картина была снята, но один курьезный случай едва не задержал ее выход на большой экран. На генеральном просмотре министр культуры Е.А. Фурцева потребовала вырезать из фильма фрагмент, в котором героиня, оставшись одна на орбите и думая, что разведэкспедиция погибла, плачет. Мотивировка министра была убийственной в своей чиновничьей глупости: «Советская женщина-космонавт не может плакать!» По счастью, кому-то все-таки удалось убедить Фурцеву в том, что элемент человечности не навредит гранитному образу советских покорителей космоса, и фрагмент был спасен.

Премьера фильма состоялась 14 апреля 1962 года, и он тут же стал хитом сезона. Покорение планет виделось не за горами, и Клушанцев предложил зрителю познавательную и увлекательную картинку — как это может происходить в недалеком будущем. В фильме были задействованы замечательные актеры — Владимир Емельянов, Георгий Жжёнов, Геннадий Вернов, Юрий Саранцев, Кюнна Игнатова.

Объективности ради нужно сказать, что «Планета бурь» не была лишена серьезных недостатков. Прежде всего это касается шаблонных, лишенных какой бы то ни было психологической индивидуальности героев, которые изъясняются с комсомольским пафосом. Люди, их характеры и взаимоотношения, космическая философия не интересовали Клушанцева-режиссера. «Планета бурь» создавалась в большей степени с целью популяризации космонавтики.

Но эти недостатки с лихвой окупались героико-исследовательской романтикой и динамичностью действия — есть здесь и погибшая экспедиция, и загадка древней венерианской цивилизации, и плотоядный цветок, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с ящероподобными аборигенами, и свихнувшийся робот «Железный Джон». Наконец, весьма впечатляюще и натурально изображены динозавр и гигантский птеродактиль, на удивление достоверно снята сцена извержения венерианского вулкана. Визуальный ряд картины ни на йоту не уступал голливудским научно-фантастическим лентам тех лет.

«Планета бурь» стала хитом сезона у зрителей. Критика же ругала фильм нещадно. В истории нашего кино лента так и осталась недооцененной. Совсем по-другому к ней отнеслись за рубежом. Фильм был закуплен 28 странами, в том числе и США. Ну, а что произошло в США с этой лентой, наверное, вы все хорошо знаете.

В 1965 году студией Роджера Кормана фильм был перемонтирован с заменой ряда эпизодов, добавлением нескольких новых и выпущен в прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965). В титрах советские актеры, оставшиеся в фильме, были указаны под вымышленными англоязычными именами (Георгий Жжёнов как Курт Боден, Геннадий Вернов как Роберт Чантал и т. д. ). Все персонажи стали людьми западного мира — американцы плюс француз и немец.

Однако переименованием и дубляжом дело не ограничилось — из картины путем перемонтажа были убраны прямые визуальные намеки на советское происхождение картины (хотя кое-что в кадрах все-таки осталось, например русская надпись «Сириус» на корпусе магнитофона), были изъяты некоторые замедляющие действие фрагменты, реплики. И наоборот, американцами были добавлены новые эпизоды (кадры орбитальной станции, взятые «напрокат» из другого советского фантастического фильма — «Небо зовет» (1959) — и доснятые специально на студии Кормана уже с участием настоящих американских актеров). В новых эпизодах были заняты американские актеры Бэзил Рэтбоун и Фэйт Домерг (эпизоды, заменившие все эпизоды с К. Игнатовой).

Но на этом эпопея не закончилась. Кассовые сборы «Путешествия на доисторическую планету», по-видимому, разочаровали продюсеров, и в 1968 году в США был выпущен еще один перемонтированный вариант фильма под названием «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women). Из монтажа «Путешествия на доисторическую планету» были удалены ранее доснятые эпизоды и вставлены новые, которые вводили в сюжет племя полуголых венерианских доисторических амазонок. Режиссером этой версии был Питер Богданович (под псевдонимом Дерек Томас).

Почему вообще у американцев была возможность видоизменять «Планету бурь» в свое удовольствие? Причина проста — до 1973 года СССР упорно не подписывал Бернскую конференцию об авторских правах, что давало людям, купившим советскую художественную продукцию, поступать с ней по их усмотрению.

Много позже, в 1996 году, журнал «Американский кинооператор» с вызывающей уважение самокритичностью заметил:

«К сожалению, из многих фильмов Клушанцева в США показывались лишь перемонтированные отрывки, включенные в посредственные американские фантастические фильмы многих режиссеров, включая раннего Фрэнсиса Копполу».

О том, что в Штатах до сих пор помнят фильм советского режиссера, свидетельствует и лента «Красная планета» (Red Planet, 2000). Даже зарубежная критика отметила сюжетное сходство с «Планетой бурь» вплоть до прямых заимствований из нее.

А что Клушанцев? После шквального огня критики, обрушившейся на «Планету», он зарекся снимать сугубо игровые фильмы и вернулся в любимое лоно научпопа. Но фантастика на этом не закончилась. Спустя несколько лет он поставил без преувеличения блистательные популярно-фантастические фильмы «Луна» (1965) и «Марс» (1968), завершив «планетарную трилогию». В 1970 году Павлу Владимировичу Клушанцеву присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, он продолжал снимать замечательные научно-популярные фильмы о загадках Вселенной и Земли.

  • avatar
  • 1
  • .
  • +20

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.