«Эффект Златовласки» и другие уловки маркетинга, которые работают во всех магазинах

Сотрудник крупной российской торговой сети поделился хитростями, которые используют маркетологи, чтобы заставить покупателей класть в тележку совершенно ненужные им товары. Все эти «фишки» настолько просты и очевидны, что даже стыдно признавать, что мы каждый раз снова и снова на них попадаемся.

Правило «Золотого треугольника»

Главная задача маркетологов сделать так, чтобы покупатель провел в магазине как можно больше времени. Естественно, легче всего осуществить это в крупном супермаркете, где человек имеет возможность сам бродить с тележкой между рядами.

Но «сам» — это слишком громко сказано, ведь практически во всех заведениях подобного типа работает правило «Золотого треугольника». Согласно ему, в торговом зале есть три ключевых точки — вход, витрина и касса. Расстояние между так называемыми вершинами треугольника должно быть максимальным. Именно поэтому так часто самые ходовые товары, которые должны быть расположены во второй точке, а именно, хлеб, молоко и яйца, находятся в самом конце зала.

Пока покупатель до них доберется, ему на глаза будут попадаться различные вкусняшки, фрукты, газировка и сладости, ну и, конечно же, алкоголь. Если площадь позволяет, «треугольник» превращают в любую другую фигуру. Главное — сохранить последовательность.

Правильное расположение товаров

«Продвинутые» покупатели супермаркетов знают, что все товары в магазине стоят по особому принципу. Самые дорогие всегда находятся на «уровне глаз», а самые дешевые — очень высоко или, наоборот, низко. И хоть об этом приеме уже известно большинству людей, статистика показывает, что продажи товаров, расположенных на нижних полках, ничтожно малы.

Вы также могли заметить, что на входе в магазин чаще всего устанавливают корзины с фруктами и овощами. Это не только красиво, но еще и выгодно (для владельцев, конечно же). Покупатель, отправив в тележку какой-нибудь полезный продукт, ощущает внутреннее превосходство («Я позаботился о своем здоровье!») и без особого зазрения совести отправляется уже за менее полезным товаром — снеками, десертами, мороженым, алкоголем и так далее.

К слову, об алкоголе. Раньше магазины «заходили с козырей» и ставили спиртное практически у самого входа. Но после введения ограничения на время продажи крепких напитков, их начали прятать вглубь.

Впрочем, даже так благодаря правильно составленному «маршруту» от маркетологов покупатель доберется до места назначения. В большинстве супермаркетов все проходы устроены так, чтобы люди двигались против часовой стрелки и все время поворачивали влево. Так взгляд покупателя чаще будет падать на середину правой от него полки. А вот на ней можно увидеть самые дорогие и якобы ходовые товары.

«Эффект Златовласки»

Люди очень не любят крайности, поэтому выбирая из нескольких вариантов, как правило, отдадут предпочтение среднему. Маркетологи учитывают это явление и расставляют товары в магазинах так, чтобы на «золотую середину» приходились те позиции, которые необходимо как можно скорее продать.

К примеру, если на полке вы увидите дешевое и дорогое молоко, то, скорее всего, выберите первое. Но если появится еще одна марка молока с теми же свойствами, высока вероятность, что именно ему вы отдадите свое предпочтение.

Это явление получило название «эффект Златовласки», так как в популярной английской сказке Goldilocks and the Three Bears («Три медведя» на русском) девочка, попав в дом к медведям, выбирает не слишком горячую и не слишком холодную кашу, не слишком мягкую и не слишком твердую постель и так далее.

И конечно же не стоит забывать о «желтых ценниках». Во многих супермаркетах ценники товаров окрашивают в этот цвет только потому, что он ассоциируется с акциями и распродажами. Присмотрите, возможно тот товар, который вы хотите взять, стоит столько же, сколько соседний без «желтого ценника»?

Уловки интернет-магазинов

Но не нужно думать, что заказывая товары в интернете, вы ограничиваете себя от «вредного» воздействия маркетологов.


На самом деле, онлайн-магазины тоже используют определенные хитрости и вот некоторые из них:

  • Таймер обратного отсчета, который уведомляет вас о том, что супервыгодная акция перестанет действовать уже через 5, 10, 15 часов. С его помощью покупателя ставят в жесткие рамки и подталкивают к приобретению товара.
  • Отзывы несуществующих людей практически не отличаются от реальных. Зачастую администраторы сайтов сами оставляют хвалебные оды в свою честь или нанимают для этого фрилансеров.
  • Искусственный дефицит создается при помощи красноречивых фраз вроде «Осталось всего две пары», «Последний вариант» и так далее. Люди начинают думать, что этот товар безумно востребованный и будет обидно, если кто-то другой уведет его прямо из-под носа.

Естественно, избежать всех этих уловок невозможно, так как за покупками мы обычно отправляемся не собранными и сконцентрированными, а расслабленными и может даже уставшими. Пользователи сети, основываясь на собственном опыте, советуют ходить в магазин с заранее подготовленным списком и игнорировать акционные товары (только если их нет в списке).

  • avatar
  • 1
  • .
  • +28

3 комментария

avatar
Вообще ни один пункт не работает…
avatar
избежать всех этих уловок невозможно
пф… запросто
и список нахер не нужен
avatar
Тсс… тут маркетологи обиженные за углом притаились… )
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.